Все рубрики
В Омске пятница, 19 Апреля
В Омске:
Пробки: 4 балла
Курсы ЦБ: $ 94,0922    € 100,5316

Ольга СМИКОВСКАЯ: «Дебиторская задолженность потребителей с начала года выросла на 75 млн рублей»

20 июля 2016 09:31
0
2937

Российское законодательство становится жестче по отношению к тем, кто не оплачивает своевременно коммунальные услуги. Тем не менее задолженность потребителей перед ресурсоснабжающими организациями не уменьшается. Корреспондент «КВ» Егор КАЗАНЦЕВ расспросил коммерческого директора ОАО «ОмскВодоканал» Ольгу СМИКОВСКУЮ о том, как предприятие работает с должниками и чем рискуют абоненты, нарушающие платежную дисциплину.

– Ольга Юрьевна, за прошедшие шесть месяцев 2016 года как изменилась дебиторская задолженность потребителей ОАО «ОмскВодоканал»?

– По состоянию на 1 июля общая дебиторская задолженность составила 738 млн рублей, к уровню начала года она увеличилась на 75 млн рублей, или на 11,4%. Из 738 млн задолженность населения (в том числе долги управляющих компаний и ТСЖ) составляет 580 млн рублей, выросла она с начала года на 48 млн рублей. Задолженность прочих потребителей составляет сегодня 158 млн рублей.

– Получается, бизнес платит более-менее стабильно.

– Да, по юридическим лицам задолженность в основном ограничивается одним-двумя месяцами. Это и понятно, ведь согласно законодательству юридическому лицу мы вправе отключить водоснабжение и водоотведение в случае, если не оплачены хотя бы два расчетных периода. Поэтому до крайностей юрлица не доводят, и как только получают уведомление о предстоящем отключении, сразу деньги находят. Наиболее серьезной в этой категории потребителей сегодня, пожалуй, является ситуация с МП города Омска «Тепловая компания», которое в связи с временными трудностями не оплачивает наши услуги с марта текущего года. С суммой долга предприятие согласно, гасить его будет, но, вероятно, с рассрочкой до конца года. В целом же с учреждениями, финансируемыми из городского бюджета, положение стабильное, платежи поступают. Есть некоторые проблемы с отдельными областными учреждениями, но они, я надеюсь, также временны. По-прежнему непростой остается ситуация с организациями, подведомственными Минобороны РФ. Насколько мне известно, по этому направлению проблема не только у нас в регионе, но и в других субъектах РФ.

– А как воздействуете на управляющие компании или ТСЖ, которые с населения деньги на оплату ваших услуг собирают, а вам не перечисляют вовремя?

– Таких УК и ТСЖ стало больше, рост задолженности по ним с начала года составил 6,8 млн рублей. Это, как правило, небольшие УК, на обслуживании у которых несколько домов, или ТСЖ, которое управляет одним-единственным домом. Есть такие ТСЖ, за которыми числится дебиторская задолженность за полгода и более. Разумеется, с ними мы встречаемся в суде и взыскиваем долги в рамках исполнительного производства.

– Но все же большинство физлиц у вас на прямых расчетах, верно?

– Да, на прямых расчетах у нас уже 96–97% потребителей. Для нас такой вариант взаимодействия удобнее, потому что хотя бы в той части, в которой оплачивает население, средства поступают непосредственно нам.

– Если физическое лицо перестает платить за услуги ОАО «ОмскВодоканал», какие меры к нему применяются?

– Мы усилили работу с должниками по всем направлениям. Ежемесячно производим автодозвон должников, и если раньше выборка составляла 10 000 лицевых счетов, то сейчас каждый месяц наш автоинформатор дозванивается до 20 000 абонентов. Кроме того, ведем претензионно-исковую работу. Должники получают уведомления о наличии задолженности. Ежемесячно готовим по 3000 исков, часть исков ведем сами, часть отдаем на аутсорсинг. По тем искам, которые мы отдаем на аутсорсинг, должникам приходится оплачивать еще и наши расходы на юристов – это около 1500 рублей, как правило, но сумма может варьироваться по решению суда. Кроме того, мы вынуждены идти порой на крайние меры и отключать услугу по водоотведению злостным неплательщикам. Согласно законодательству, мы должны лично в руки вручить должнику уведомление об отключении водоотведения, и если и после этого оплату он не произвел, мы вправе поставить канализационную заглушку. У нас заключен договор с Почтой России, около 1000 уведомлений об отключении водоснабжения работники почты за месяц разносят, в руки удается передать по 300–400 уведомлений. Чаще всего, получив такое уведомление, люди свои долги все же гасят, но тем не менее, около 80–100 заглушек за летний период мы ставим. Впоследствии абоненту придется заплатить не только сумму долга, но и около 12 000 рублей за подключение.

