В середине апреля в казенном учреждении Омской области «Омскоблстройзаказчик» сменилось руководство. Обозреватель «КВ» Николай ГОРНОВ пообщался на минувшей неделе с новым руководителем этого учреждения Евгением СКРУДЗИНЫМ и выяснил, как контролируются социально значимые стройки и почему не всегда соблюдаются сроки строительства.
– Евгений Александрович, уже успели вникнуть в особенности нового места работы?
– Собственно, новым стало только место работы, функционал для меня понятен, нужно было только с людьми познакомиться, вникнуть в специфику получилось достаточно быстро.
– А каков он – функционал? Чем занимается Омскоблстройзаказчик? К сожалению, очень немногое о вашей организации известно...
– Все задачи я перечислять не буду, их много. Если говорить в целом – это осуществление функций государственного заказчика от имени Омской области при строительстве крупных и социально значимых объектов, которые финансируются из областного и федерального бюджетов. В основном это поликлиники, школы, детские сады, одно из самых важных направлений — жилье для детей-сирот, о котором сейчас много пишут. При этом замечу, что у нас внимание журналистики акцентируется только на негативе. Наверно «жареные» и не всегда проверенные данные лучше продаются и набирают большее количество просмотров в Интернете? А если все идет по плану, то это никому не интересно. Получается, по программе обеспечения жильем детей-сирот в Омской области Омскоблстройзаказчиком за последние три года сдано порядка 710 помещений, при этом замечания, которые были выявлены в процессе эксплуатации, составили менее 1,5% от всего объема. И эти замечания, естественно, учитывались, а выявленные недостатки исправлялись.
– А журналисты пишут, что все пропало?
– Пишут, что катастрофа. При том, что мы строительный контроль ведем на каждом этапе, начиная с проектной документации и до приемки законченного строительством объекта. Для этого в нашей структуре существуют технический и производственные отделы, которые и занимаются конкретно контролем и проектирования, и производства строительно-монтажных работ. Подписываются акты, формы, все фиксируется, согласно всем требованиям Градостроительного кодекса РФ, СНиП и прочих нормативных документов. И в результате, повторюсь, имеем на выходе объект, который полностью соответствует требованиям проектной документации. А потом начинается заселение. В процессе эксплуатации, конечно, могут появится проблемы, вызванные упущениями со стороны подрядчиков, но есть и ряд вопросов к правильности эксплуатации. В любом случае мы незамедлительно реагируем на поступающие жалобы, приезжаем, разбираемся, если необходимо – привлекаем подрядчика для исправления замечаний или выявленных недостатков. Вообще сегодня в рамках программы по обеспечению жильем детей-сирот, с учетом изменений в Земельном кодексе, введенных с марта, стало возможным рассмотреть вопрос формирования портфеля из типовых проектов, имеющих стандартное наполнение, что позволит Облстройзаказчику выступать непосредственно заказчиком строительства, а не дольщиком. И через конкурсные процедуры определять подрядчиков конкретно на проведение строительно-монтажных работ. Что повысит и качество сдаваемых объектов, и сократит сроки их ввода в эксплуатацию.
– Сколько человек у вас в штате?
– Штатная численность – 57 человек.
– Какие строящиеся объекты вы держите, как говорят, на личном контроле?
– На личном контроле такие объекты, как поликлиника на 1000 посещений в смену, которая строится на Левобережье в рамках реализации плана по подготовке празднования 300-летия города Омска. Уникальный объект, таких медицинских учреждений в Омске давно не было. Строительно-монтажные работы планируется завершить в ноябре, и пока никаких проблем я не вижу. В конце 2015 года начнем оснащать поликлинику оборудованием, и к лету, я думаю, уже введем в эксплуатацию. Еще есть городская детская клиническая больница № 3 на улице Магистральной, где сегодня полным ходом идут работы по реконструкции двух корпусов – педиатрического и хирургического. Педиатрический корпус однозначно сдадим по графику в этом году, хирургический, тоже в срок, в следующем. Есть здание театра «Галерка». Там темпы строительства были ниже, чем хотелось бы, и мы принимаем меры к подрядчику, который уже начинает выправлять ситуацию.
– На стройках регулярно бываете?
– Обязательно. А иначе не будешь владеть достоверной информацией. Раз в неделю, как минимум, я объезжаю все наши основные объекты.
– Не знаю, как вас, а меня часто удивляют длительные сроки строительства в Омске и не всегда хорошее качество того, что получается в итоге...
