Все рубрики
В Омске четверг, 25 Апреля
В Омске:
Пробки: 4 балла
Курсы ЦБ: $ 92,5058    € 98,9118

Омск для фронта и победы

18 мая 2016 09:47
0
6089

Сибирский тыл в годы Великой Отечественной войны

В прошлый раз мы вспоминали о подвигах омичей на полях сражений Великой Отечественной войны. Война принесла нашим землякам много горя. Но как ни страшно это звучит, именно война дала новый мощнейший толчок развитию городов Сибири. В 1940-е годы Омск превратился в один из крупнейших индустриальных и экономических центров страны. Предприятия и институты, эвакуированные в наш город в 1941 году, обусловили процесс формирования местной промышленности на десятилетия вперед.

Так, например, в стенах Омского сельскохозяйственного института им. Кирова разместился Ленинградский завод «Прогресс», оборудование которого монтировалось прямо в учебных аудиториях. Предприятие выпускало военную оптику – прицелы, бинокли. Кстати, именно на изготовлении артиллерийских прицелов в Омске был занят сборщик-механик Всеволод Бобров, в будущем известный советский футболист и хоккеист.

Омский Сибзавод им. Борцов Революции уже в первое военное лето принял в своих корпусах харьковский завод «Поршень», одесский завод «Красный профинтерн». К весне 1942 года на Сибзаводе было налажено производство боеприпасов – корпусов мин, а позднее противотанковых снарядов и реактивных снарядов для знаменитых катюш. Выпуск мин осуществлялся без прекращения производства основной довоенной продукции – комплектующих деталей для тракторов, которые использовались на фронте в качестве тягачей для артиллерийских установок.

Омский авиационный завод № 166, известный нам как ПО «Полет», был создан на основании объединения московского завода опытных конструкций № 156 и тушинского серийного завода № 81 им. Молотова. Новый завод принял под свое крыло конструкторское бюро Андрея Туполева, запорожский моторостроительный завод № 29 и завод № 288 из города Кимры. Уже в 1941 году здесь начали выпускать изделие 102 – высотный бомбардировщик главного конструктора Владимира Мясищева и осваивать военный самолет ТУ-2 – скоростной пикирующий бомбардировщик Туполева. С конца 1942 года завод начал выпускать истребитель ЯК-7, ставший грозой для фокке-вульфа», затем производить ЯК-9У. Из 14 тысяч самолетов этой конструкции 3300 выпущено в Омске. На ЯК – 9У, преимущественно Омского завода, летали ассы полка «Нормандия – Неман», где техническое обслуживание самолетов легендарной эскадрильи, осуществлял бывший работник отдела «100» нашего завода Николай Ремизов.

В августе 1941 года в Омск из Запорожья был эвакуирован моторостроительный завод им. Баранова. Первые авиационные двигатели были собраны уже в октябре. Всего за годы войны завод имени Баранова выпустил более 15 тысяч моторов для военной авиации. Из Ленинграда в Омск был эвакуирован телеграфный завод им. Козицкого, который в феврале 1942 года отправил на фронт первую партию танковых радиостанций 10-Р. Омский завод «Электроточприбор» дал фронту почти 75% малогабаритных и переносных электроизмерительных приборов и 100% электрических аппаратов для торпед и морских мин. Омский паровозовагоноремонтный завод принял на своей территории оборудование Ворошиловградского и Брянского паровозостроительных заводов. Так был создан завод № 173 танковой промышленности в Омске. В мае 1942 года с омского завода отправилась на передовую партия танков Т-34. 19 апреля 1944 года завод направил в действующую армию танковую колонну «Сибиряк», построенную на средства заводчан. Кроме этого, работники завода сдавали средства на танковую колонну «Омский комсомолец» и авиаэскадрилью с аналогичным названием.

Круто изменилась с началом войны и жизнь Омской картографической фабрики. Большинство мужчин и некоторые женщины-специалисты ушли на фронт. В цехах остались работать женщины и подростки. Вскоре в коллектив картфабрики влились сотрудники московского полиграфкомбината им. Молотова, после чего была произведена коренная техническая перестройка всего производства: смонтированы три двухкрасочные офсетные машины и одна однокрасочная. Отпуска во время войны отменялись, а выходные дни были крайне редким явлением. 207 человек штата фабрики работали столько, сколько было нужно, чтобы выполнить все заказы в срок.

Эвакуированный ленинградский завод № 206 выпускал гидролокаторы и шумопеленгаторы. В центре города – «в крепости» разместилось производство маячной аппаратуры для освещения маяков. Для Красной армии в Омске шилось обмундирование, обувь, одежда, производились подсумки, ремни и другое снаряжение.

Сергей НАУМОВ

При подготовке полосы использованы материалы публикаций Александра Колесникова

При поддержке передачи "Удивительное рядом. Омская версия" телеканала "Продвижение".

Комментарии
Комментариев нет.

Ваш комментарий


Наверх
Наверх
Сообщение об ошибке
Вы можете сообщить администрации газеты «Коммерческие вести»
об ошибках и неточностях на сайте.