Все рубрики
В Омске вторник, 16 Июля
В Омске:
Пробки: 4 балла
Курсы ЦБ: $ 87,8077    € 95,7849

Виктор БЕЛОВ: «Я удивляюсь, почему омичи не гордятся своей промышленностью. В ВРП области доля обрабатывающих отраслей – 38%. Это второй показатель в стране»

18 марта 2015 11:36
2
5775

Возрождение минпрома формально произошло 12 марта. И в тот же день министр Виктор БЕЛОВ побывал в редакции «Коммерческих вестей», где за чаем рассказал творческому коллективу газеты о проблемах и достижениях омской промышленности, а также о том, чем будет заниматься в ближайшее время. Сегодня в структуре минпрома уже создано два департамента (промышленности и транспорта, строительства транспортных объектов и гидротехнических сооружений) и два управления (финансов и организации деятельности). Курировать департаменты будут заместители министра Михаил ДУБРОВИН и Виталий САВЕНКОВ.

– Виктор Иванович, правильно ли мы понимаем, что в минпром указом губернатора было переименовано министерство развития транспортного комплекса? И сколько работников прежнего министерства, кстати, перешло в новое министерство?

– В минтрансе, насколько мне помнится, работало 42 госслужащих плюс 13 иных работников. Управление дорожного комплекса в составе шести человек полностью ушло в минстрой. Вместе с начальником управления. А в минпром пришел департамент промышленности и инновационных технологий из министерства экономики в количестве 19 человек. Всего у нас по штатному  расписанию – 62 человека.

– В штатном расписании уже учитываются новые требования президента по сокращению заработной платы чиновников?

– Мы уже в процессе реорганизации минтранса в минпром оптимизировали структуру министерства. Структура получилась компактной – сегодня в новом министерстве два департамента и два управления. Оптимизация коснулась и заработной платы, естественно.

– Про ваши творческие планы мы спрашивать не будем, сформулируем вопрос несколько иначе. На ваш взгляд, какие главные проблемы сегодня приходится решать омской промышленности и какое место в их решении будет занимать минпром?

– Промышленность – она живет той же жизнью, что и вся страна. Я недавно был на слушаниях в Российском экономическом университете имени Г. В. Плеханова, посвященных теме реиндустриализации. Проводил эти слушания Совет Федерации Федерального собрания РФ, участвовали отраслевые министерства, эксперты. Ситуация в российской промышленности непростая. Если все развитые страны перемещали свои обрабатывающие производства в Китай и в страны Юго-Восточной Азии, то Россия никуда ничего не перемещала, она просто уходила с этого рынка. Сегодня доля обрабатывающей промышленности в ВВП страны – всего 26%. И сегодня перед всей страной стоит большая задача по техническому перевооружению, по увеличению доли обрабатывающих отраслей, по переводу промышленности на новые технологии. Мне, кстати, было приятно, когда на этих слушаниях в качестве примера приводили Омскую область. В валовом региональном продукте Омской области доля обрабатывающих отраслей по-прежнему высокая – порядка 38%. Это второй показатель в стране. Приводили в пример и ряд омских предприятий, которые, несмотря на сложные годы, смогли провести техническое перевооружение. В частности, речь шла о ПО «Полет», которое наладило производство универсальных ракетных модулей для ракеты-носителя «Ангара». Этой ракетой, как вы знаете, гордится сегодня вся Россия. И я удивляюсь, почему омичи не гордятся Омском, не гордятся своей промышленностью. С этим мнением, которое укрепилось в массовом сознании, что в Омске все разрушено и ничего не производится, – я категорически не согласен. Омск сегодня находится на пятом месте среди российских промышленных центров.

 

– По большому счету ситуация в ПО «Полет» и в ОАО «Омсктрансмаш» от омского минпрома никак не зависит. Там все происходит по воле федерального центра. И все свои программы они выполнят и без минпрома. Не совсем понятна тогда роль регионального правительства...

– Эти предприятия не в вакууме работают. Они работают в конкретном регионе. И люди, которые трудятся на этих предприятиях, живут в Омске. Пользуются всей инфраструктурой региона. Поэтому все вертикально-интегрированные структуры заинтересованы в сотрудничестве с регионами. Уже в этом году у омского губернатора было две встречи с генеральным директором ФГУП «Государственный космический научно-производственный центр имени М. В. Хруничева» Андреем КАЛИНОВСКИМ. И на последней встрече предприятие озвучило свою заинтересованность в подписании отдельного соглашения с регионом о социально-экономическом развитии ПО «Полет». Мы находим точки соприкосновения и в вопросах подготовки кадров. По кадрам сейчас готовится отдельная программа, для реализации которой будет создан консорциум учебных заведений и промышленных предприятий. Региону это тоже выгодно. Увеличивая количество рабочих мест, мы получаем дополнительные налоги.

