На пресс-конференции, которая состоялась в городском пресс-центре 9 сентября, глава городского департамента транспорта Виталий МАСЛИК рассказывал, как именно город планирует решать обострившиеся за лето проблемы, вызванные недофинансированием муниципального транспорта. Вопреки опасениям, как подчеркнул Виталий МАСЛИК, поднимать цену на проезд в ближайшие полгода мэрия не намерена. Но документы на пересмотр предельного тарифа городские ПАТП все же направили в РЭК Омской области, поскольку от предельного тарифа зависит размер компенсаций, которые транспортники получают из бюджета. Задавал вопросы главе департамента транспорта обозреватель «КВ» Николай ГОРНОВ.
О тарифах и цене на проезд
Ситуация в городском пассажирском транспорте на сегодняшний день достаточно стабильная. Автобусы, троллейбусы и трамваи работают, и они будут работать дальше, в этом нет сомнений. Пути решения проблем ищутся. Поспособствовало стабилизации ситуации вмешательство мэра Омска и главы Омской области. Проблемы в основном финансовые. Связанные, как неоднократно говорилось, с недофинансированием транспорта, вызванным тем, что тарифы уже не соответствуют себестоимости пассажирских перевозок.
Каждый год в начале сентября муниципальные предприятия традиционно подают свои расчеты в РЭК Омской области, чтобы регулятор утвердил им предельные тарифы на будущий год. Сейчас разница между утвержденным тарифом и себестоимостью в разных предприятиях составляет от 3 рублей до 4,5 рубля. Хочу специально заострить внимание: тариф – это не цена за проезд, тариф – он определяется себестоимостью услуги. Если РЭК Омской области утвердит определенный тариф, то это еще не значит, что такой и будет цена за проезд. Мы не рассматриваем возможность увеличения в начале следующего года ни производственной программы, ни цены за проезд. В силу разных причин. В том числе потому, что до 18 рублей был недавно снижен тариф на коммерческом транспорте.
О себестоимости перевозок
На сегодняшний общая дневная выручка всех пяти пассажирских предприятий – порядка 2,7 млн рублей. Если рассматривать, какие параметры больше всего влияют на себестоимость услуги по перевозке пассажира, то до 53-55% – это заработная плата персонала с налогами. На втором месте – затраты на топливо. Бензин в себестоимости услуги – 22-23%. Затраты на хозяйственную деятельность парков – всего лишь 20%.
О перевозчиках-нелегалах
С 2016 года в полной мере заработает Федеральный закон № 220-ФЗ, и он облегчит положение перевозчиков, работающих на автобусах большой вместимости в том числе муниципальных предприятий, поскольку появится возможность убрать с маршрутов нелегальных перевозчиков, которых довольно много и которые забирают часть доходов у перевозчиков, имеющих договоры с муниципалитетом. Возможно, для отлавливания и наказания нелегалов будет даже создана отдельная структура. Сейчас все это в стадии решения.
О нехватке кадров
Сегодня у нас работает 1600 водителей и 1500 кондукторов. Массового исхода кондукторов и водителей не было. Хотя кадровые проблемы, кадровый голод, не буду скрывать, существуют. На каждую машину должно быть как минимум 2 водителя, лучше даже 2,2, поскольку водители тоже болеют, как и все люди, и должны ходить в отпуск, а у нас по факту самая высокая укомплектованность в Горэлектротрансе – 1,74 водителя на одну машину. В остальных предприятиях – от 1,3 до 1,42. В целом, если по всем пассажирским предприятиям, не хватает примерно 500-550 водителей. В итоге недовыпуск автобусов на маршруты составляет 80 машин ежесуточно. Троллейбусов мы выпускали в прошлом году 130, в этом году – 110. Трамваев выпускали 67-68, сейчас – 60.
Мы вынуждены отказаться от дежурных графиков, у нас подвижной состав ходит только с 6 утра до 10 часов вечера. Снизилась и регулярность движения. Соответственно, упали доходы. Муниципальный транспорт может зарабатывать только на регулярности. Если разрывы между автобусами большие – пассажир уедет на том транспорте, который первым подойдет. А кадровый вопрос – это вопрос, который в большей степени зависит от заработной платы, которая зависит от доходов. Но для того чтобы проиндексировать заработную плату, которая три года не повышалась, нам нужно где-то найти 120 млн рублей, которых просто нет.
