Все рубрики
В Омске пятница, 22 Ноября
В Омске:
Пробки: 4 балла
Курсы ЦБ: $ 100,6798    € 106,0762

Виталий МАСЛИК: «Мы не рассматриваем возможность увеличения в начале 2016 года цены за проезд»

16 сентября 2015 11:41
0
3901

На пресс-конференции, которая состоялась в городском пресс-центре 9 сентября, глава городского департамента транспорта Виталий МАСЛИК рассказывал, как именно город планирует решать обострившиеся за лето проблемы, вызванные недофинансированием муниципального транспорта. Вопреки опасениям, как подчеркнул Виталий МАСЛИК, поднимать цену на проезд в ближайшие полгода мэрия не намерена. Но документы на пересмотр предельного тарифа городские ПАТП все же направили в РЭК Омской области, поскольку от предельного тарифа зависит размер компенсаций, которые транспортники получают из бюджета. Задавал вопросы главе департамента транспорта обозреватель «КВ» Николай ГОРНОВ.     

О тарифах и цене на проезд

Ситуация в городском пассажирском транспорте на сегодняшний день достаточно стабильная. Автобусы, троллейбусы и трамваи работают, и они будут работать дальше, в этом нет сомнений. Пути решения проблем ищутся. Поспособствовало стабилизации ситуации вмешательство мэра Омска и главы Омской области. Проблемы в основном финансовые. Связанные, как неоднократно говорилось, с недофинансированием транспорта, вызванным тем, что тарифы уже не соответствуют себестоимости пассажирских перевозок.

Каждый год в начале сентября муниципальные предприятия традиционно подают свои расчеты в РЭК Омской области, чтобы регулятор утвердил им предельные тарифы на будущий год. Сейчас разница между утвержденным тарифом и себестоимостью в разных предприятиях составляет от 3 рублей до 4,5 рубля. Хочу специально заострить внимание: тариф – это не цена за проезд, тариф – он определяется себестоимостью услуги. Если РЭК Омской области утвердит определенный тариф, то это еще не значит, что такой и будет цена за проезд. Мы не рассматриваем возможность увеличения в начале следующего года ни производственной программы, ни цены за проезд. В силу разных причин. В том числе потому, что до 18 рублей был недавно снижен тариф на коммерческом транспорте.

О себестоимости перевозок

На сегодняшний общая дневная выручка всех пяти пассажирских предприятий – порядка 2,7 млн рублей. Если рассматривать, какие параметры больше всего влияют на себестоимость услуги по перевозке пассажира, то до 53-55% – это заработная плата персонала с налогами. На втором месте – затраты на топливо. Бензин в себестоимости услуги – 22-23%. Затраты на хозяйственную деятельность парков – всего лишь 20%.

О перевозчиках-нелегалах

С 2016 года в полной мере заработает Федеральный закон № 220-ФЗ, и он облегчит положение перевозчиков, работающих на автобусах большой вместимости в том числе муниципальных предприятий, поскольку появится возможность убрать с маршрутов нелегальных перевозчиков, которых довольно много и которые забирают часть доходов у перевозчиков, имеющих договоры с муниципалитетом. Возможно, для отлавливания и наказания нелегалов будет даже создана отдельная структура. Сейчас все это в стадии решения.

О нехватке кадров

Сегодня у нас работает 1600 водителей и 1500 кондукторов. Массового исхода кондукторов и водителей не было. Хотя кадровые проблемы, кадровый голод, не буду скрывать, существуют. На каждую машину должно быть как минимум 2 водителя, лучше даже 2,2, поскольку водители тоже болеют, как и все люди, и должны ходить в отпуск, а у нас по факту самая высокая укомплектованность в Горэлектротрансе – 1,74 водителя на одну машину. В остальных предприятиях – от 1,3 до 1,42. В целом, если по всем пассажирским предприятиям, не хватает примерно 500-550 водителей. В итоге недовыпуск автобусов на маршруты составляет 80 машин ежесуточно. Троллейбусов мы выпускали в прошлом году 130, в этом году – 110. Трамваев выпускали 67-68, сейчас – 60.

Мы вынуждены отказаться от дежурных графиков, у нас подвижной состав ходит только с 6 утра до 10 часов вечера. Снизилась и регулярность движения. Соответственно, упали доходы. Муниципальный транспорт может зарабатывать только на регулярности. Если разрывы между автобусами большие – пассажир уедет на том транспорте, который первым подойдет. А кадровый вопрос – это вопрос, который в большей степени зависит от заработной платы, которая зависит от доходов. Но для того чтобы проиндексировать заработную плату, которая три года не повышалась, нам нужно где-то найти 120 млн рублей, которых просто нет. 