– А будут эти дополнительные налоги?

– Конечно. Это тоже вброс, что все отсюда якобы увозится. Процесс вхождение омских предприятий в вертикально-интегрированные структуры в какой-то мере стал благом и для региона. В итоге все предприятия обеспечены не только государственным оборонным заказом, но и заказами по импортозамещению в рамках холдингов. Импортозамещением наши омские предприятия занимаются очень активно – «Высокие технологии», МашКБ, МоторКБ.

– То есть у омской «оборонки» все отлично?

–У той части омской промышленности, которую принято называть «оборонкой», да, ситуация благоприятная. Начиная с 2001 года оборонная промышленность стабильно растет. Предприятия «оборонки» участвуют в пяти федеральных программах. Если сравнивать по показателям – производительность труда, количество работающих, объем выпускаемой продукции, то мы соответствуем всем тем параметрам, о которых говорил президент России. Мы сегодня меньшим количеством работающих производим больший объем продукции, и у нас производительность труда опережает рост заработной платы, хотя зарплата с 2001 года тоже серьезно выросла. Сегодня на одном из омских предприятий средняя зарплата выросла уже до 60 тысяч рублей в месяц. ПО «Полет» в этом году поставлена задача перейти рубеж в 30 тысяч рублей по средней зарплате. Омсктрансмаш набрал хороший темп и по производительности труда, и по росту заработной платы. У них очередь стоит на работу устроиться. Сегодня 30% российского рынка магниевого литья занимает Омсктрансмаш. При всем при этом надо понимать, что федеральная госпрограмма вооружений заканчивается в 2020 году, и уже сейчас необходимо готовиться, к тому, что объемы госзаказа могут после этого срока резко упасть. То есть нам нужна альтернативная продукция, чтобы мы не столкнулись с тем, что происходило в 90-х, когда оборонные предприятия изготавливали чуть ли не кастрюли.

– Помнится, территория Омсктрансмаша тогда  была чуть ли не заставлена гигантскими бутылкомоечными машинами, которые не нашли спроса. Входит ли в сферу интересов минпрома легкая промышленность Омска? Раньше предприятий было много, они хорошо работали, а сегодня от некоторых и воспоминаний не осталось...

– В легкой промышленности проблемы в большинстве такие же, как в обрабатывающих отраслях. Им также требуется техническое перевооружение, они также испытывают нехватку оборотных средств и высококвалифицированных кадров. Причем если крупные предприятия, как мы уже говорили, финансируются очень часто через вертикально-интегрированные структуры, то средним и малым предприятиям легкой промышленности остается только кредитование под 20% в коммерческих банках. Естественно, этим предприятиям нужно помогать. И мы от них не собираемся открещиваться.

– Носки китайские действительно в Омской области производятся или хитрые китайцы делают носки у себя, а этикетки лепят здесь?

– Носки действительно производят. Есть даже две фабрики. Одни начинали с производства сланцев, потом привезли из Китая оборудование для производства носков. У них, кстати, одно время проблема была с сырьем. Не могли найти в России сырья и часть завозили из Китая.

– Сейчас у всех на слуху конфликт между руководителем и работниками областного ОАО «Омский аэропорт». Поскольку ваше министерство будет заниматься теперь всем транспортом, то и проблемы аэропорта будут вашими проблемами. Какие у вас мысли на этот счет?

– На этом участке будет работать мой первый заместитель   Михаил ДУБРОВИН, я думаю, он объективно разберется, что происходит в аэропорту и есть ли там действительно угроза безопасности полетов. Когда возникает конфликт на таком предприятии – это очень опасно. А наша задача –  чтобы предприятие функционировало безаварийно. Первое правило любого руководителя – находить общий язык с подчиненными. В противном случае это бомба замедленного действия. Мы все помним пример, когда по какой-то необъяснимой причине снегоуборщик во Внуково остался на взлетной полосе и в результате погиб президент одной из крупнейших мировых компаний. Я не сторонник с ходу махать шашкой, да и окончательное решение по руководителю в любом случае будет принимать министерство имущественных отношений, но если такая необходимость есть, то меры нужно принимать.

– Будет ли проводиться аудит в ОАО «Омский аэропорт»?

– Такие решения будет принимать собственник. По формальным показателям, насколько я понимаю, ситуация не выходит за рамки. Резкое снижение показателей в этом году имеет свои причины – это влияние кризиса, который сказывается сегодня на всех отраслях. Что касается сокращений персонала, то оборонная промышленность, если помните, уже пережила аналогичный процесс. Были коллективы по 30 тысяч человек, а сейчас на самых больших предприятиях по 5 тысяч работников. И силами этих 5 тысяч, кстати, производится больше продукции, чем в те времена, когда работали 30 тысяч. Другой технологический уклад, другое оборудование.

