Все рубрики
В Омске пятница, 22 Ноября
В Омске:
Пробки: 4 балла
Курсы ЦБ: $ 100,6798    € 106,0762

Владимир ГЕВОРГЯН: «В Новосибирске официальный тариф на проезд уже второй год подряд утвержден на уровне 19 рублей, а в Омске уже вырос до 38 рублей»

13 июля 2018 11:44
0
2253

С 16 по 19 мая в Новосибирске под эгидой Министерства транспорта России, при поддержке профильного Комитета Государственной думы по транспорту и правительства  Новосибирской области, прошел седьмой Сибирский транспортный форум.

Открывал форум полномочный представитель президента по Сибирскому федеральному округу Сергей МЕНЯЙЛО, затем выступил заместитель министра транспорта РФ Александр ЮРЧИК и депутаты Государственной думы.

В рамках форума работало десять секций, прошло 35 мероприятий, на которых прозвучало 450 выступлений. На отдельной площадке работала выставка индустрии транспортной и складской логистики и инфраструктуры TransSiberia/Translogistika-2018, которая разместилась на площади 7200 кв. м. В работе секций принимали участие делегации из 24 российских регионов и девяти зарубежных стран. В работе форума принял участие руководитель НП СРО "Омские перевозчики"  Владимир ГЕВОРГЯН, которого порасспросил корреспондент «Коммерческих вестей» Евгений ИВАНОВ.

– Был ли кто-то от департамента транспорта города Омска?

– Нет. Поэтому, кстати,  на заседании секции Ассоциации Сибирских и Дальневосточных городов (АСДГ) пришлось выступить мне, представляя ситуацию с пассажирским транспортом в Омске.

– Отличается ли ситуация в Омске от того, что происходит в других городах?

– Системные проблемы сибирских городов похожи: износ пассажирского транспорта, износ дорожного покрытия, грузовой транспорт не отведен от центральных городских улиц, перегрузка улично-дорожной сети.

Как следствие – недостаточная эффективность пассажирского транспорта.

– Возможно ли что-либо из услышанного на форуме применить в Омске?

– Интересным опытом поделились специалисты Новосибирска и Алтайского края, когда частные и муниципальные перевозчики, работая в плотном взаимодействии с властными структурами, разработали механизм софинансирования по приобретению новых транспортных средств для перевозки пассажиров. Представленный механизм предусматривает до 30 процентов оплаты стоимости партии автобусов из местного бюджета. Это очень перспективный проект, который бы очень хотелось  реализовать и у нас в Омске. Во-первых, снижается нагрузка на бюджет, потому что приобретаются пассажирские автобусы для города всего за 30 процентов от их стоимости; во-вторых, муниципальная власть имеет право направлять перевозчиков (участников проекта) на выполнение социальных функций пассажирского транспорта – от регулирования проездного тарифа до формирования траектории маршрутов. Вот такой симбиоз был бы действительно эффективным и вписывался в рамки рыночных механизмов управления, а не волюнтаристскими методами, как было до недавнего времени в Омске.

Ближайший пример: в начале мая из бюджета Омска было выделено порядка 200 миллионов рублей на поддержку муниципальных пассажирских предприятий. Наверно это мера вынужденная, чтобы закрыть долги убыточных предприятий. Но если бы эта же сумма была направлена на приобретение новых автобусов (разных классов вместимости) именно в рамках проекта софинансирования (30% – бюджетные средства, а 70% – средства перевозчика), можно было бы приобрести более сотни новых автобусов, и это существенно повлияло бы на качество пассажирских перевозок!

– Как в других городах конкурируют частники с муниципалами?

– На эту тему поделился опытом  Хабаровский край, в частности,  по правоприменительной практике по 220 ФЗ. В Хабаровске создали несколько судебных прецедентов, когда суд вставал на сторону перевозчиков, принимая во внимание решение власти по ухудшению условий конкуренции для частных перевозчиков. Кстати, в Омске на протяжении 2017 – начала 2018 годов многие решения департамента транспорта принимались таким образом, что выигрывали от таких решений только муниципальные пассажирские предприятия. А закрывались (ликвидировались) маршруты исключительно частных перевозчиков. И таких маршрутов ликвидировано за это время более пятидесяти.

