Все рубрики
В Омске вторник, 10 Сентября
В Омске:
Пробки: 4 балла
Курсы ЦБ: $ 90,3853    € 99,9067

Кадровый кризис страшен? Так его малюют

4 августа 2024 15:30
1
1526

Главная промышленная выставка страны побудила экспертов крупного и малого бизнеса подискутировать о главном – кто работать-то будет. 

С 7 по 10 июля в Екатеринбурге состоялась главная промышленная выставка России – ИННОПРОМ, в которой приняли участие омский крупный и средний бизнес. В рамках деловой программы состоялась панельная сессия «Инвестиции в человеческий капитал. Новые решения кадровых проблем».

Будет излишне объяснять причину создавшегося в стране кадрового голода, который особенно остро ощущают сегодня именно производственники. Сказывается и демографическая яма: трудоспособное население составляет всего 75 млн человек. По разным данным, безработными остаются от 2,5 млн до 1,7 млн человек, которые не способны закрыть кадровые потребности производства, активно наращивающего свои мощности в связи с переходомк технологическому суверенитету. Привожу выступления некоторых спикеров по этой теме.

Александр СМЕКАЛИН (на фото), директор Ассоциации инновационных регионов России: «Стоит значительно снизить порог вхождения в программы производительности труда малого бизнеса и включить в нее новые отрасли»:

— Тему кадров, наверно, сейчас не обсуждает только ленивый, но реальный масштаб проблемы и то, как сильно она набирает обороты, боюсь, понимают не все. Мы в Ассоциации недавно провели небольшое исследование по поводу потребности в высокотехнологичных специалистах, инженерах, специалистах в сфере цифровых технологий и увидели вообще невеселую картину: буквально за один год потребность в них выросла на 25%.

Десять лет назад «Деловая Россия» тоже проводила исследование и сделала вывод, что если у нас довести уровень производительности труда до среднеевропейского, придется построить в стране дополнительных 15 000 предприятий, чтобы трудоустроить высвободившиеся кадры. А сейчас мы говорим, что нам жизненно необходимо добиться уровня производительности труда намного выше среднеевропейского! Понятно, что новых людей мы быстро не найдем, значит, рост должны обеспечить технологии.

Пока что мы внесли предложения на уровне председателя правительства об изменениях параметров программы производительности труда – на наш взгляд, стоит значительно снизить порог вхождения в программы малого бизнеса, включить в нее новые отрасли, например жилищно-коммунальное хозяйство, сферу услуг и многие другие.

Дефицит кадров у нас не столько в промышленном производстве, сколько в научно-технологической сфере, в прикладной науке. Для молодых ученых нужно снять вопрос бытовых проблем, в частности, принципиально важно обеспечить их жильем – увеличить объемы выдачи сертификатов. Тут есть еще момент: параметры сертификата – приобретение жилья 33 кв. м, а ведь мы хотим не только умных ученых, но чтобы у них еще и были семьи, дети. Квартира должна быть 70 кв. м!

Когда эта тема обсуждалась на Совете Федерации, я буквально на коленке посчитал: льготных ипотечных кредитов больше нет, а если взять стоимость квадратного метра в нашем, например, регионе и нынешнюю ставку, получится, что ежемесячно придется платить по 70 тысяч рублей 15 лет. Какая же должна быть у молодого ученого зарплата?! Рынок жилья перегрет, и направления льготных ипотек нужно пересматривать. Молодых ученых у нас, к сожалению, не так много – думаю, для них уж можно выделить отдельную программу. Такие базовые, нехитрые шаги могли бы хоть как-то поддержать наши научные, производственно-технологические кадры.

Что касается регионов… На самом деле они выживают как могут. Да, есть программы по релокации кадров с предоставлением государственного жилья, со строительством арендного, служебного жилья. Это все неплохо, но без системного подхода по повышению производительности труда, социальной поддержки, модернизации производства – не просто закупки роботов и высокотехнологичного оборудования, а именно производства – ситуация не изменится.

