И ресурсы на это тратить никто не собирается
«КВ» продолжают следить за подготовкой Омска к президентским выборам, до которых осталось уже меньше месяца.
Сверка списков за полтинник
Начать стоит с того, что выборы 2018 года – особенные. Впервые за четверть века было решено уточнить списки избирателей. И это важно как для собственно подсчета процента явившихся на голосование, так и для работы с реальным избирателем. Кто-то умер, кто-то уехал много лет назад. Учитывая отрицательную динамику населения Омской области, погрешность по экспертным оценкам может составлять около 10 – 15%.
Для этой цели было решено провести поквартирный обход жителей региона и постараться пригласить на участок лично каждого имеющего право голоса россиянина.
– На федеральном уровне задача такая не ставилась. Идея в ЦИКе родилась во время совещания. В свое время была сверка списков, и это основная форма работы УИК, когда перед днем голосования члены комиссии приходили в каждый дом и уточняли списки избирателей. И когда мы обсуждали, каким образом нам довести информацию, уточнить, кому нужна помощь при голосовании – на дому, престарелым людям, тогда родилась эта идея, – рассказал председатель избирательной комиссии Омской области Алексей НЕСТЕРЕНКО. – У нас комиссии раньше по закону работали 10 дней всего – этого времени хватало только-только, чтобы подготовить помещения для голосования, разобраться с бюллетенями, провести учебу. В этом году УИК начинает работу по информированию избирателей за 30 дней. И мы подумали: а давайте попробуем восстановить эту практику подворного обхода силами УИК.
Методику проведения поквартирного обхода каждый регион разрабатывал самостоятельно. В Омской области для этого было задействовано 15 тысяч человек для работы как в городе, так и в сельских поселениях. «Как показала практика за первые 10 дней – у нас достаточно проблем с учетом домовладений. Есть дома, которые формально существуют, и даже люди там прописаны, а дома-то уже нет, он сгорел. И у органов регистрационного учета нет никаких оснований человека выписать оттуда, он имеет право быть зарегистрированным на этом месте, – рассказал о промежуточных итогах обхода НЕСТЕРЕНКО. – Есть и сложности. Если раньше это было нормой, когда какие-то службы ходили по квартирам, разговаривали, и люди пускали. То сейчас далеко всегда тебе рады. И в дверь попасть непросто, потому что везде решетки и кодовые замки. Поэтому мы делаем это с помощью старших по домам, КТОСов».
По словам председателя облизбиркома, за час работы, в том числе и поквартирного обхода, каждый член УИК получает 50 рублей. Но сотрудники УИК — люди работающие, им особо некогда ходить по домам: днем — основная работа, а вечером и в выходные не каждый потратит время. И вот эту благую нагрузку как раз и поделили с КТОСами.
– В рабочем порядке общественники, старшие по домам, председатели советов многоквартирных домов, где ТСЖ – управляющие или диспетчера, в частном секторе – квартальные, если старших по дому нет – активные жители помогают. Мы, как общественность, поддерживаем членов УИК, помогаем, как легче пройти по нашей местности, показываем, где живут и не живут люди, где квартиранты или дома закрыты. То есть именно от ТОС идет поддержка, чтобы легче ориентировать государственный орган, представителей УИК, чтобы они провести спокойно свою работу по адресной проверке проживающих на территории этого избирательного участка, – рассказала председатель КТОСа «Центральный-6» Галина НАЗАРОВА.
Однако если члены УИК, работая с 16 до 20 часов, могут получить в день 200 рублей, то членам КТОС это счастье досталось абсолютно бесплатно. Другие руководители комитетов на условиях анонимности поделились, что никто не спрашивал их желания участвовать в поквартирном обходе и сверке списков избирателей. В приказном порядке им было велено взяться за эту работу или искать себе новую в буквальном смысле. «С нами не церемонятся, – заявил источник, пожелавший остаться неназванным, – говорят, что на нас из бюджета деньги были выделены, а стало быть, мы кругом должны. Никаких дополнительных денег не будет. Как мы своих активистов мотивировать на обход будем – власти не интересно. Конечно, председатели КТОСов стараются, ну а уж получается как получается».
По информации «КВ», получается не слишком успешно. Во всяком случае члены УИК недовольны, что ктосовцы не делают за них необходимый объем работы. А стало быть, задекларированный объем задач по сверке списков скорее всего не будет выполнен в значимом объеме.
Кто в доме хозяин?
Логично предположить, что отчасти сверенные списки по избирательным округам кое-где имеются. Прежде всего там, где к уже прошедшим выборам готовились системно и основательно. У некоторых нынешних депутатов горсовета и Заксобрания.
Например, второй секретарь обкома КПРФ, депутат Заксобрания Андрей АЛЕХИН на вопрос о списках сообщил: «У меня есть списки избирателей, с которыми я работаю уже много лет».
«КВ» достоверно знают более десятка городских и областных депутатов, у кого четко выверены списки избирателей. По сути, это не просто списки, а база активного электората, некоего ядра, действительно голосующего на выборах разного уровня. Вот только вопрос, будут ли они активизировать контакты по своим базам, чтобы позвать омичей прийти проголосовать в марте.
Депутат Законодательного собрания Владимир ПОЛОВИНКО, грамотно работавший на выборах с базами, не делает ставки на актив избирателей, утверждая, что «у меня все активисты, я всех избирателей люблю, всех уважаю», и приглашает людей на выборы на встречах на округе.
