В конце 2014 года приказом министра культуры Омской области Виктора ЛАПУХИНА директором Омской филармонии был назначен Андрей ЧУВАШОВ,
до этого занимавший должность заместителя директора по концертно-региональной деятельности в филармонии Тюмени. О том, как он чувствует себя на новом месте, как собирается строить кадровую, творческую и финансовую политику вверенного ему учреждения, Андрея ЧУВАШОВА расспросила корреспондент «КВ» Эльвира КАДЫРОВА.
– Андрей Владимирович, вы вступили в должность перед Новым годом. Это горячая пора для всех концертных организаций. Наверное, непросто принимать руководство в такое время. Как с этим справились вы, как справилась филармония? Вообще, как вы оцениваете новогодний филармонический марафон?
– Знаете, я ведь все-таки пришел не на пустое место. Организм работоспособный, он функционировал и до меня. И что мне было отрадно – этот организм меня принял, не отторг. Входить в курс дел интересно, потому что мне вся эта специфика понятна, поскольку до Омска я занимался подобной деятельностью в Тюмени. Да, действительно, пора была очень горячая, много концертов. Я считаю, что все прошло удачно. Вот даже если сравнивать по отчетам с прошлым годом, в этом году вышло больше различных концертов – и детских, и взрослых, так что творческий и финансовый результат порадовал. Так бы нам работать весь год, кстати, юбилейный – Омской филармонии исполняется 75 лет.
– Какие запланированы мероприятия?
– Их очень много. Юбилейный концерт с официальными поздравлениями состоится 15 мая, но дата не будет замалчиваться в течение всего года. Череда юбилейных мероприятий стартовала буквально в эти дни новой программой Омского русского народного хора. Будут еще концерты, будут выставки.
– Андрей Владимирович, помимо всего прочего, вы являетесь исполнительным директором Союза концертных организаций России. Какова ситуация с подобными организациями в стране, насколько Омск выгодно или НЕ выгодно смотрится на общем фоне?
– Не хочу быть излишне комплиментарным, но если уж смотреть большим планом, то Омская филармония всегда входила и, я надеюсь, будет входить в десятку лидеров концертной сферы. Мы не берем традиционно Москву и Санкт-Петербург, потому что столичные филармонии – это, во-первых, организации федерального подчинения, во-вторых, там совершенно другой уровень от сознания того, что все эти звезды, которых мы приглашаем, они все живут в Москве, то есть находятся у себя дома. Естественно, чем сильнее регионы удалены от Москвы, тем больше надо денег затратить на переезды и так далее. Но Омская филармония функционировала в этой области концертной деятельности эффективно всегда. Если сравнивать все-таки с Тюменью, как многие настаивают, или с каким-то другим городом, то главное отличие всех российских филармоний друг от друга в том, что одни строят свою деятельность на собственных коллективах, другие – на приезжих, то есть на прокате. Тюмень относится именно к тем городам, где в концертной деятельности преобладает прокат. А в Омской филармонии огромный творческий состав, и она, прежде всего, должна уделять внимание собственным коллективам. Концертный сезон у нас строится по принципу: сначала даем хлеб своим артистам, а потом уже приезжим. В общем, основная разница концертных организаций в пропорциях между прокатом и собственными коллективами, ну и еще в каких-то мелочах. В этом плане каждый регион по-своему выстраивает деятельность своей филармонии.
– Вот вы сказали «пропорции». Так в каких пропорциях вы собираетесь делать выступления своих артистов и гастролеров?
– Подчеркиваю: мы в первую очередь должны давать работу нашим коллективам. Уже сейчас готовится план, и в апреле мы должны запустить ярмарку следующего сезона. Конечно, это в первую очередь присутствие Омского симфонического оркестра на площадке. На базе него мы строим ряд абонементов, где будут и приглашенные дирижеры, и приглашенные солисты, в общем, приличная такая компания. Хор – вот сколько он может дать в плане концертов. Это другой зал, это другая задача. Еще Камерный оркестр. А потом мы уже будем смотреть, где у нас остаются пробелы. Потому что в моем понимании Концертный зал должен работать если не круглосуточно, то ежедневно. Поэтому дальше будут арендные мероприятия с эстрадными вещами. Конечно, сейчас трудно все точно прогнозировать – не будем забывать про финансовый кризис.
– Кстати, в связи с кризисом, в связи с политической ситуацией, видимо, все сложнее приглашать каких-то артистов, устраивать гастроли своих коллективов?
– Да, с экономической и политической ситуацией приходится считаться. Но по крайней мере те договоренности, которые есть у Омской филармонии на текущий сезон, пока все в силе. Мы обязательно хотим сохранить для омичей фестиваль СПИВАКОВА, возможно, немного в измененном виде. На зарубежные гастроли, естественно, будет сложнее выехать.
– Скажите, по вашей оценке, насколько коммерчески успешны омские коллективы? Можно пойти по конкретике.