– По поводу аэропорта Омск-Федоровка ожидаются какие-нибудь обнадеживающие новости?

– Могу только еще раз сказать про соглашение с Внешэкономбанком. Есть рабочая группа, которая контролирует выполнение всех этапов работ. Сейчас идет согласование рабочей группой аспектов технического задания для подготовки проекта.

– Правительство Омской области запланировало на октябрь первую Международную выставку высоких технологий и техники для Арктики «ВТТА–Омск–2015». Какие-то планы уже есть?

– Достигнута договоренность, что рамках ВТТА состоится выездное заседание Делового совета по развитию Арктики и Антарктики при Совете Федераций Федерального собрания РФ, на котором с участием потенциальных потребителей продукции состоится обсуждение вопросов участия промышленности Сибири не только в арктических программах, но и в программах развития Крайнего Севера и Дальнего Востока. Буквально вчера мне позвонили и сообщили, что руководством «Норильского никеля» принято решение об участии в нашей выставке.

– Соучредителями ВТТВ-Омск всегда были федеральные структуры. А у ВТТА будет федеральная поддержка?

– У ВТТВ была необходимость в поддержке федеральных структур, поскольку только они обладали правом выдачи разрешений на демонстрацию продукции военного назначения иностранным заказчикам. Нам обязательно нужен был соорганизатор в лице Ростехнологий, Рособоронэкспорта, Минпромторга или Комитета РФ по военно-техническому сотрудничеству. В случае с ВТТА, где будет демонстрироваться гражданская продукция, такой необходимости нет. Выставку поддержит сам Сибирский федеральный округ и Деловой совет по развитию Арктики и Антарктики при Совете Федераций Федерального собрания РФ. Этот орган хорошо известен и в стране, и за ее пределами. 

– В этом году на полигоне демонстрации танков уже не будет?

– Танков не будет точно. ВТТА – это гражданская выставка, которая будет проводиться для специалистов. Но от идеи демонстрации техники мы тоже не отказываемся. Мы еще подумаем на эту тему.

– Метро и гидроузел теперь тоже будут вашими?

– По поводу метро я могу только повторить за губернатором: все определяется финансированием и ресурсами. Первое, что необходимо сделать, на мой взгляд, завершить строительство двух станций, расположенных в центре города, и провести работы по их консервации. Они сегодня сильно сдерживают развитие транспортной инфраструктуры Левобережья. Проблемы метро и гидроузла, как вы знаете, связаны еще и с банкротством НПО «Мостовик». С этой компанией нужно цивилизованно «развестись».

По поводу гидроузла. На минувшей неделе состоялось заседание экспертного совета при Федеральном агентстве водных ресурсов РФ. В нем участвовал и заместитель председателя правительства Омской области БОНДАРЕВ Игорь Сергеевич. Специалисты, кто занимается этими вопросами, после тщательного рассмотрения приняли решение рекомендовать продолжить строительство Красногорского водоподъемного гидроузла на реке Иртыш. По их оценке, в перспективе город не сможет обойтись без этой плотины. Более того, после заседания экспертного совета неосвоенные «Мостовиком» за предыдущие годы средства – порядка 1,4 млрд рублей – было решено перечислить в областной бюджет.

– Какая часть гидроузла уже завершена?

– В данный момент готовность объекта составляет 50%. Построена вся левобережная часть плотины. Если бы «Мостовик» успел установить навесы и экран, который должен быть над плотиной, мы бы уже могли разобрать перемычки и затопить эту часть. А теперь  придется ждать, пока определится новый подрядчик строительства гидроузла.

– То есть этим летом строительные работы на плотине вестись не будут?

– Мы сейчас рассматриваем разные варианты. Есть возможность, как говорят специалисты, работать в рамках локальных смет по существующей проектной документации. Но это опять же в том случае, если мы решим вопросы с «Мостовиком». Пока де-юре «Мостовик» остается на объектах, мы не можем даже объявить конкурс, чтобы найти нового подрядчика. 

– В прошлом году много было разговоров о том, что омские филиалы НПЦ газотурбостроения «Салют» и ГКНПЦ им. Хруничева станут самостоятельными юридическими лицами, зарегистрированными в Омске. От этой идет отказались?

– Нет, не отказывались. Губернатор обращался с предложением, чтобы омские филиалы НПЦ газотурбостроения «Салют» и ГКНПЦ им. Хруничева были зарегистрированы как дочерние предприятия этих холдингов. Нам направлен ответ за подписью генерального директора корпорации «Ростех» ЧЕМЕЗОВА, что к этому вопросу они вернутся, как только завершится процедура акционирования. Это 2015-2016 годы.

– Пару лет назад «Салют» собирался освободить часть территории ОМО им. Баранова и сконцентрироваться на меньших площадях. Не получилось?

