Организатор концертов Роман СЕМЕНОВ рассказал, какие проблемы испытывает шоу-бизнес в Омске
Компания «Мегаполис Music» появилась в Омске около 10 лет назад. За это время ее учредитель Роман СЕМЕНОВ провел в Омске масштабные концерты не только звезд отечественной эстрады, но и шоу культовых западных рок-звезд. Все дело в том, что главной мечтой СЕМЕНОВА была организация концертов, интересных ему самому. О том, как культурное увлечение переросло в настоящий бизнес, спрашивала корреспондент Наталья ВИРКУНЕН.
– Как давно занимаетесь организацией концертов?
– Начал в 2006-ом. То есть десять лет назад.
– Роман, вы помните свой первый концерт?
– Тогда мы не занимались гастролями артистов, а просто делали концептуальные вечеринки с готик-музыкой, рок-музыкой, фолк и т. д., уже следующим шагом была идея заняться гастролями, и я привез в «Атлантиду» в 2007-м группу Butterfly Temple. Микроскопический по сегодняшним масштабам проект, но все должно развиваться плавно. Гастрольная деятельность зрела параллельно с учебой, подработками. И только потом это переросло в бизнес, как один из моих партнеров выразился, «иррациональный бизнес», потому что бывает, что можешь сработать в минус, причем немалый.
– Перечислите риски.
– У каждого артиста свой цикл популярности. Артист появляется на рынке, начинает расти, взлетает на пик, затем происходит спад. И у всех по-разному, одни становятся менее популярными, другие меняют жанр, третьи уходят в забвение, четвертые – поют на вечеринках в стиле 80-х и 90-х. Вот группа «Руки вверх» в 90-е собирала залы, а сейчас – стадионы. Аналогичного периода группа «Иванушки» сейчас уже в разы менее популярна, о группе «Демо» вообще все забыли уже. Бывает, артист вмиг теряет популярность из-за резких высказываний или своего поведения и на него никто не приходит. Самолет могут не посадить в городе из-за погодных условий, и концерт отменяют. Риски есть всегда, и очень часто их просто невозможно предугадать.
– У вас есть такой негативный опыт?
– Да, когда привозили группу Placebo, ушли в минус более чем на миллион рублей. Из 4000 билетов сумели продать только 2200. В большой минус ушли с американской группой Black wail brides. В огромном минусе был концерт Тарьи ТУРУНЕН с симфоническим оркестром. 100 человек на сцене, много сложностей в производстве, нужны были репетиции с полной аппаратурой, которая находилась в аренде, оркестр проживал в Новосибирске. Со всеми вытекающими суточными и прочими затратами в Омске мы не дотянули до окупаемости более полумиллиона рублей.
– Это как-то связано с тем, что ваши проекты – это не известная каждому попса?
– Когда я только начал работать, вообще задумка была такой: привносить что-то особенное в ту среду, в которой я живу, культурное, если хотите. Со временем этот запал немного поутих.
– Какой вывод: культура – дорогое удовольствие?
– Если бы на концерты Дениса МАЦУЕВА не выделяли дотации из федерального бюджета, то с ним бы в Омске тоже уходили в большие минусы, его бы не давали.
– Но вы свои убытки перекрываете какими-то продаваемыми, популярными артистами?
– Ничего нельзя предугадать на 100%. Концерт одного из наиболее стабильных коллективов, «Хора Турецкого», с которым работали не один год, в этом году тоже стал убыточным. На них всегда ходила достаточно состоятельная публика, но в этот раз мы решили поэкспериментировать. Перенесли площадку из Концертного зала в СКК Блинова, потому что многие жалуются, что на них дорогие билеты, не всем по карману. Увеличив количество посетителей, снизили цену на билеты с 2000 – 5500 рублей до 900 – 3500 рублей. И пришлось перенести концерт обратно в филармонию. В СКК их целевая аудитория решила не ходить, сказалось плачевное состояние комплекса. Издержки были связаны с изменениями в рекламе, с возвратом билетов.
– Какая аудитория и, соответственно, артисты – самые стабильные?
– Как правило, это проекты для определенных сообществ, небольшой аудитории. Стабильны концерты Олега ПОГУДИНА, он поет романсы, группа «Мельница», РОЗЕНБАУМ, МАЛИНИН. Это артисты, у которых нет ни спада, ни пика, они идут на определенном уровне не один год. У них много почитателей, не фанатичных, но очень преданных.
– Фанаты – это особенная категория?
– Да, это люди, готовые купить самый дорогой билет, готовые приехать на любую площадку. Но их наличие – это еще не гарантия аншлага. Чаще всего фанаты делают до 30% от общего объема продаж, остальная публика это обычные обыватели, которые знают несколько песен и ходят на артиста время от времени.
– Существует ли частота, с которой можно привозить артиста в тот или иной город?
– За год-полтора в среднем публика успевает соскучиться по любимому артисту.
