Все рубрики
В Омске пятница, 3 Января
В Омске:
Пробки: 4 балла
Курсы ЦБ: $ 101,6797    € 106,1028

Александр СМИРНОВ: «Наши услуги – технологически сложные сами по себе, и внутри Омской области конкурентов как таковых у нас нет»

16 сентября 2015 12:26
5
5660

Одним из резидентов регионального ИТ-парка стала крупная по меркам ИТ-отрасли компания «Прайм», при этом по сей день малоизвестная непосредственно в коммерческом секторе. Обозреватель «КВ» Ольга УМОВА побеседовала с коммерческим директором ООО «Прайм» Александром СМИРНОВЫМ о том, как развивалась компания и чем она живет сегодня, в чем особенности работы с государственными заказчиками и зачем «Прайму» понадобился дополнительный офис в ИТ-парке.

Александр Юрьевич, компании «Прайм» больше 20 лет, с чего все начиналось?

– Начиналось все с трех человек, которые занимались бухгалтерскими программами. На тот момент этот рынок был пуст, был очень высокий спрос, особенно со стороны государственных учреждений. С них все началось, и по настоящий момент фактически 95-98% наших клиентов – это государственные заказчики.

– А остальные 2-5%?

– Это небольшие коммерческие продажи. Почти все айтишники умеют продавать компьютерное оборудование, антивирусные программы и тому подобное, и мы тоже этим занимаемся, если у клиента возникает потребность.

Какие услуги вы предоставляете государственным учреждениям и ведомствам?

– Комплекс услуг обширен. У нас есть все те же бухгалтерские программы, системы управления, к примеру, кадровой деятельностью. Плюс у нас сейчас большой объем работы по так называемым мониторингам. Это системы класса BI – бизнес-аналитики, которые мы адаптировали с учетом специфики деятельности бюджетных учреждений, государственных ведомств.

– Зачем госсектору такого рода системы?

Органы исполнительной власти вынуждены делать очень много работы по формированию отчетности, которую нужно сдавать на федеральный уровень. Это колоссальный объем информации, огромное количество сотрудников этим занято. И чтобы облегчить им работу, у нас есть системы, которые позволяют совокупно проанализировать отрасль, свести ключевые показатели и представить результаты в разрезе любого учреждения и в целом по отрасли. Например, если взять министерство образования: необходимо учесть численность обучающихся, количество и уровень сдавших ЕГЭ, подсчитать, какое количество выпускников поступило в вузы, провести мониторинг зарплат, мониторинг библиотечного фонда и так далее. Мы сводим такого рода социально-экономические показатели воедино, и уже после этого принимаются какие-то управленческие решения. К примеру, губернатор ставит задачу министерству: чтобы средняя зарплата педагогических работников была не ниже такой-то цифры. И мы по заданию министерства делаем мониторинг зарплат, задание направляется во все учреждения, которые отчитываются ежемесячно по зарплате, а система будет отслеживать изменения. При этом мы можем сделать министру даже интерактивную карту, на которой, к примеру, проблемные участки будут загораться красным цветом.

Крупным компаниям, наверное, тоже были бы интересны такого рода мониторинги.

– Наверное, да. Но мы раньше не обращали пристального внимания на этот рынок. Может быть, в связи с кризисом и непростым состоянием экономики будем больше работать с коммерческими заказчиками. Управленческим консалтингом мы в данный момент не занимаемся, но когда мы делаем какую-то систему, сразу понятно становится, где есть проблемные места. Нашим клиентом вполне может стать, например, розничная торговая сеть с огромным ассортиментом. У нас как-то, кстати, обслуживалась розничная сеть, у которой было более 10 тысяч наименований одежды, и они не знали, как отслеживать, когда у них заканчивается та или иная модель или размер. И мы делали для них анализ и прогноз продаж.

– Какова география ваших клиентов?

– У нас более 1000 клиентов, и все это государственные учреждения разных уровней – органы исполнительной власти, бюджетные и казенные учреждения и так далее. В основном это Омская область, но исторически сложилось так, что мы работаем с Ханты-Мансийским АО и Ямало-Ненецким АО, а также у нас есть ряд клиентов из Красноярского края.

