Книги недели с 22 по 29 июля 2015 года
Парабеллум. СССР, XXII век: война в космосе
М.: Снежный ком, М.: Вече, 2014 год. - 272 стр.
Тираж 2000 экз.
Родом из СССР
Так пусть же Красная cжимает властно…
Если бы СССР не развалился, а, наоборот, единым мощным государством вышел назло врагам в космос… Какие враги? А там, где СССР, вокруг всегда враги. Поэтому и надо беспрекословно выполнять указания партии и правительства и крепить обороноспособность страны. Новая антология «Снежного кома» оказалась в тренде патриотического подъема и антиамериканской истерии: «Советский десант!.. Крепкие мышцы, закованные в бронзотитан, гордые подбородки, мощь разума в глазах. В то время как американская военщина штамповала универсальных робосолдат, впаивая им электрические мозги, в советские десантные войска принимали самых отборных интеллектуалов СССР, чтобы и тело, и разум – все было гармонично». Понятно, что рассказ Татьяны КИГИМ «В Америке секса нет» — пародия, выстроенная на штампах и ассоциациях: «Это только у вас, в буржуазном обществе, в армию идут одни дебилы!» «Почему одни де Биллы… У нас еще де Гриз есть… и фон Косиган (то бишь Форкосиган – mif1959)». Однако если кое-кто из авторов и прячет иронию под боевым бронзотитаном, то очень уж глубоко. Коварные пиндосы, притворившись своими, захватили в плен спасательную шлюпку и пытаются склонить советских офицеров к предательству, но лейтенант Вентухов, решившись на бунт, бессмысленный и беспощадный, погибает, так и не увидев Марса, куда летел к месту назначения (Юрий БУРНОСОВ «Черные звезды, золотое небо»). Или вот такие же пиндосы через яхту с детьми, которая должна была посетить с визитом мира советскую станцию «Клара Цеткин», пытаются заразить советский народ бактериологическим оружием, и только случайно террористы, поверившие в мирную миссию и захватившие яхту, не понимая того, спасли мир от бактериологической войны. И опять-таки в конце рассказа Игоря ВЕРЕСНЕВА «Круиз «Дженнифер Энинстон» погибает советский десантник, спасший детей и уничтоживший террористов. Марс, Венера, пояс астероидов, спутники Титана – везде советский человек стойко стоит на страже огненных рубежей. А в глубокие советские годы Кир БУЛЫЧЕВ написал маленький рассказ, первый из цикла про Алису – «Девочка, с которой ничего не случится» про счастливое мирное будущее, в котором, правда, повсеместно уже победил коммунизм.
mif1959
Дэвид ЭДМОНДС, Джон АЙДИНОУ
Кочерга Витгенштейна. История десятиминутного спора между двумя великими философами
М.: Издательство «Новое литературное обозрение», 2004 год. — 352 стр.
Серия «Библиотека журнала «Неприкосновенный Запас»
Пер. с англ.
Тираж 2000 экз.
«Нервно поигрывал кочергой»
О чем спорят философы?
«Я знаю, что в этом мире случаются странные вещи. Это одна из тех немногих вещей, которые я за свою жизнь узнал наверняка» — это цитата из Витгенштейна. «Великие люди совершают великие ошибки» — а это уже из Поппера. В один из вечеров они сошлись в поединке, который вошел в историю философии. В пятницу 25 октября 1946 года состоялось очередное заседание кембриджского Клуба моральных наук — еженедельного семинара студентов и преподавателей философии. Как обычно, в 20:30 члены клуба собрались в Кингз-колледже, в корпусе Гиббса ( крыло Н, комната 3). Выступал приглашенный докладчик из Лондона, доктор Карл Поппер. Он читал доклад под названием «Существуют ли философские проблемы?». В числе слушателей был председатель клуба, профессор Людвиг Витгенштейн, которого многие считали величайшим философом того времени. Присутствовал также Бертран Рассел, еще несколько десятилетий назад снискавший громкую славу своими философскими трудами и радикальными политическими взглядами. Как утверждают авторы, в первый и последний раз три великих философа — Рассел, Витгенштейн и Поппер собрались в одном месте в одно время. Однако и по сей день очевидцы и исследователи расходятся во взглядах на события того вечера. «Рассказ о событиях того вечера Поппер изложил в интеллектуальной автобиографии Unended Quest, опубликованной в 1974 году. По версии Поппера, он выдвинул тогда ряд «действительно философских проблем». Витгенштейн отверг их все разом. Поппер вспоминает,что Витгенштейн «нервно поигрывал кочергой», которой, как дирижерской палочкой, акцентировал свои аргументы; а когда дело дошло до вопроса о статусе этики, потребовал, чтобы Поппер привел пример морального принципа. «Я ответил: «Не угрожать приглашенным докладчикам кочергой». В ответ Витгенштейн в ярости отшвырнул кочергу и выбежал из зала, громко хлопнув дверью». Так ли это было на самом деле? Выяснением этого и занимаются англичане ЭДМОНДС и АЙДИНОУ.
