Глава регионального минфина Вадим ЧЕЧЕНКО подвел итоги бюджетного года на пресс-конференции 19 января.
Ответы министра на вопросы журналистов записала обозреватель «КВ» Ольга УМОВА.
О последствиях 2015 года
Я хотел бы напомнить, с чем мы начинали 2016 год. Бюджет предыдущего 2015 года был одним из самых тяжелых по исполнению, проблема заключалась в серьезном падении налоговых и неналоговых доходов, мы показали по всей стране предпоследний результат. Налоговые и неналоговые доходы сложились на 14% ниже плановых назначений, в итоге почти 8 млрд рублей расходных обязательств остались без финансирования. Падение доходов и почти максимальный на тот момент дефицит привели к росту долговой нагрузки, она выросла очень резко – с 71% до 85%, госдолг на 1 января 2016 года составил 40 млрд рублей. Необходимость сдерживания дефицита бюджета на фоне падения доходов привела в том числе к образованию кредиторской задолженности, на начало 2016 года она составляла 2,7 млрд рублей. Кроме того, к этому времени объем переплат в областной бюджет по налогу на прибыль составил около 4 млрд рублей. Обязательства на сумму около 6 млрд рублей не были в бюджете обеспечены доходами. Наконец, на тот момент была неблагоприятная структура нашего кредитного портфеля: доля рыночных обязательств в общем объеме госдолга составляла 83,5%, и это на фоне сложной ситуации на фондовых рынках, когда банки с учетом рисков не хотели предоставлять средства под тот процент, который был нужен нам. При этом в 2016 году нам предстояло перекредитовать более половины госдолга – 23 млрд рублей.
Об экономии на обслуживании госдолга
Входя в 2016 год, мы понимали, что нам жизненно необходим крупный бюджетный кредит. И мы его впоследствии получили – 13,3 млрд рублей двумя траншами, но перед этим выполнив определенные условия по параметрам бюджета. При планировании бюджета долговая нагрузка сформировалась на уровне 89%, а нужно было сократить ее в первых же изменениях, как минимум, до уровня 2015 года – 85%. Цена вопроса – сокращение дефицита бюджета почти на 1,5 млрд рублей и отказ от принятых на эти средства обязательств. Было принято решение произвести сокращение за счет дополнительной экономии на обслуживании госдолга. Мы получили 1,2 млрд рублей экономии, заместив коммерческие кредиты бюджетными. Еще порядка 300 млн рублей экономии сложилось по итогам перевода главных распорядителей на систему исполнения бюджета через пассивные счета. Серьезная работа проводилась по реструктуризации коммерческих заимствований, на начало года нам предлагали ставки 13,5-14%, поэтому мы сдвинули объем выборки на осень, когда ситуация улучшилась и мы смогли отторговаться ниже этих ставок на 3%. По тем кредитным линиям, которые у нас были на тот момент, мы банкам поставили условие: либо они снижают до той стоимости, которая есть на рынке, либо мы проводим новые торги. И они пошли нам навстречу. Таким образом сэкономили еще около 100 млн рублей. Также был удачно проведен облигационный заем, мы смогли разместить облигации под 9,3% доходности. В результате общая экономия по результатам всех этих действий составила 1,65 млрд рублей.
О дополнительных доходах
После такого падения, как в 2015 году, отскок был неизбежен, и по итогам 2016 года рост доходов областного бюджета составил 8,4 млрд рублей. Дала свой результат серьезная работа правительства по увеличению доходов, сказалась работа по поддержке бизнеса. Я уже приводил пример Сбербанка и «Полиома», которые дали вместе рост на сумму более 3,5 млрд рублей. Минфином Омской области была выработана стратегия по привлечению дополнительной нецелевой федеральной помощи, и нам удалось полностью ее реализовать, получив максимально возможный объем дотации на сбалансированность – порядка 1 млрд рублей.
О результатах 2016 года
Губернатор озвучил в начале 2016 года основной принцип: жить по средствам. И мы в течение года нашли средства для обеспечения упомянутых 6 млрд незакрытых обязательств, профинансировали полным рублем все социальные расходы, не нарушали сроки выплаты зарплаты, обеспечили софинансирование юбилейных объектов, выполнили требования Бюджетного кодекса в части формирования дорожного фонда, ликвидировали кредиторскую задолженность 2015 года. Рост налоговых и неналоговых доходов областного бюджета по итогам года составил 117,9%, и здесь мы оказались в числе лидеров по России. Дефицит сократился с 9,5% в 2015 году до 7,7%. Впервые за шесть лет снижен уровень долговой нагрузки – с 85% до 80%. Также мы серьезно улучшили структуру кредитного портфеля, снизили долю коммерческих заимствований до 62,9%. Есть все шансы в ближайшие годы перейти в «безопасную» зону, за которую Федерация считает долю коммерческих кредитов на уровне 50% и ниже. Средняя ставка по всем нашим кредитным обязательствам снижена с 8,78% до 7,1%, и, несмотря на то, что госдолг вырос на 4,2 млрд рублей, расходы на его обслуживание снизились на 40 млн рублей.
Если год назад не все поверили, что бюджет 2016 года будет бюджетом стабилизации, то сейчас могу сказать, что это действительно получилось. Нам удалось переломить негативный тренд, остановить падение. Хвостов нет, кредиторской задолженности нет.