О замене «Газелей»
По условиям конкурса, частные перевозчики к апрелю 2016 года обязаны полностью заменить свои «Газели» на автобусы малой или средней вместимости. Эти условия есть в договорах, которые перевозчики подписывали с муниципалитетом. И они должны будут убрать с маршрутов 1400 автобусов марки «газель». А если не смогут или не захотят, то вступивший к тому времени в силу 220-й федеральный закон даст возможность применять к перевозчикам штрафные санкции. Причем достаточно жесткие — до 300 тысяч рублей на юридическое лицо.
Что касается автобусов большой вместимости, они сейчас большинству перевозчиков не интересны. Многие уже получили негативный опыт. Они покупали большие автобусы, запускали на маршруты, но в силу малого пассажиропотока и большого расхода топлива от автобусов большой вместимости перевозчики избавились. И сейчас – перевозчики этого и не скрывают – самой рентабельной машиной для них является «Газель». Причем даже не новая, а подержанная. Именно на таких машинах и работают нелегальные перевозчики. Они их привозят из других регионов, где покупают за 150 тысяч рублей, какое-то время их «убивают», а потом просто списывают.
О кондукторах
Мы уже пробовали выпускать на линию машины без кондукторов. Сразу скажу: эксперимент признан неудачным. Выручка в салоне резко снижается. Я сам видел, как люди просто не хотят подходить к водителю, чтобы рассчитаться за проезд. А водитель не может на каждой остановке обходить салон и проверять билеты у пассажиров. Тогда бы и дорога из центра города до городка Нефтяников занимала не полчаса, а час. Да и я не считаю этот путь правильным – отказ от кондукторов. Водитель должен заниматься своим делом – безопасно управлять транспортным средством. У водителей и без того сегодня высокая нагрузка, учитывая загруженность омских магистралей. Вы не вздрагиваете, когда водитель «газели» на полной скорости принимает деньги, отсчитывает сдачу и в этот момент еще и разговаривает по телефону? Как объяснить аварию с маршруткой на остановке общественного транспорта «Старозагородная роща»? Судя по видео, которое появилось в Интернете, дорога была пустой. Но на что-то ведь отвлекся водитель этой маршрутки.
Об изношенности парка
Изношенность подвижного состава – от 90% до 94%. В этом году планировалось обновление подвижного состава, на это выделялась сумма 31 млн рублей. Что мы могли приобрести на эти деньги? Пять автобусов, три троллейбуса, полтора трамвая. Эти машины потерялись бы в миллионном городе и не помогли бы решить ни одной из существующих проблем. Поэтому было принято решение направить все деньги на расчеты пассажирских предприятий с поставщиком топлива, а покупку нового подвижного состава сдвинуть на 2016 год. Есть, правда, некоторая надежда на договоренности областного правительства с коммерческими структурами Газпрома. Сейчас строится сеть газовых автомобильных заправок и Газпром заинтересован в том, чтобы в Омске появился подвижной состав, работающий на природном газе. Сейчас обсуждаются условия. Насколько я знаю, озвучивалась цифра в 100 автобусов.
О выравнивании тарифов
Сейчас сложно сказать, насколько именно снизится выручка муниципального транспорта от того, что у частного транспорта стоимость проезда стала 18 рублей. Но когда в предыдущий раз выравнивались тарифы, снижение достигало 10%. Я думаю, эта цифра не изменится и сейчас.
Об электронных транспортных картах
В целом система зарекомендовала себя хорошо. И пассажиропоток стал виден очень четко, что позволяет проводить качественный анализ работы пассажирского транспорта и подавать достоверную информацию в РЭК. Наша задача – распространить эту систему и на частных перевозчиков, чтобы она стопроцентно работала. Выборочно мы уже и сейчас даем частным предпринимателям возможность работать по электронным транспортным картам. Прежде всего на тех маршрутах, где нет муниципальных автобусов.