Прокуратура обнаружила нарушения при разработке новой маршрутной сети Омска
Кирилл КРИВОЗУБОВ
Один год – достаточный срок, чтобы подвести итоги, увидеть, что сделано, и понять направление движения предприятия или организации, которым управляет человек, наделенный властью.
В данном случае речь пойдет о директоре департамента транспорта Алексее МАРТЫНЕНКО, а времени со дня его работы в этой должности прошло даже чуть больше: с ноября 2016 года.
С чего это правление началось?
Буквально в первый же день своего пребывания в должности, 21 ноября 2016г., Алексей МАРТЫНЕНКО пришел на заседание комитета горсовета по финансово-бюджетным вопросам. На тот момент задолженность мэрии перед муниципальными ПАТП достигала почти 200 млн рублей.
– Если в бюджете будет заложено на компенсации перевозчикам 251 млн рублей, как предусмотрено сейчас, то уже в январе – феврале ПАТП могут прийти к банкротству и перестать существовать, – категорично заявил только что назначенный директор департамента транспорта города. Далее он сообщил депутатам о своих намерениях: вести беспощадную борьбу с «газелями», оттеснить частных перевозчиков из центра города на окраины и продать часть имущества муниципальных транспортных предприятий, дабы поправить их финансовое положение.
Вот такие были грандиозные планы. Что из перечисленного удалось сделать? В результате беспощадной борьбы «газели» действительно исчезли с улиц города как общественный транспорт. Хорошо это или плохо? В целом омичи отнеслись к этому решению положительно: уж больно в них (в «газелях») было тесно, темно и неудобно сидеть, не то что стоять. Но откуда такое стойкое и непреодолимое желание вести беспощадную борьбу с частными перевозчиками?
Давайте посмотрим на жизненный путь Алексея МАРТЫНЕНКО.
В 1997 году он окончил Омский автотранспортный техникум.
После окончания техникума был принят на работу в муниципальное предприятие «Пассажирское автотранспортное предприятия № 7». Трудовую деятельность начал слесарем по ремонту автомобилей. Потом работал на разных должностях, продвигаясь вверх по карьерной лестнице на предприятиях пассажирского транспорта. В октябре 2014 года МАРТЫНЕНКО назначили директором МП города Омска «Пассажирское предприятие № 8». В этой должности он проработал до самого ноября 2016 г. А теперь вопрос: как он должен относиться к частным перевозчикам, если для руководителя ПАТП именно частные перевозчики были его основными конкурентами, и из-за них он постоянно не выполнял план. Ответ очевиден.
И вот он становится директором департамента транспорта и теперь с наслаждением отдает приказы ВСЕМ частным перевозчикам. К нему теперь приходят предприниматели на прием, ждут в приемной, ловят каждое его слово.
Кстати, приняв предложение возглавить департамент, он значительно потерял в зарплате. Совсем недавно выяснилось, что, оказывается, водитель автобуса в ПАТП № 8 получает больше 30 тысяч. Если предположить, что директор ПАТП получает раза в три (а может, и в пять) больше простого водителя, то выходит совсем неплохая сумма для убыточного предприятия. А директор департамента официально получает никак не больше 60 тыс. рублей. Так что же приобрел Алексей МАРТЫНЕНКО? Скорее всего он приобрел ВЛАСТЬ!
А власть это очень опасная категория. Известно, что «абсолютная власть развращает – абсолютно!». В руках одних власть – это способ эффективного управления, во благо страны, народа. В руках других власть может стать инструментом для сведения личных счетов. Чувствуете разницу в масштабах? От этого разница и в результате.
МАРТЫНЕНКО, придя к власти, на первой расширенной встрече с частными перевозчиками сразу дал понять, что все устные договоренности с прежними руководителями департамента транспорта для него не имеют никакого значения. Этим заявлением новый глава департамента не только прервал практику диалога власти и частного бизнеса, но и перечеркнул все данные ранее обещания власти. На вопрос предпринимателей «Как же так, ведь именно под эти договоренности мы взяли на кредиты, приобрели новые автобусы?» ответом было молчание.
Но вернемся к плану директора департамента: продать часть имущества муниципальных транспортных предприятий, дабы поправить их финансовое положение.
Департаментом транспорта были предложены к приватизации два объекта – имущественный комплекс на ул. Ватутина, 23, который находится на балансе МП «Электрический транспорт», и здание на 10 лет Октября, 180а, которое находится в распоряжении ПП № 4.
Юрий ИВАНОВ, частный перевозчик:
– Насколько я знаю, перед тем как включить здание, принадлежащее троллейбусному депо, в план приватизации, на его территории намеренно были срезаны трубы и батареи отопления, выбиты все окна и двери, после чего само здание выглядело, как после военных действий. Для чего это делалось? Скорее всего для наглядной демонстрации комиссии по приватизации. А потом, чем хуже выглядит здание, тем дешевле можно его продать. Скорее всего, это было бы выгодно будущему покупателю.
Знал ли об этом директор департамента?
Неизвестно, чем бы закончилась эта история, но депутаты приостановили начатые процедуры по приватизации.
В декабре 2017 года департамент транспорта представил в РЭК (Региональная энергетическая комиссия) свои расчеты по перевозке одного пассажира в общественном транспорте. РЭК эти тарифы утвердила.