– Вся ваша деятельность, как я понимаю, проходит в рамках ФЗ № 44, который продолжают критиковать как исполнители, так и заказчики. А на ваш взгляд закон в поправках нуждается?

– Закон этот важный и нужный, он хорош своей антикоррупционной составляющей, и возвращаться к старому, конечно, нельзя, но и поправки действительно нужны. Сегодня в результате применения 44-ФЗ зачастую выигрывает тот, у кого ниже цена. К сожалению, вне зависимости от качества. А если это аукцион на поставку мяса в детский сад? Так что есть над чем подумать.

Вернемся к вашим услугам. Вы работаете с собственными программными продуктами или с чужими?

– У нас есть и собственные разработки, есть и разработки наших партнеров. В частности, мы представляем в регионе программные комплексы на базе продуктов корпорации «Парус». Это наш серьезный и долгосрочный партнер, а мы, в свою очередь, крупнейшие за Уралом партнеры «Паруса». Также мы сотрудничаем с такими компаниями, как «Барс Груп», «Криста» и др. Есть у нас, к примеру, собственный виртуальный продукт, называется «Единый сервер». На его базе все учреждения какой-либо отрасли получают возможность вести учет в одном облаке, в одной базе данных. Это позволяет экономить ресурсы, им не нужно ничего обновлять, есть возможность установить общие правила для всех, и сам учредитель имеет оперативный доступ к этой информации, и ему не надо заставлять сотрудников составлять для него регулярные отчеты. Такие системы очень хорошо повышают достоверность информации, так как очень сильно снижается вероятность ошибок, которые часто встречаются в тех же отчетах.

А с муниципальными районами вам приходилось сотрудничать?

– Да, мы с ними тоже взаимодействуем. Это пока недостаточно охваченный рынок, хотя там тоже работы много. На селе мы помогаем с учетом таких показателей, как сведения об имуществе жителей, земельных участках, о количестве скота, объем сельхозпродукции и так далее. Такие системы районам позволяют увеличить собираемость налогов местного уровня, в частности, земельного и имущественного, например, за счет выявления незарегистрированных земельных участков. Конечно, во внедрении таких систем должен быть заинтересован прежде всего глава района. Но и региональное правительство, на мой взгляд, должно такие инициативы поддерживать, так как данная работа влияет на наполнение бюджета. С помощью подобных систем можно увеличить собираемость этих налогов на 20-30 %.

Почему вашей компанией было принято решение войти в число резидентов ИТ-парка?

– Мы пришли сюда в первую очередь для того, чтобы наладить коммуникации с другими компаниями. Дело в том, что мы сидим на своем рынке, практически никого не знаем, да и нас знают только клиенты. Сейчас начали общаться с другими компаниями, выяснили, что у нас есть точки соприкосновения, что мы можем чем-то поделиться с коллегами, что нам другие предприниматели могут рассказать о чем-то, например, об особенностях работы с промышленными предприятиями. Сейчас, когда тема импортозамещения выходит вперед, в том числе в сфере программного обеспечения, всем айтишникам интересно взаимодействие с промышленностью, прежде всего с оборонной, которая стабильно получает госзаказы. Мы, в свою очередь, можем поделиться обширным опытом взаимодействия с государственными заказчиками. Возможны какие-то совместные проекты, мы этого не исключаем.

– Исходя из вашей готовности повернуться в сторону коммерческого сектора и в целом из существующей ограниченности бюджетов разных уровней, можно предположить, что объемы работ, поступающие вам от государственных заказчиков, существенно сократились. 

– Да, такое есть, многие проекты, которые планировалось внедрять, из-за отсутствия бюджетного финансирования сейчас откладываются. Мы делали анализ, результаты которого показали, что, к примеру, для венчурного капитала наш бизнес – высокорисковый, потому как мы целиком и полностью зависим от государства. И если что-то поменяется там, изменения напрямую коснутся и нас.