Но подавляющее большинство депутатов не захотели отвечать на этот вопрос. «КВ» удостоверились, что действующие депутаты не готовы задействовать свои базы для работы на президентских выборах. Очевидно, что не видно здесь ничьей руководящей и направляющей организующей силы. Но кто же должен ей быть?
– Мы помогаем с точки зрения информирования о выборах избиркому, размещаем на своих порталах информацию, рассылаем в СМИ о том, что выборы 18 марта, чтоб все пришли. И у нас есть межведомственная рабочая группа по обеспечению безопасности, проведению, организации выборов, которую возглавляет КОМПАНЕЙЩИКОВ, – пояснила пресс-секретарь врио губернатора Анастасия ГУЛИВАТЕНКО. Группа была создана распоряжением врио губернатора еще в конце ноября, заместителями председателя в ней стали глава ГУВП Михаил КАРАКОЗ и председатель облизбиркома Алексей НЕСТЕРЕНКО, а вошли в состав ряд министров, руководителей управлений облправительства, департаментов администрации, а также глава Калачинского района Фридрих МЕЦЛЕР, гендиректор АО «Омские медиа» Александр МАЛЬКЕВИЧ и советник губернатора Андрей КУЗНЕЦОВ, который давно не появлялся в Омске.
Похожая межведомственная группа работает и при администрации Омска под руководством мэра Оксаны ФАДИНОЙ. Входят в нее главы профильных департаментов и административных округов Омска.
– Департамент образования включен, потому что в школах большинство комиссий находится. Департамент городской экономической политики участвует в организации традиционной торговли, которая обычно проходит на участках при проведении выборов. Департамент культуры помогает организовывать праздничные программы, которые тоже по традиции в день выборов устраиваются для избирателей, – пояснил замглавы департамента информационной политики Виктор ГАШЕЕВ. – Участие администрации заключается в основном в решении организационно-технических вопросов. Большинство участков, территориальных избирательных комиссий на территории города расположено в зданиях, принадлежащих муниципалитету, в основном в школах. Естественно, что город их готовит. Другой пример – мы участвуем с информировании о выборах. Размещены по городу информационные щиты, где кандидаты могут оставлять свою печатную агитационную продукцию. Их установка – это тоже вопрос, которым занимается администрация города».
Агитатор за тысячу
Несмотря на то, что ответственность за организацию максимально возможной явки на выборы в регионе никто не берет, в любом случае федеральный центр раздаст по итогам действа всем сестрам по серьгам. Поэтому, как минимум, демонстрация активности партийных лидеров или лидеров фракций начала нарастать.
В «Справедливой России», поддерживающей кандидата ПУТИНА и руководствующейся задачами федерального центра, в день голосования есть намерение напоминать избирателям о гражданском долге и приглашать на выборы силами депутатов. «Финансовой помощи никакой не оказывается депутатам. Единственное, газеты передавались, на которых избиратели могут написать наказы для кандидата в президенты», – отметил председатель фракции «СР» в горсовете Владимир ГУСЕЛЕТОВ.
Омское отделение ЛДПР же с этой целью собирается задействовать социальные сети и призывать к голосованию через них. Пока же агитация проходит в штатном режиме.«Выделяется агитационный материал, на последней конференции я, как начальник штаба, предупредил всех, чтобы депутаты активно приняли участие в поддержку ЖИРИНОВСКОГО, увеличили количество дней приемов на время президентских выборов для решения проблем граждан, которые к ним обращаются», – рассказал о положении дел депутат ОГС Алексей ЛОЖКИН.
Не отстает и непарламентская партия «Коммунисты России».«Мы сотрудничаем с нашим генеральным комитетом, у нас есть свой кандидат, всячески поддерживаем его. У нас партия-то не буржуйская, поэтому денег нет, на сознательности все. Агитируем, чтобы голосовали за СУРАЙКИНА, рассказываем на встречах с гражданами, на личном депутатском приеме о его позиции. У нас просто нет таких средств, чтобы забросать всех плакатами и листовками. Есть люди, которые поддерживают, я не говорю, что нас легион, но тем не менее», – рассказал о действиях своей партии депутат горсовета Владимир КАЗАНИН.
Но масштабнее всех, на взгляд «КВ», подошла к подготовке и мобилизации граждан на голосование 18 марта «Единая Россия». По сообщению источников, пожелавших остаться неизвестными, руководитель фракции «ЕР» в Законодательном собрании Омской области Александр АРТЕМОВ сообщил о возможном варианте выделить дополнительное финансирование на агитаторов, которые напомнят гражданам прийти и проголосовать, исполнив свой гражданский долг и осуществив свое избирательное право. Но только на один день – 18 марта. И не больше тысячи на агитатора в день. А на округ, по разным данным, от полутора до трех тысяч рублей на этот проект. То есть, похоже, не больше трех агитаторов. То есть целых три тысячи депутату на округ. По Заксобранию в городе – 13 округов. В каждом – под 60 тысяч избирателей. Целых 40 тысяч рублей на город Омск. Даже страшно представить эффективное воздействие этой меры на явку в округах. Хотя если лидер фракции достает эти деньги из своего кармана, то это достойно уважения.
Со всем этим остается открытым вопрос, кто курирует подготовку к выборам и повышение явки в Омске, когда разные части этого механизма – избирком, депутатский корпус, избирательные штабы кандидатов, межведомственные рабочие группы в мэрии и облправительстве, судя по всему, действуют разрозненно и не берут на себя ответственность за то, чтобы привести максимальное число избирателей голосовать 18 марта в Омске.