Наша конкуренция с коллегами спустилась на уровень школ.
А вот еще три выступления с панельной сессии «Инвестиции в человеческий капитал. Новые решения кадровых проблем» екатеринбургского ИННОПРОМА-2024:
Виталий ЖУКОВ (на фото), заместитель генерального директора – руководитель Аппарата Россети Урал: «Прежде присутствие в учебных заведениях среднеспециального и высшего образования было преимуществом крупного бизнеса, а теперь мелкому бизнесу приходится объединяться и идти туда тоже, открывая свои кафедры»:
— Если раньше мы соперничали за кадры по конкретным должностям и профессиям, то сейчас конкурируем с бизнесом именно за электромонтеров. Отток нашего персонала увеличился в связи с другими из-за более выгодных предложений заработной платы.
Существенная проблема на сегодняшний момент – что люди совершенно спокойно меняют профессию на любую другую. Это обусловлено в том числе тем, что крупные компании развивают программы дополнительного обучения и в течение трех-четырех месяцев сотрудники получают новые навыки и занимаются трудом, именно требующимся предприятию.
Прежде присутствие в учебных заведениях среднеспециального и высшего образования было преимуществом крупного бизнеса, а теперь мелкому бизнесу приходится объединяться и идти туда тоже, открывая свои кафедры. Мы не отстаем: сейчас если ты не работаешь с колледжами и вузами, то проигрываешь стратегически.
К сожалению, видим, что количество школьников, сдающих физику (профильный для нас предмет), сокращается все последние годы. Большинство ребят выбрали сдавать в этом году ОГЭ по ОБЖ просто потому, что это проще. Так что наша конкуренция с коллегами спустилась на уровень школ. Да, конверсия от работы со школами всего 1%, может даже и меньше, но мы не можем этим каналом пополнения персонала не заниматься.
Если раньше на наши специальности принимали со средним баллом 3,9-4,0, то сейчас он упал до 3,6 – качество подготовки людей снижается. Приходится идти в средние учебные заведения продвигать необходимость учить физику, идти в инженеры, в технические профессии.
Но есть другая проблема: в ссузах материально-техническая база 1980-1990 годов, которая, конечно, отстала от цифрового оборудования, на котором мы работаем. Вкладываемся в обновление финансово, спасибо за содействие государству с его федеральным проектом «Профессионалитет». Мы сотрудничаем с 34 ссузами и 5 вузами, в которые войти было непросто – высокий конкурс. Видим, как преображаются ссузы, как ребятам просто кайфово, извините за сленг, приходить в такие классы учиться.
Еще я бы хотел отметить проблему высших учебных заведений, руководители которых рассказывают мне о нехватке аспирантов, преподавателей. Студенты с потенциалом и рады заниматься наукой, но заработные платы не выдерживают конкуренции с промышленными предприятиями, предлагающими не только в разы больший заработок, но и упомянутые социальные лифты. Без вовлечения бизнеса в этот процесс одному только государству решить вопрос с преподавателями не удастся безусловно! Хотя уже у всех крупных компаний есть сотрудники, которые преподают в вузах, принимают госэкзамены, входят в экзаменационные комиссии по защите дипломов. Организуется проектное обучение под нужды конкретных заводов. Но даже здесь конверсия из вузов составляет всего 5%.
Александр ВИБЕ, генеральный директор Росатом-Цифровые решения: «У нас не демографическая яма, а квалификационная – даже в нашей структуре по специальности работает только процентов 20!»:
— Пока я летел на ИННОПРОМ, прочитал совместную статью HeadHunter и Яндекса о том, что только 3% компаний довольны выпускниками в IT-сфере. Мне кажется, это феноменально плохой показатель, отражающий на самом деле текущую действительность.
Сегодня много говорим о производительности труда в России – но мы находимся где-то в серединке мирового рейтинга только за счет нефтянки! Если сравнивать нашу легкую промышленность и легкую промышленность Китая, тяжелую промышленность хотя бы со странами БРИКС и так далее, то увидим очень-очень, к сожалению, плачевное состояние.