– Как вы относитесь к таким проектам, как «электронное правительство», «электронный бюджет»? Участвовали в их реализации?

– Электронное правительство – тема достаточно обширная, и если подразумевать под ней автоматизацию государственных услуг, то мы, безусловно, участвовали. А конкретный федеральный проект «Электронное правительство» и в регионах внедрялся такими компаниями, как «Ростелеком», который выступал основным подрядчиком на уровне Федерации. Если говорить об электронном бюджете, мы понимаем, как он строится, какие системы используются. Это идея Министерства финансов России, и она постепенно продвигается, и думаю, через несколько лет и у всех бюджет будет электронным.

– Вы постоянно сотрудничаете с чиновниками и в любом случае хорошо представляете, как они работают и с какими сложностями сталкиваются. Что, на ваш взгляд, нужно сделать, чтобы органы власти – региональные или муниципальные, неважно – работали эффективнее?

– На мой взгляд, необходимо избавить нашу государственную систему от того огромного количества отчетности, которое есть сейчас. По одному только здравоохранению мы собираем в регионе более 25 тысяч показателей. И это ведь не потому, что захотел так министр. Это различные ведомства запрашивают информацию, хотят все знать, а на местах люди делают огромное количество работы, чтобы просто отчитаться. Если бы мы объем существующей отчетности сократили вдвое, был бы серьезный экономический эффект. И это касается не только государственного сектора, в коммерции тоже надо сокращать.

Для решения тех сложностей, с которыми сталкиваются наши клиенты, мы, кстати, сейчас развиваем еще одно новое направление, правда, не связанное напрямую с ИТ-услугами, — юридическое обслуживание государственных заказчиков. Далеко ведь не каждое учреждение может позволить себе юриста, а сложности, как с применением норм 44-ФЗ, так и с контрольно-надзорными органами, возникают у всех. Например, пожарный надзор приходит в детский сад и по любой мелочи выписывает штраф на 150 тысяч рублей. А в дошкольном учреждении, понятно, нет юриста, чтобы защититься.

– Но есть департамент образования, в котором есть юристы, пусть они и занимаются.

– А у департамента очень много таких подведомственных учреждений, с теми же проблемами. Вообще быть директором департамента образования – очень сложная работа, потому как тяжело управлять таким количеством учреждений. У них в штате есть юристы, но они с этим объемом не справятся, они успевают лишь следить за законностью, конкретные делать вещи – проверять учреждения на соблюдение 44-ФЗ, например. Увеличить же численность юристов они не могут. Наша компания намерена помогать любым учреждениям в вопросе юридической защиты, мы сделали услугу по цене очень привлекательную для рынка, даже есть варианты, когда учреждению не нужно платить.

Допустим, оштрафовали детский сад, и за чей счет заведующая сможет оплатить услуги вашего юриста?

– В некоторых учреждениях есть внебюджетные средства, которые руководитель вправе потратить на такого рода услугу, которая в итоге приведет к значительной экономии бюджетных средств. Многие ведомства ведь выписывают штрафы, что называется, от фонаря. Например, когда уже прошел срок давности. Или Пенсионный фонд оштрафовал одного нашего клиента за не вовремя сданную отчетность, а она была сдана вовремя, просто вносились корректировки, что законом на тот момент было разрешено. Мы в этом случае штраф оспорили.

Кроме того, мы сейчас предоставляем нашим заказчикам такую услугу, как аутсорсинг бюджетного учета. Учреждение, к примеру, сокращает две ставки бухгалтера и на эти деньги нанимает нашу компанию. В Омской области это новая услуга, во многих регионах этого вообще еще нет.

Закон позволяет госучреждениям отдавать такого рода работы частным компаниям?

– Разумеется. Так как мы работаем с государственными заказчиками, у нас много разных проверок регулярно проводится, и закон мы соблюдаем от А до Я. Так что мы в хорошем смысле прозрачная компания. И отдавать нам на аутсорсинг бюджетный учет нашим клиентам выгодно, экономия средств здесь налицо. Мы подсчитали, что если перевести все детсады города Омска на такую схему, то экономия составила бы до 52 млн рублей в год.