Дмитрий АНТОНОВ, директор департамента по труду и занятости населения Свердловской области: «Очень важен вопрос именно социального лифта, а не просто единичные факторы типа зарплаты, квартиры, доступа к ипотеке»:

— Дефицит персонала мы в некотором роде придумываем: сами поставили себе задачу и поняли, что ее некому решать. По большому счету, демография плохая, да, но не фатально. Я переживал волну дефицита персонала в 2000 годах, когда был инвестиционный бум, мы строили ГЭС в Сибири, заводы, и тогда везде говорили, что людей нет. Я участвовал в этих рекрутинговых проектах, когда людей на стройку одного из газопроводов свозили с завода специальными поездами, оформляли договоры ГПХ, и завод простаивал, пока сертифицированные сварщики, умеющие варить сосуды под давлением, цветные металлы, строили газопровод.

И сейчас для меня – рекрутера со стажем – ситуация ничем не отличается от того, что было тогда. Должны мы производить беспилотники – воздушные, наземные, надводные. Есть дефицит специалистов? Да, но обусловленный нашими же задачами!

С точки зрения переобучения УрФУ быстро сориентировался, выиграл грант и выпустил массу программ ДПО: по сути дела, студент, обучающийся на техническую специальность, может получить дополнительную, связанную с беспилотной техникой, с конструированием, с инженерной направленностью. Соответственно, дефицит кадров будет ликвидирован.

На одном из круглых столов ИННОПРОМА высказали гипотезу, что если где-то есть дефицит людей, значит, где-то есть переизбыток. И уральский бизнес запустил пилотные проекты переобучения граждан среднеазиатских республик прямо на местах – вплоть до финансирования колледжей, финансирования конкретных образовательных программ, чтобы обеспечить социальный лифт молодым людям, дать им соответствующие компетенции и везти их работать сюда, в Свердловскую область.

Вопрос социального лифта очень важен – не просто единичные факторы типа зарплаты, квартиры, доступа к ипотеке, которые мы должны обеспечивать молодым ученым, молодым специалистам. В 1933 году устами Маяковского обозначилась парадигма «кем быть», потому что действительно можно было выбирать, кем стать, в нулевые 20 века мы имели парадигму «где деньги», то есть искали, где заработать, а сейчас у молодых специалистов в хорошем смысле возникает вопрос «кто я в разделении труда и кем я буду завтра, какой социальный лифт мне может обеспечить работодатель, для того чтобы я себя почувствовал кем-то значимым». Это достаточно большая проблема, который у нас сейчас уделяется, с моей точки зрения, недостаточно внимания.

Обсуждается привоз граждан Узбекистана, Кыргызстана, возможно, Индии. Давайте привезем! Но прежде отрегулируем механизм набора, организуем модель занятости, которая, например, действует в Южной Корее или в Объединенных Арабских Эмиратах, когда все строго регламентировано, все по закону. Создадим институт, который выстроит систему оценки квалификации нужных нам людей, будет курировать их от непосредственно выезда с территории до прибытия в Россию.

Самозанятость напоминает мне новую экономическую политику прошлого века, когда люди ушли в предпринимательскую инициативу. Фактически мы сейчас имеем две страты в России: работающих в найме и работающих на себя. Самозанятые обеспечивают себе то же качество жизни, как и в классическом найме, в том числе в больших компаниях, корпорациях, выстраивают себе социальный лифт сами, реализуя пресловутую мечту русского человека «не работать на дядю». Но если переток с заводов в самозанятость возможен, то обратного перетока мы не видим – из самозанятости на завод никто не идет, и это проблема.

Ранее репортаж был доступен только в печатной версии газеты «Коммерческие вести» от 24 июля 2024 года.

Фото  https://expo.innoprom.com/



Реклама. ООО «ОМСКРИЭЛТ.КОМ-НЕДВИЖИМОСТЬ». ИНН 5504245601 erid:LjN8KafkP
Комментарии
дервиш 4 августа 2024 в 16:59:
Они собираются привести ценных работников из Средней Азии, а кто тогда будет оценивать их ценность и качество образования. Я напомню тем, кто забыл или не знает, что в 80-х годах издательством министерства обороны СССР для Советской армии издавался специальный учебник для военнослужащих срочной службы плохо владеющих русским языком, в мою воинскую часть приходили учителя средней школы и обучали таких бойцов русскому языку, работу которых оплачивало МО СССР и всё это в условиях единой системы среднего, специального и высшего образования в стране. А сейчас образование в Средней Азии стало лучше, чем прежде?
Показать все комментарии (1)

Ваш комментарий


Наверх
Наверх
Сообщение об ошибке
Вы можете сообщить администрации газеты «Коммерческие вести»
об ошибках и неточностях на сайте.