Вторая колоссальная проблема – разрыв поколений. Я собеседую зумеров каждый день – мы ведь абсолютно не слушаем их и не спрашиваем, чего они хотят! Например, одна девушка призналась мне на собеседовании, придя с предложениями супертехнологий, что выбрала Ростех, потому что у нас есть удаленка! Я за то, чтобы предлагать людям нужные им условия, бить собственные регламенты и выходить за их рамки, иначе просто потеряем кадры.
Третья проблема – даже не демографическая яма, а квалификационная – сколько людей у нас на самом деле работает по профессии? В нашей структуре, мне кажется, таких только процентов 20! Мы в консорциуме около 20 вузов, я выступаю с лекциями в Высшей школе экономики, отвечаю на вопросы, участвую в экспертном совете в МИСиС, но этого мало! Топ-менеджеры минимум 15-20% времени должны тратить на образование, на вовлеченность новых людей в компанию, потому что студенты идут на личностей, умеющих продавать свое предприятие, а не рекрутеров. Мне еще кажется, что сама модель образования очень медленная. Если ускорить процесс, то только в IT-сфере у нас будет на процентов 20-25, на миллион выпускников каждый год больше.
Если бы лет 15 тому назад Яндекс вложился в роботов-доставщиков и у нас уже были земные роботы с большими колесами, с амортизаторами и так далее, более искусно работающая модель искусственного интеллекта, у нас не было сейчас проблем с набором курьеров. Выход в инвестициях в искусственный интеллект, в роботизацию, в технологические процессы – пока что у нас огромные недоработки в этом направлении.
Денис ДЫБОВ, директор департамента развития предпринимательства Торгово-промышленной палаты России: «Экономика нормально функционирует, только когда выстроена условная лесенка: ИП-микробизнес-малый-средний-крупный»:
— Более 6 млн юридических лиц насчитывается в России среди субъектов малого и среднего предпринимательства. А мы сегодня заслушали представителей только крупного бизнеса. И если у среднего бизнеса ситуация тоже сложная, но у него хотя бы есть определенные ресурсы, имя, репутация и благодаря этому возможность выстраивать коммуникации со средними и высшими учебными заведениями, привлекать кадры, то у малого бизнеса состояние катастрофическое – между молотом и наковальней.
Есть крупный бизнес со своим огромным количеством программ, социальной ориентацией, HR-агентствами. Есть более 10 млн человек самозанятых, которые в большинстве своем ушли именно из сектора малого предпринимательства в сферу оказания услуг. А мы с вами прекрасно понимаем, что экономика нормально функционирует, когда выстроена условная лесенка: ИП-микробизнес-малый-средний-крупный. Технологического суверенитета, импортозамещения невозможно достичь без нее!
Мы сейчас общаемся с предпринимателями из регионов, где представлена ТПП, и понимаем, что у малого бизнеса нет системного решения кадрового вопроса. Остается только уповать на политику государства. Уже давно назрела реформа образовательного процесса, поскольку, как сегодня уже заметили, мало кто работает по своей специальности. Программы безнадежно устарели, вне зависимости, возьмем ли мы технологическую сферу, сферу услуг, IT, они не выдерживают критики: люди учились четыре года, сдавали зачеты, а ничего из этого не могут применить в профессии.
В 2022 году в России количество мест в высших учебных заведениях было больше, чем выпускников. Как можно решать кадровые вопросы при таком перекосе? Конечно, систему образования надо однозначно реформировать, но, к сожалению, Минобр, Минпросвещения в этом плане не слышат голос бизнеса и ничего не хотят менять. В итоге рушатся предприятия, которые существовали 20-25 лет, из-за дисбаланса условий на рынке.
Ранее репортаж был доступен только в печатной версии газеты «Коммерческие вести» от 24 июля 2024 года.
Фото © https://expo.innoprom.com/