– В любой стране мира творческие коллективы, за исключением шоу-бизнеса, нерентабельны. Даже если взять в качестве примера Берлинский симфонический оркестр. Несмотря на его брэндовость, раскрученность и самое главное – качество, у него ни один концерт не выходит с огромной прибылью. Вообще можно не говорить даже о прибыли, поскольку государство там вкладывает деньги. То же самое и у нас. Другое дело, если бы вы спросили меня о качестве. Очень приличного качества коллективы в Омске. Конечно, они не во всем идеальны и есть куда стремиться. С русским народным хором как-то в последнее время поблагополучнее: и постановки, и костюмы есть. У оркестра симфонического немного другая ситуация. Ну, будем работать.
– Как директору вам придется сталкиваться с распределением финансовых средств, с какими-то кадровыми перестановками. Какими принципами вы будете руководствоваться?
– Тут очень сложно говорить о принципах, потому что филармония ведь является бюджетным учреждением, а не коммерческой организацией. И я не могу сказать: вот вы даете столько концертов, поэтому у вас будет такая зарплата, а вы даете меньше концертов – у вас будет другая зарплата. Есть определенные ставки, определенные статьи бюджета. Но у нас предусмотрена и стимулирующая надбавка, которая уже призвана регулировать эффективность того или иного коллектива. Вот тут мы подойдем уже более дифференцированно. Все-таки кто работает, кто отдается больше творчеству, тот должен и больше получать.
– Мы сегодня говорили в основном о двух самых крупных коллективах – Омском русском народном хоре и Омском симфоническом оркестре. Но на балансе филармонии есть еще много небольших коллективов. Вы уже задумывались о том, что какие-то из них нерентабельны и их следует распустить, а другие, наоборот, как-то укрепить? Какие-то, может быть, объединить?
– Что касается творческого состава филармонии, здесь даже не я решаю. Есть все-таки руководители выше меня, есть учредители.
– Но вы же можете что-то предложить?
– Предложить я, конечно, могу. Но сейчас я не хотел бы никого вводить в трепет и в дрожь заявлением о том, что собираюсь это сделать. Когда я пришел на этот пост, то взял для себя девиз: не навредить. То есть я не хочу быть «новой метлой». Соединить, разделить, поменять что-то – это я всегда успею. Надо посмотреть, как это работает. Мне пока сложно так уж решительно судить о чьей-то эффективности, поскольку месяц в масштабах руководства – это, можно сказать, ничто. Некоторые руководители, проработав десять – пятнадцать лет, наконец-то приходят к осознанию того, где истина и что действительно нужно сделать. А один руководитель, очень известный, не буду называть имя, тот первые годы своей работы менял штатное расписание чуть ли не раз в квартал. Он смотрел, что лучше, искал свою схему, как в электроприборе – методом тыка, подбора. Потому что, в отличие от Запада, у нас нет определенного рецепта. Вот там есть давным-давно отработанная технология функционирования концертной сферы. Есть европейский опыт, есть американский, все регламентировано и понятно. В России этого опыта, к сожалению, не существует. Остался только советский. А в СССР в первую очередь был план. Там никто не считал деньги. Абсолютно. Они текли рекой. Но была идеология. Сейчас с финансированием трудно, а идеологии нет. Наверное, это плохо. Все-таки культура должна нести какую-то идеологическую нагрузку, воспитывать. Не зря в разные времена первые лица государства приходили к осознанию того, что культура может многое вытянуть на себе. И экономику, и политику, и так далее. Это очень мощный инструмент, которым необходимо пользоваться. Ну а что касается управления – будем искать какие-то способы, механизмы. Увидим, что это не идет, будем что-то менять.
– А в плане административной составляющей – вы будете брать себе новых сотрудников, прощаться со старыми?
– Как говорится, у каждого дворника должна быть своя лопата. Это удобно. Любому руководителю нужно создавать свою структуру, я тоже веду работу в этом направлении. Но у меня нет желания завтра кого-то увольнять. Поменять что-то внутри, кого-то наделить большими полномочиями, с кого-то, наоборот – их снять, это возможно. Ничего страшного в этом нет.
– Андрей Владимирович, несколько слов о вашей личной музыкальной карьере. Чем вы занимаетесь как музыкант?
– Мы с супругой окончили Уральскую государственную консерваторию и вместе музицируем вот уже на протяжении шестнадцати лет. Она домристка, я играю на баяне. У нас дуэт, сложившаяся концертная единица. Мы были лауреатами различных конкурсов, всероссийских и международных, выезжали на гастроли по всей России. В 2007 году мы играли в Омске, в Органном зале. Нам это всегда нравилось, но, конечно, не было основным видом нашей деятельности, поскольку одним только творчеством в наше время прожить сложно
– В принципе ведь хорошо, когда директор концертной организации сам прошел путь артиста филармонии и знает всю кухню изнутри?
– Безусловно. Например, главный врач, который возглавляет больницу, он ведь по образованию не экономист или хозяйственник, а все-таки медик. Там боятся, потому что что-то не то сделали – это больно, это чревато летальным исходом. Мы все живые люди, поэтому на себе чувствуем. В культуре как-то такого понимания нет. А на самом деле мы можем вылечить даже лучше, чем врачи. Они-то лечат тело, а мы лечим душу. И делаем профилактику души. Поэтому я бы поспорил с известным постулатом «В здоровом теле здоровый дух». Поскольку только со здоровой душой может быть здоровое тело. И руководитель творческой организации должен иметь соответствующее образование и опыт, чтобы четко представлять, чем его организация занимается, и оценивать правильность каждого шага.