О замене «Газелей»

По условиям конкурса, частные перевозчики к апрелю 2016 года обязаны полностью заменить свои «Газели» на автобусы малой или средней вместимости. Эти условия есть в договорах, которые перевозчики подписывали с муниципалитетом. И они должны будут убрать с маршрутов 1400 автобусов марки «газель». А если не смогут или не захотят, то вступивший к тому времени в силу 220-й федеральный закон даст возможность применять к перевозчикам штрафные санкции. Причем достаточно жесткие — до 300 тысяч рублей на юридическое лицо.

Что касается автобусов большой вместимости, они сейчас большинству перевозчиков не интересны. Многие уже получили негативный опыт. Они покупали большие автобусы,  запускали на маршруты, но в силу малого пассажиропотока и большого расхода топлива от автобусов большой вместимости перевозчики избавились. И сейчас – перевозчики этого и не скрывают – самой рентабельной машиной для них является «Газель». Причем даже не новая, а подержанная. Именно на таких машинах  и работают нелегальные перевозчики. Они их привозят из других регионов, где покупают за 150 тысяч рублей, какое-то время их «убивают», а потом просто списывают.

О кондукторах

Мы уже пробовали выпускать на линию машины без кондукторов. Сразу скажу: эксперимент признан неудачным. Выручка в салоне резко снижается. Я сам видел, как люди просто не хотят подходить к водителю, чтобы рассчитаться за проезд. А водитель не может на каждой остановке обходить салон и проверять билеты у пассажиров. Тогда бы и дорога из центра города до городка Нефтяников занимала не полчаса, а час. Да и я не считаю этот путь правильным – отказ от кондукторов. Водитель должен заниматься своим делом – безопасно управлять транспортным средством. У водителей и без того сегодня высокая нагрузка, учитывая загруженность омских магистралей. Вы не вздрагиваете, когда водитель «газели» на полной скорости принимает деньги, отсчитывает сдачу и в этот момент еще и разговаривает по телефону? Как объяснить аварию с маршруткой на остановке общественного транспорта «Старозагородная роща»? Судя по видео, которое появилось в Интернете, дорога была пустой. Но на что-то ведь отвлекся водитель этой маршрутки.

Об изношенности парка

Изношенность подвижного состава – от 90% до 94%. В этом году планировалось обновление подвижного состава, на это выделялась сумма 31 млн рублей. Что мы могли приобрести на эти деньги? Пять автобусов, три троллейбуса, полтора трамвая. Эти машины потерялись бы в миллионном городе и не помогли бы решить ни одной из существующих проблем. Поэтому было принято решение направить все деньги на расчеты пассажирских предприятий с поставщиком топлива, а покупку нового подвижного состава сдвинуть на 2016 год. Есть, правда, некоторая надежда на договоренности областного правительства с коммерческими структурами Газпрома. Сейчас строится сеть газовых автомобильных заправок и Газпром заинтересован в том, чтобы в Омске появился подвижной состав, работающий на природном газе. Сейчас обсуждаются условия. Насколько я знаю, озвучивалась цифра в 100 автобусов.

О выравнивании тарифов

Сейчас сложно сказать, насколько именно снизится выручка муниципального транспорта от того, что у частного транспорта стоимость проезда стала 18 рублей. Но когда в предыдущий раз выравнивались тарифы, снижение достигало 10%. Я думаю, эта цифра не изменится и сейчас. 

Об электронных транспортных картах

В целом система зарекомендовала себя хорошо. И пассажиропоток стал виден очень четко, что позволяет проводить качественный анализ работы пассажирского транспорта и подавать достоверную информацию в РЭК. Наша задача – распространить эту систему и на частных перевозчиков, чтобы она стопроцентно работала. Выборочно мы уже и сейчас даем частным предпринимателям возможность работать по электронным транспортным картам. Прежде всего на тех маршрутах, где нет муниципальных автобусов.

Комментарии
Комментариев нет.

Ваш комментарий


Наверх
Наверх
Сообщение об ошибке
Вы можете сообщить администрации газеты «Коммерческие вести»
об ошибках и неточностях на сайте.