Таким образом, экономически обоснованные тарифы на пассажирские перевозки в муниципальном транспорте в 2018 году повысились на 28%. (от 36 рублей 25 копеек, до 40 рублей 91 копейки). И если стоимость проезда для омичей сохранится в 22 рубля, то размер компенсации из городского бюджета должен составить минимум 700 миллионов рублей. Не слишком ли дорого обходится бюджету муниципальный транспорт?
И теперь несколько слов о проекте, который Алексей МАРТЫНЕНКО, видимо, считал стратегическим: перепланировка ВСЕЙ маршрутной сети общественного транспорта в городе.
Говорилось и писалось об этом много. Если кратко, то тендер на разработку новой маршрутной сети выиграли специалисты из Санкт-Петербургского государственного университета. В их квалификации сомневаться не приходится, но разрабатывать маршруты общественного транспорта для города, в котором не живешь и не знаешь реальных условий расположения основных «спальных» районов, а главное, перспектив развития города, как минимум, непросто.
Александр СМЕТАНИН, частный перевозчик:
– По нашей информации, если не в самом техзадании, то уж наверняка в устном пожелании департамент транспорта хотел видеть окончательный результат таким: центральные магистрали и маршруты с основным пассажиропотоком отдаются муниципальному транспорту, а частные перевозчики работают по окраинам города. Это привело бы к быстрому банкротству частного бизнеса на рынке пассажирских перевозок.
Помните? Эта идея была высказана господином МАРТЫНЕНКО практически в самый первый день его прихода в департамент транспорта. Тут, надо отдать ему должное, он очень целеустремлен в своих действиях. Но приводит ли это к положительным результатам?
Частный бизнес, как известно, более мобильный и чутко может реагировать на изменения рынка. Уже сегодня есть маршруты частных перевозчиков, по которым не ходят муниципальные автобусы, и их отмена приведет, как минимум, к неудобству горожан.
Нина ПЕТРОВНА, пассажирка, часто пользуется маршрутом № 421:
– Я и все проживающие в Лукьяновке, радовались когда появился этот маршрут, потому что раньше до работы добирались, как могли. А если, как теперь говорят, этот маршрут могут сократить, мы будем вынуждены ездить на работу с пересадкой, а это дополнительные расходы. Жаль, что чиновникам в департаменте транспорта наши проблемы как пассажиров совершенно безразличны!
В еще более сложном положении могут остаться граждане, у которых не отменят маршрут (в этом случае полная ясность – нет так нет!), а была бы оставят (как номер), но изменят его до неузнаваемости.
Евгений ЗИМИН, частный перевозчик:
– Поскольку новая маршрутная сеть, практически без должной оценки и без глубокого анализа, практически начала внедряться, получилось ровно то, о чем частные перевозчики предупреждали: в конечном итоге будут страдать омичи, которые постоянно пользуются общественным транспортом. По рекомендованным питерскими разработчиками маршрутам уже состоялся один конкурс (маршрут № 18), победитель пытался работать по этому маршруту, но вынужден был отказаться от него, потому что экономически невыгодно. Возможно, у таких маршрутов есть свой пассажир, но это явно должны быть дотационные маршруты. Если бы подход при внедрении такой разработки был бы по-хозяйски разумным, то так бы и было: убыточные, но необходимые городу маршруты общественного транспорта должны компенсироваться владельцу из бюджета города, независимо от формы собственности. Но такого подхода мы не наблюдаем. Более того, мы опасаемся, что в какой то момент нас опять обвинят в том, что именно частные перевозчики саботируют внедрение новой маршрутной сети и именно из-за этого страдают пассажиры. А это в корне неверно! Мы же, как практики, как профессионалы, уже сегодня можем заранее спрогнозировать и узкие места перевозок, и возможные увеличения в графике ожидания, и т.д. Любой профессионал знает основные составляющие: протяженность маршрута, скорость движения транспорта в городском потоке и количество подвижного состава на маршруте. И если маршрут удлиняется, а количество транспорта сокращается, то неминуемо увеличится время ожидания. Я бы рекомендовал департаменту транспорта так и оценивать КАЖДЫЙ вновь внедряемый маршрут. Потому что если этого не сделать и бездумно внедрить предлагаемую маршрутную сеть в том виде, в котором она есть на сегодня, то тогда наступит не просто транспортный коллапс, наступит армагеддон. Понимает ли это нынешний директор департамента?
Но вот вполне закономерный итог: прокуратура Омска провела проверку новой маршрутной сети города, которую по заданию департамента транспорта мэрии разрабатывал Санкт-Петербургский государственный университет за 1,9 млн рублей. Проверка надзорного органа выявила факты нарушения и отступлений от технического задания.
На имя мэра Омска Оксаны ФАДИНОЙ вынесено представление об устранении выявленных нарушений. Надзорный орган поставил вопрос на контроль. Фактически инициатором создания новой маршрутной сети был департамент транспорта и его глава Алексей МАРТЫНЕНКО. Теперь же прокуратура предъявляет претензии к главе города.
Может быть, господин МАРТЫНЕНКО неверно понял свою задачу на посту директора департамента транспорта города? Ведь не только прибыль муниципальных ПАТП основная задача управленцев такого уровня, хотя прибыль бы не помешала. И конечно, задача – не уничтожить частный бизнес на рынке пассажирских перевозок. Задача – в эффективном управлении транспортной системой города в интересах граждан нашего города, в понимании рыночных механизмов и продуктивном взаимодействии со всем участниками рынка пассажирских перевозок. Может господину МАРТЫНЕНКО перечитать свои должностные инструкции? И тогда он сможет понять, чего от него ждут омичи как директора департамента транспорта?