Е.К.
Владимир ЗИСМАН
Путеводитель по оркестру и его задворкам
М.: АСТ, 2015 год. – 410 стр.
Тираж 2000 экз.
«Сон о покупке шифера»
Симфонический оркестр изнутри и снаружи
Что можно отнести к толковым путеводителям по оркестру? Как считает автор, во-первых, это симфоническая сказка «Петя и волк» Прокофьева. Второе произведение «про это» принадлежит Бенджамину Бриттену. Оно так и называется – «Путеводитель по симфоническому оркестру» и написано в форме темы с вариациями. «Путеводитель…» чуть менее известен, но очень хорош. Ну и, конечно, «Репетиция оркестра» Федерико Феллини — азбука и катехизис оркестра. «Если не считать отдельных малозначительных деталей, то это действительно обобщенный слепок социума под названием «оркестр», – пишет музыкант Владимир ЗИСМАН, который и сам удивляется, насколько точно показаны в фильме оркестровые типажи и психология оркестровых музыкантов. Впрочем были в советское время еще и дневные представления, где рассказы о музыке иллюстрировал весьма полновесный симфонический оркестр. Например, «уже ставшие легендарными рассказы об оркестре Светланы Виноградовой для детей и божьих одуванчиков», наводившие ужас на оркестрантов своей непредсказуемой длительностью. «Мало того что увлекательный рассказ о музыкальных инструментах уходил в бесконечность, вгоняя в сон в первую очередь оркестр, а затем и молодых мамаш с детьми, так еще и в самый неожиданный момент звучала фраза вроде: «Послушайте, дети, как божественно звучит тема фагота в «Болеро» Равеля!» — и фаготист, уже минут двадцать как сомлевший и еще не досмотревший сон о покупке шифера для дачи, вздрагивал и пытался из пересохшей трости издать заявленные божественные звуки». Вот это и есть самое главное: книга Владимира ЗИСМАНА позволяет читателю вспомнить, что оркестранты тоже люди, и на время оказаться, что называется, в их шкуре. Учитывая, что ЗИСМАН ироничен, остроумен, памятлив и хорошо знает предмет, посещающий симфонические концерты читатель непременно получит пару-тройку часов удовольствие от этой занятной книги.
Е.К.
Георгий ПЕРСИКОВ
Дело о Чертовом зеркале
М.: Издательство АСТ, 2015 год. — 320 стр.
Тираж 4000 экз.
Профессор и фабрикант
Как найти сокровища, ориентируясь по карте
«Музей был нарядно украшен, и в воздухе витал запах приготавливаемых блюд для банкета. При входе пожилой смотритель, одетый в гусарский костюм, дарил каждому вошедшему брошюрку «Старокузнецкий краеведческий музей: перечень экспонатов», несколько фотографических карточек с видами музея и свежеизданную книгу профессора Смородинова «Отрыв Крымского ханства от Османской империи». Да, профессор, как мог, попытался поднять курс своих акций на рынке исторической науки. Помимо представителей губернской прессы на открытии статуэтки присутствовали три иногородних журналиста, один из которых успел шокировать присутствующих ярко-полосатым сюртуком. Помимо этого был и известный столичный меценат Яхонтов, уроженец Старокузнецка, и председатель Английского клуба князь Чернобородский вместе с тремя одноклубниками (надо добавить, что Английский клуб являлся главным попечителем музея и также основным поставщиком охотничьих трофеев для зала фауны), и фабрикант Стрыльников, безуспешно попытавшийся прорваться к профессору, окруженному кольцом журналистов. Как только он узнал, что до банкета еще надо ждать целый час, сразу же ушел в ресторан». Оно и понятно, почему профессор видеть не мог Стрыльникова вблизи. Фабрикант прикупил в Швейцарии карту середины семнадцатого века, выполненную арабским картографом. Ему наплели, что там отмечена сокровищница Ахмет?бея. Фабрикант пригласил профессора к себе в имение, сулил большие деньги, если тот укажет ему сокровищницу и, не добившись немедленного согласия, спустил беднягу с лестницы. Впрочем напрасно он это сделал. В упомянутый вечер музейной презентации не только пропадет старинная статуэтка, но несколько часов спустя на пустыре за рестораном обнаружат бездыханным того самого фабриканта-миллионера. Полиция окажется в замешательстве, и тогда к расследованию подключится молодой практикующий доктор, герой Англо-бурской войны Георгий Родин.
Е.К.