– Сколько сейчас человек работает в компании «Прайм»?

– На постоянной основе 80 человек.

–  То есть уже не малый бизнес, а средний.

– По всем экономическим параметрам все еще малый, но рост идет. За 10 последних лет, по нашим подсчетам, мы выросли по выручке на 350%.

А в этом году?

– Этот год, ввиду тяжелой ситуации с бюджетами разных уровней, не показательный, к сожалению. Выручка, по предварительным оценкам, снизится на 15%.

– В ИТ-парке у вас будет второй офис?

– Да, он будет работать как представительский. Здесь со дня на день начнут работать наши аналитики.

– И чем занимаются ваши аналитики?

Наш методико-аналитический отдел проводит анализ имеющихся у заказчика проблем, делает выводы и дает задание программистам и внедренцам. Руководитель отдела также занимается обучением сотрудников, проводит семинары.

Вы сами учите своих работников?

– Да, в нашем основном офисе есть учебный класс. Сейчас мы сможем семинары и для наших сотрудников, и для наших клиентов проводить здесь, в ИТ-парке, а свой учебный класс переориентировать на другие цели.

Какие семинары вы проводите для клиентов?

– На 6 октября у нас запланирован бесплатный семинар для государственных заказчиков, будут освещаться темы нормирования в сфере госзакупок, особенности оказания государственных и муниципальных услуг, взаимодействие с той же системой «Электронный бюджет» и многое другое.

– Какова конкуренция среди ИТ-компаний, работающих с госсектором?

– Она существует, но в рамках 44-ФЗ. Есть крупные компании на этом рынке, например, Ростелеком, который если заходит на конкурс, то выиграет, пусть даже и себе в убыток, в надежде получить возврат инвестиций через несколько лет. Но сейчас мы с этой компанией в хороших отношениях, и скорее партнеры. Что касается непосредственно компании «Прайм», у нас технологически сложная услуга сама по себе, и внутри Омской области конкурентов как таковых у нас нет.

Комментарии
Николай 14 сентября 2021 в 11:57:
Вот такие уроды и делают сайты типа ГосУслуг
Иван Гейнц 19 сентября 2015 в 14:51:
Очень радостно, что такие компании, как «Прайм» принимают активное участие в оптимизации деятельности государственных учреждений, повышая их эффективность — этот тренд необходимо максимально поддерживать.
Стас 17 сентября 2015 в 19:43:
Очень верно подмечено, что в сегодняшнем мире очень много требуется отчетов перед вышестоящими начальниками. При этом если брать на рассмотрение тот же сектор здравоохранения, любой человек скажет, что ориентация работы идет не на человека, а на отчет, который по этому человеку надо предоставить. То же касается и образовательного сектора. При этом нанимаются отдельные штатные единицы, которые обязаны следить за сроками сдачи этих самых отчетов, что ведет к дополнительному расходу госбюджета (либо затраты у фирмы, если речь идет о негосударственных компаниях). И конечно, если такие отчетовспомогательные технологии будут применяться все более широко, это будет выгодно и позволит не только экономить финансы, но и сократить лишние ставки.
lkv24 16 сентября 2015 в 22:32:
У Александра все понятно, разложено по полочкам, как всегда.Плотно работая с «Праймом» по обслуживанию программного обеспечения в нашей организации. Для них бухгалтерский аутсорсинг вообще отдельная, хорошая тема. Уровень бухгалтерской квалификации даже программистов и внедренцев там выше, чем средний уровень у работников финансовых отделов бюджетных организаций.
Mypravda 16 сентября 2015 в 18:18:
Радует, что ИТ-парк населяют компаниями, имеющими реальное отношение к этой сфере.
Показать все комментарии (5)

Ваш комментарий




Наверх
Наверх
Сообщение об ошибке
Вы можете сообщить администрации газеты «Коммерческие вести»
об ошибках и неточностях на сайте.