– Почему? Предприятие продолжает реализовывать свой план реорганизации, которым предусмотрено в том числе высвобождение части территории. ПО «Полет», кстати, тоже будет освобождать территорию, которая вдоль улицы Богдана Хмельницкого. И для Омсктрансмаша, у которого есть большие незадействованные площади, бронетанковый холдинг «Уралвагонзавод» разрабатывает планы реорганизации. И это правильный, рациональный подход.

– Все перечисленные вами предприятия не платят налог на землю. Им можно иметь и свободные площади...

– А зачем нужны эти площади, если они не используются? Территория должна работать.

– Что происходит с Омскшиной? Ходят слухи, что у завода большие проблемы и фактически он находится на грани банкротства. Часть территории Омскшины, как говорят, отходит к НПП «Прогресс». Это уже решенный вопрос?

– Нет, вопрос по территории, которая граничит с НПП «Прогресс», и недостроенному корпусу еще не решен. Хотя НПП «Прогресс» действительно заинтересован в площадях. Этот интерес связан с планами по созданию на базе предприятия федерального центра по новым материалам. Эта концепция уже рассмотрена и одобрена Минпромторгом РФ. Процесс уже запущен. Теперь что касается шинного завода. У предприятия есть программа обновления производства, в прошлом году была запущена новая линия в рамках концепции техперевооружения. Есть и проблемы, конечно. Шинная промышленность тесно связана с автомобильной. А сегодня падают объемы производства на автопредприятиях. Это во-первых. Во-вторых, растет импорт дешевой шинной продукции из Китая. Насчет возможного банкротства сказать ничего не могу. Скорей всего, это просто слухи.

– Большие планы были у московского ООО «ГринЛайт», которое выкупило имущественный комплекс обанкротившегося ООО «Омск-Полимер». Ничего не получается или это был очередной прожект? Когда в гостях у «КВ» был Михаил СУТЯГИНСКИЙ, то он говорил, что все оборудование «Омск-Полимера» режут на куски и продают как металлолом.

– Скажем так, компания «ГринЛайт» пока существует. Но те планы, которые эта компания рисовала, не исполняются, к сожалению. Там московские собственники, судя по всему, перекупают друг у друга доли, и больше ничего не происходит.

– Рабочая группа по организации перевозок в районах недавно принимала решение о сокращении на 10% маршрутов. Потом губернатор сказал, что ничего меняться не будет, после чего все окончательно запутались. Так изменится или нет объем перевозок по областным маршрутам?

– В сфере пассажирских перевозок проблем очень много. В том числе есть проблема и с рациональной организацией сети, и с так называемыми нелегальными перевозчиками, которые возят пассажиров без билетов и не платят налоги. Там целый букет проблем, которые нужно решать. Причем решать их нужно одновременно. Были бы деньги – вопросов бы не было. А денег в бюджете, как вы знаете, на все не хватает, поэтому сегодня мы должны определиться с тем, как имеющиеся небольшие ресурсы потратить рационально. И как заинтересовать в решении транспортных проблем глав муниципальных районов.

– Как планируете сохранять электрички?

– Сегодня, к счастью, есть предложения на уровне Российской Федерации, как облегчить нагрузку на региональные бюджеты. В частности, предлагается ввести нулевой НДС. Но вообще ООО «ОмскПригород» работает. Омское предприятие сегодня в числе лидеров среди всех российских предприятий, занимающихся пригородными перевозками. Все направления нам удалось сохранить. Хотя определенная оптимизация тоже проводилась, насколько я знаю. Сокращались и рейсы, и количество вагонов.

– Спасибо, Виктор Иванович, что приняли наше приглашение на чай. Успехов вам и вашему министерству.

Комментарии
Внимательный 18 марта 2015 в 18:45:
Да уж... Воистину, омичи стали работать в основном на иногороднего и иностранного «дядю», получая за свой (иногда даже квалифицированный) труд жалкие крохи. А минпром лишь собирает сказочные отчеты и прожекты от засланных директоров, срок контракта которых не превышает двух лет. Что на самом деле происходит на условно омских предприятиях, какие фатальные для трудовых коллективов принимаются этими засланцами решения, какой ущерб наносится Омской области – увы, ничего этого чиновники, годами сидящие в удобных креслах, не знают. Да, пожалуй, и не хотят знать. Так ведь спокойнее, теплее и сытнее...
житель 18 марта 2015 в 15:03:
как я был прав, что Белов министр ни о чем! Чем гордиться господин министр??? Промышленностью, которая на 100% принадлежит не Омичам?! Я рад за другие регионы! Омскую область жаль!
Показать все комментарии (2)

Ваш комментарий


Наверх
Наверх
Сообщение об ошибке
Вы можете сообщить администрации газеты «Коммерческие вести»
об ошибках и неточностях на сайте.