– Вы организуете концерты не только для омской публики, но и других городов?
– По городам Сибири. У Омска, конечно, своя специфика, ему в каком-то смысле повезло, что он находится по пути из Екатеринбурга в Новосибирск, если бы не этот факт, многие артисты вообще бы не поехали в Омск. Что касается работы с другими городами, то это естественный процесс развития. Расти по вертикали в нашем городе некуда. Омский потолок мы нащупали – это прошедший концерт группы «30 секунд до Марса». Было продано 4000 билетов от 1500 до 5000 рублей. Это был единственный рентабельный проект западной группы такого уровня в Омске в моей практике. Но и рентабельность, стоит сказать, небольшая. Только технический райдер обошелся 2–3 млн рублей. Это звук, свет, сцена, работа техников, промышленных альпинистов и др. А если добавить чартерные самолеты, десятки человек персонала артиста, то цифры затрат выглядят весьма впечатляющими
– Как обстоят дела с прокатчиками в Омске?
– По Сибири это одни из лучших.
– А с площадками?
– Как ни странно – тоже. Все, что у нас осталось, это площадки в основном советского наследия. В Челябинске, например, нет залов больше чем на 800 человек, а у нас их много. У нас две больших арены. СКК – отличный зал. Если бы его не довели до плачевного состояния, можно было бы сделать суперплощадку под живые концерты. Есть ТЮЗ, филармония, ОМЦ «Химик», Музыкальный театр – выбор большой. Смешно сказать, но в Новосибирске нет площадок вроде нашего клуба «Ангар», который полностью адаптирован для клубных выступлений до 1500 человек.
– С чего начинается работа с артистом?
– Самое первое – это обсуждение гонорара. Как правило, артисты работают по двум схемам. За фиксированный гонорар либо за процент. Первая схема в разы более популярна у руководства артистов
– Когда по гонорару вопросы улажены…
– Директор артиста высылает нам технический райдер – с каким светом и звуком готовы работать, что необходимо технически для проведения концерта. Иногда артисты очень щепетильны в технических вопросах. Так у нас было с гитарными процессорами для Стива ВАЯ, у прокатчиков таких нет, потому что кроме Стива они никому еще не понадобились, поэтому мы собирали их в трех разных городах.
– А затем?
– Райдер бытовой.
– Это тот самый, где нереальные требования выдвигают?
– Может, и выдвигают, но, если честно, ничего особенного я там не встречал. Как правило, все хотят домашней обстановки, домашней еды, что свойственно людям, которые большую часть жизни проводят в дороге.
– Вы сами выходите на артиста, занимаетесь подбором концертов? По какому принципу?
– Как правило, в Омск артисты заезжают в рамках какого-то тура – по Сибири, или по России, или по пути в Азию, или из Азии в Европу, или из Новосибирска в Екатеринбург. Отдельно в Омск редко кого-то возим. Часто в договоре сразу прописано, что необходимо несколько концертов в регионе. Что касается тематики, то иногда стараюсь подбирать что-то новое и необычное, как, например, музыка из фильмов аниме. Мероприятие состоится 18 сентября, на сегодня продано 95% билетов. Все потому, что аудитория принадлежит к популярной субкультуре.
– Что вам нравится в вашем деле больше всего – встречи с артистами, насыщенный график?
– Знаете, весь бизнес у меня в голосе. Его невозможно увести, отжать. И это самое лучшее, что может быть. Где угодно могу достать ноутбук, и мой офис будет там.
– Сколько мероприятий проводите в сезон?
– С сентября по май около 40, из них 25 в Омске. Иногда не в сезон получается сработать выгоднее, потому что мало событий.
– За какой срок начинаете вести переговоры?
– Зависит от артиста. С Limp Bizkit о туре по Сибири начали договариваться за полтора года. Хотя бывает по-разному. «Зверей» запустили за полтора месяца.
– А когда можно сделать выводы по продажам билетов?
– Должна быть динамика. Обычно билеты поступают в продажу за три месяца. Если в первый продается по 5 билетов в день, во второй месяц их должно продаваться по 7 штук, дальше – больше.
– Насколько высока конкуренция в Омске?
– В Омске порядка 5 крупных агентств, есть небольшие компании, которые привозят артистов в основном в клубы.
– И в чем ваше отличие, ваши конкурентные преимущества?
– Наверное, в репутации. В том, что медиаплан мы прорабатываем индивидуально под каждый концерт. Я вижу, что многие не заморачиваются, в одно и то же время на одних и тех же каналах крутят анонсы диаметрально противоположных групп. К тому же если бы не мы, то никто другой никогда бы не взялся за организацию Tiamat, Limp Bizkit, Apocalliptica, Cradle of Filth, Lacke of Tears, «Эпидемия», Инны ЖЕЛАННОЙ, Воплей Видоплясова» и нескольких десятков других артистов, очень значимых для ценителей такой музыки.