– А если у абонента безвыходная ситуация и он по объективным причинам не может заплатить в данный момент? Есть у такого человека шанс избежать отключения?

– Исходя из практики, люди не платят по разным причинам, в том числе и объективным. Есть те, кто не согласны с начислениями, а есть и те, кто и хотел бы заплатить, но не может. В первом случае мы рекомендуем прийти к нам в офис и проконсультироваться со специалистом по всем тем моментам, которые вызывают несогласие. Во втором случае тоже не стоит полагаться на авось: даже те граждане, которые оказались в сложной финансовой ситуации, могут отключения избежать, придя к нам в офис и заключив соглашение о реструктуризации долга. Есть, к сожалению, и такие должники, которые и этой возможностью пользоваться не хотят. Как правило, с ними мы уже работаем в рамках исполнительного производства. Мы самостоятельно предъявляем исполнительные листы к банковским расчетным счетам нашего должника, если находим у него таковые. Счет в этом случае блокируется до полного погашения дебиторской задолженности. Если же расчетный счет мы не можем найти, передаем исполнительные листы приставам. Ежемесячно служба судебных приставов совместно со специалистами нашей службы безопасности выезжает к таким должникам на арест имущества.

– А начисление пени за несвоевременную оплату – это разве не хорошая возможность приучить абонентов платить вовремя?

– Да, это хорошая возможность, и мы сейчас усилили работу по взысканию пени с юридических лиц. Ведь именно для бизнеса пеня может стать чувствительной суммой, которая растет в зависимости от объема потребленных, но не оплаченных услуг. Мы и раньше предъявляли пени, но теперь ежемесячно выставляем платежные требования, обращаемся в суд и взыскиваем эти суммы. Разумеется, здесь мы рассчитываем прежде всего на то, что наладится платежная дисциплина, ведь проще платить вовремя, чем регулярно нести дополнительные расходы на пеню.

– А если предприниматель не сообщает «ОмскВодоканалу» показания счетчиков, какие суммы ему в итоге будут предъявлены?

– Отмечу, что ежемесячно подавать показания счетчиков должны как физические, так и юридические лица. Физлица, которые отказываются передавать показания приборов учета, вынуждены платить сначала исходя из среднемесячного потребления, а затем по нормативу потребления коммунальных услуг. А вот если юридическое лицо такие показания больше шести месяцев не предоставляет, то мы, согласно законодательству, имеем право произвести начисления с учетом сечения трубы и круглосуточной подачи воды. Выходят очень серьезные суммы, и мы сегодня уже такие начисления производим. Как правило, это касается нежилых помещений в многоквартирных домах, когда, к примеру, магазин прекратил работу, помещение закрыто, а владелец не удосужился поставить нас в известность.

– Что же делать, если владелец, к примеру, уехал из города?

– Значит, до отъезда ему следует предоставить нам доступ в помещение, чтобы мы сняли показания, и написать нам письмо о том, что на протяжении такого-то срока помещение будет закрыто. И тогда на основании письма мы начисления не производим. Советуем владельцам нежилых помещений поступать именно так, потому что, когда будут произведены начисления по сечению трубы и вынесено соответствующее решение суда, мы уже не сможем сделать перерасчет.

Добавлю, что всем категориям потребителей мы сегодня предлагаем 10 способов передачи показаний. Кроме того, сейчас мы разработали и уже в июле запустим мобильное приложение, с помощью которого передать показания можно будет с любого смартфона. Вариантов много, было бы желание.

– Ольга Юрьевна, подведем черту. Какие аргументы вы бы привели в разговоре с должниками?

– Я думаю, что с юридическими лицами мы в любом случае найдем решения, а вот ситуация с неплатежами населения действительно вызывает тревогу. Если на протяжении прошлого года уровень оплаты по потребителям этой категории стабильно составлял 95-96%, то в настоящий момент он составляет лишь 92,4%. Разумеется, влияет на этот показатель состояние экономики, плюс, возможно, сказывается отрицательная реакция на введение повышающих коэффициентов (по тем абонентам, у которых не установлены счетчики). Кто-то не согласен с этими коэффициентами, кто-то не согласен с начислениями по ОДН. Нужно понимать лишь одно: чем дольше откладываешь решение проблемы, тем больше потом придется заплатить – пени, дополнительных начислений, судебных расходов. Всем должникам советую об этом не забывать.

Комментарии
Комментариев нет.

Ваш комментарий




Наверх
Наверх
Сообщение об ошибке
Вы можете сообщить администрации газеты «Коммерческие вести»
об ошибках и неточностях на сайте.