– Согласен, вопросы есть, в том числе и к качеству, но качество мы от подрядчика в любом случае добиваемся. Без этого объект не будет сдан-принят. А сроки – это действительно проблема. Как правило, причина длительных сроков в нехватке мощностей у подрядчика: люди, финансы. Иногда и генподрядчик хочет заработать больше и зажимает своих субподрядчиков.
– Не хватает мощностей? Вроде же много строителей в Омске...
– С одной стороны, строительных организаций действительно много. А с другой стороны, мы сейчас готовим тендеры на крупные объекты и волнуемся, что в них не будут участвовать омские строители. По поликлинике на Левобережье, например, генподрядчиком выступает ООО «СТС» из Санкт-Петербурга.
Может быть, омские строители не хотят работать с бюджетом?
– Не исключено. С бюджетом работать не всегда легко и комфортно, несмотря на стабильное финансирование. Во-первых, всех подрядчиков, работающих по госконтрактам, жестко контролируют. Во-вторых, за бюджетные деньги строго спрашивают. В-третьих, должна быть банковская гарантия, чтобы получить подряд, и не всегда контракт предусматривает авансирование. То есть нужно обладать немалыми собственными ресурсами.
– А сложности конкурсных процедур не отсекают местных подрядчиков?
– А какие сложности в конкурсных процедурах? Нужно просто выучить своих специалистов или нанять тех, кто будет грамотно документы готовить. Федеральный закон № 44 ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» достаточно четко устанавливает правила работы для всех сторон, а ФАС жестко их контролирует.
– Если все так просто, почему строители постоянно жалуются на конкурсные процедуры? Как бороться с тем, что на конкурс заявляются посредники и роняют цену? Почему побеждают фирмы, у которых кроме шариковой ручки ничего нет, а нормальные строители остаются ни с чем?
– Я не верю в эти трудности. Почему нормальные строители сначала позволяют выигрывать конкурсы этим строителям с ручкой, а потом вдруг всей толпой идут к нему в субподрядчики и соглашаются работать за копейки? Если бы проигнорировали посредников, ситуация выправилась бы очень быстро, что, опять же, все регулирует 44ФЗ. Когда мне строители начинают рассказывать о всяких аукционных схемах и предложениях, которые им поступали от «бомбил», участвующих в тендерных процедурах, типа «дайте денег и мы уйдем», я им напоминаю всегда, что у нас есть правоохранительные органы, которые с удовольствием займутся данными вопросами. Напишите заявление, в концеконцов, что у вас вымогают деньги. В чем проблема?
– Ну а почему заказчики позволяют собой манипулировать? Почему позволяют срывать сроки строительства? Есть же подписанные госконтракты, есть возможность обратиться в суд, в конце концов...
– Сейчас такая задача и поставлена – «мягкие отношения» отбросить в сторону. И мы уже предъявили ряд претензий и исков в подрядчикам. Например, к ООО «Шик», которое реконструирует «Галерку», мы направили иск на 3,5 млн рублей за невыполнение условий контракта.
– Еще строители постоянно недовольны качеством проектной документации. С проектами действительно есть проблемы?
– Качество проектной документации в Омске действительно не на высоте. Проекты дополняются и дорабатываются уже в процессе работы. Причин здесь много, в том числе и связанных с особенностью бюджетного финансирования этих работ. Но мы обязательно найдем механизмы улучшения работы и в этом направлении.
– Что сейчас происходит с тем земельным участком парка 300-летия Омска, который передавался на баланс вашей организации. Вы отдали этот участок городу или еще нет?
– Этот участок изначально был в муниципальной собственности, нам его предоставляли в постоянное бессрочное пользование в связи с планами по строительству парка 300-летия. Теперь, когда принято решение, что парк будет строиться за счет бюджета Омска и внебюджетных средств, нам поручено отказаться от этого земельного участка. Мы 1 апреля направили мэру Омска обращение об отказе. Правда, распоряжения о прекращении нашего права постоянного бессрочного пользования пока еще нет.
– Реорганизация планируется? Будут какие-то кадровые решения?
Некоторые изменения в существующую структуру Омскоблстройзаказчика необходимо внести. Например, технический и производственный отдел курировали разные заместители. Это неправильно, на мой взгляд. В целом же коллектив у нас профессиональный, имеет огромный багаж знаний и опыта. Еще планируем запустить собственный сайт, на котором будет отражаться вся наша деятельность, включая состояние объектов, с фотоотчетами. Оболочку для сайта уже сделали, сейчас наполняем его информацией. И если появится какая-то искаженная или неверная информация в прессе, мы уже будем ссылаться на свой сайт.
– Спасибо, что нашли для нас время. Успехов вам в новой должности.