О бюджете 2017 года
Единомоментного улучшения в 2017 году в той ситуации, в которой находится государство, не может быть. Бюджет 2017 года будет бюджетом перезагрузки – окончательной адаптации к требованиям времени. В марте в бюджет будут внесены изменения, в которых мы точно будем увеличение доходов на сумму не менее 2 млрд рублей предусматривать. В частности, исполним бюджетное законодательство в отношении дорожного фонда, он будет увеличен дополнительно на 690 млн рублей. То есть дорожный фонд превысит 5,8 млрд рублей, а с учетом федеральных средств перевалит за 7 млрд рублей. Надо понимать, это те деньги, которые нужны в первой половине года, во второй половине от них толку мало.
О процессинге
Вопрос об объеме платежей по налогу на прибыль в бюджет Омской области – это вопрос не к налогоплательщику, который работает в существующем законодательстве. Если есть крен в сторону другого региона, то это вопрос к налоговому законодательству, в которое и следует тогда вносить изменения.
У нас нет официальной информации о том, к чему бы привел – к уменьшению, или к увеличению доли Омской области – отказ от процессинга. Прогноз по налоговым поступлениям на год от «Газпром-нефти» мы ждем, также как и от других крупных налогоплательщиков. Пока разговора об увеличении поступлений предприятие не ведет, но и снижения не прогнозирует. Скорее всего, поступления будут на уровне 2016 года.
Процессинг – один из механизмов, который вправе использовать холдинги. Если предприятие работает эффективно, не нужно его трогать, на мой взгляд. Сколько бы получал регион в случае отмены процессинга, не смогу посчитать ни я, ни налоговая, это только само предприятие может рассчитать, какая часть налога на прибыль будет попадать в Омскую область, надо знать экономические показатели. Нельзя однозначно сказать, при каком механизме предприятие бы платило больше или меньше. Сами мы не прогнозируем объем поступлений от конкретного предприятия, мы обязаны использовать только прогнозы администраторов доходов. Да, мы взаимодействуем с крупнейшими налогоплательщиками, отправляем им письма с просьбой спрогнозировать поступления. И сейчас мы ожидаем прогнозы не позднее февраля от Сбербанка, от «Газпром-нефти» и других предприятий, чтобы передать их в налоговую и уже в марте внести соответствующие изменения в бюджет. Напомню, что при верстке бюджета мы пользовались тем прогнозом, который налоговая служба составила еще в августе.
О финансировании строек после 300-летия
Программа 300-летия – это, по сути дела, набор мероприятий федеральных программ. Безусловно, юбилей города давал нам аргументы, чтобы получить дополнительные средства. Но это не значит, что после празднования 300-летия мы лишились шансов на привлечение федеральных средств, они распределялись и будут распределяться. На старте 2017 года у нас абсолютно идентичные показатели с бюджетом 2016 года по этому направлению: это 10 млрд межбюджетной помощи, которые мы сейчас уже имеем, при этом еще не отражена в бюджете нецелевая межбюджетная помощь в размере 2 млрд рублей и ряд федеральных средств по министерствам социального блока. Стоит вопрос о строительстве школ, есть соответствующая федеральная программа, заложено наше софинансирование, предусмотрен график. Широкомасштабных бюджетных инвестиций в новые объекты, понятно, ждать не стоит. В первую очередь стоит задача достройки начатых объектов, объектов высокой степени готовности.
О доплатах бывшим госслужащим
Мы знаем, что решение суда о возврате этих доплат есть, но мотивировочной части пока не видели. Необходимо будет привести и сам областной закон в соответствие с федеральным законодательством. Поэтому я бы сейчас не стал говорить о том, в какую сумму это выльется. Решение суда должно поступить в правительство в течение двух месяцев. Какова позиция минфина в отношении этих доплат? Минфин не против реализации социальной политики по любым ее направлениям.
О запланированных кредитах
Объем перекредитовки в 2017 году будет не такой значительный, как в 2016-м. Мы постоянно мониторим фондовый рынок, если видим, что можем взять средства дешевле, чем те, которыми мы сейчас располагаем, немедленно это делаем. На последнем заседании правительства принято распоряжение, которое позволяет нам осуществить 10 млрд рублей заимствований на срок до 5 лет по ставке не более 10,5%. И буквально в ближайшие дни мы будем выходить на размещение займа на сумму 6 млрд рублей под 10,5%, которым мы заместим кредитные линии, которые у нас под 11%. Если все успешно пройдет, мы получим экономию порядка 20-30 млн рублей.
О действиях Федерации
Федерация понимает, что ситуация в регионах складывается ненормальная с точки зрения несопоставимости переданного объема полномочий и доходных источников. Поэтому усилия предпринимаются по перераспределению налогов с регионов с высоким достатком, да и от себя Федерация отщипнула, распределив 10% акцизов на алкоголь регионам. Сегодня Федерация ставит задачу по сдерживанию инфляции, но надо понимать, что резких изменений к лучшему не будет. Будут постепенные изменения, и то только как результат кропотливой, тяжелой работы. В 2016 году мы стабилизировались, в 2017 году перезагрузимся, в 2018 году улучшим ситуацию.