Представители Новосибирска поделились опытом взаимодействия перевозчиков разных форм собственности и муниципальной власти при принятии решения о внедрении той или иной формы оплаты проезда. Так, при внедрении единой транспортной карты были учтены и маршруты, и количество льготных пассажиров, и, самое главное, формы компенсации для каждого перевозчика. И благодаря такому подходу пассажиры, приобретя такую карту, могли расплачиваться ею в любом транспорте, и, конечно, такая карта была признана удобной. А что было у нас? Порой о решении департамента транспорта мы узнавали из средств массовой информации. Омичам доводилась информация о карте, приобретя которую можно оплачивать одну поездку за 22 рубля и при пересадке в течение определенного времени стоимость проезда становилась – один рубль! Выгодно? Конечно выгодно. Только забывали сказать, что действует такая карта только в муниципальном транспорте. Пассажир об этом не знал и каждый раз, получая отказ по оплате проезда в автобусе частного перевозчика, ругался и на перевозчика, и на департамент, который не сказал ему всю правду. А ведь надо было всего лишь договориться со всеми перевозчиками и решить вопрос о компенсации не только муниципальному транспорту, но и частнику, как равноправному участнику рынка пассажирских перевозок, но этого сделано не было, и как результат – удобный проект не заработал в полную силу. Значит, в Новосибирске, да и в других сибирских городах, больше думают не о том, как вытеснить частного перевозчика с рынка, а об удобстве пассажиров.

– Что еще вас заинтересовало?

– На одном из заседаний, посвященном перспективам развития отрасли, я увидел программно-аппаратный комплекс, позволяющий осуществлять предрейсовый осмотр водителей без учета «человеческого фактора». Это полностью автоматизированное рабочее место, включающее в себя кресло для водителя, несколько медицинских датчиков, фиксирующих пульс, давление (причем как артериальное, так и внутричерепное), алкотестер и видеокамеру. После окончания работы датчиков компьютер анализирует данные и выдает заключение: годен к дальнейшей работе на маршруте или нет. Обмануть такой комплекс практически невозможно и подкупить тоже. За определенное время на каждого водителя формируется база данных, и аппарат, как говорится, в динамике фиксирует малейшее отклонение от установленной нормы. Подобные системы уже применяются на некоторых крупных предприятиях, но я думаю, не за горами время, когда стоимость таких систем будет доступна и малым предприятиям.

– Говорили ли о будущем общественного транспорта?

– Интересен опыт Новосибирска, специалисты которого создали специальную программу ПКРТИ (программа комплексного развития транспортной инфраструктуры), и, прежде чем принять какие-то изменения в маршрутной сети города, они моделируют ситуации с помощью такой программы и прогнозируют варианты развития событий. Программа учитывает и все виды транспорта (а в Новосибирске есть и метро), и перспективный план развития мегаполиса, и изменения в пассажиропотоке в связи с появлением новых микрорайонов и новых точек притяжения населения (торговые или культурно-массовые комплексы). На основании (ПКРТИ) будет разрабатываться комплексная схема организации дорожного движения и комплексная схема организации транспортного обслуживания населения.

Уже сегодня специалисты по транспорту в Новосибирске могут прогнозировать развитие перспективных маршрутов до 2035 года! Это говорит не только о глубокой проработке вопросов транспорта миллионного города, но и о постоянном взаимодействии всех направлений исполнительной власти (транспортники, дорожники, архитекторы, строители и т.д.). Вот чего, на мой взгляд, не хватает в Омске. Чтобы не получалось, что вначале строят микрорайон, потом граждане пишут, что не могут добраться до работы, на основе этих жалоб решают направить туда пассажирский транспорт, и тут выясняется, что там нет ни дорог, ни транспортных развязок, ни светофоров. Все должно быть разработано в комплексе, с перспективой хотя бы лет на десять.

Зато в Омске уже внедрены на многих улицах специальные разметки для пассажирского транспорта, а в Новосибирске подобная разметка нанесена только на одной центральной улице, и дальше пока дело не пошло из-за дискуссии на тему контроля в случае массовых нарушений этой разметки.

Правда, когда я сообщил коллегам на одном из заседаний, что в Омске официально утвержден тариф на проезд в муниципальном транспорте в 38 рублей, в глазах присутствующих в зале я увидел немалое удивление и даже легкое недоумение: в том же Новосибирске официальный тариф на проезд уже второй год подряд утвержден на уровне  19 рублей. Почувствуйте разницу.

Комментарии
Комментариев нет.

Ваш комментарий




Наверх
Наверх
Сообщение об ошибке
Вы можете сообщить администрации газеты «Коммерческие вести»
об ошибках и неточностях на сайте.