70% россиян живет в режиме жесткой экономии.
Гендиректор консалтинговой компании IDEM (Нижний Новгород) Екатерина ГРЕСС поделилась данными исследования Nielsen Company, ежегодно оценивающей уровень потребительского доверия:
– В России подобные измерения проводятся уже более 10 лет. Если индекс больше 100%, это говорит об определенном оптимизме, желании покупать, тратить деньги. Люди анализируют, насколько они востребованы в профессиональной сфере, как могут планировать покупки, какова их финансовая стабильность. За десять лет у нас фиксировался индекс выше 100%. За 2017 год пока данных нет, но на 2016-й индекс по России составил 63%. Образно говоря, мы переехали из ОАЭ в постсоветскую Европу, где крайне депрессивное общество. 2017 год немножко повысил индекс доверия, до 70%, но мы до сих пор колеблемся на этом уровне. Около 60% потребителей сегодня экономит на одежде, примерно столько же – на развлечениях, 50% – на товарах повседневного спроса. Покупатель очень серьезно изменился. В торговой недвижимости на самом деле произошла «тихая революция». Мы видим, что каждый год идет снижение цены продажи, ставки аренды и т.д. Консультанты и эксперты по-прежнему констатируют не очень хорошую ситуацию в сфере экономики – мы называем ее «потребительской зимой», около 70% россиян до сих пор живут в режиме достаточно жесткой экономии.
Впрочем маркетологи придумали, как с этим совладать. Как пояснила ГРЕСС, будущее за аутлетами, которые уже популярны за рубежом:
– Это огромные располагающиеся за городом распродажи, либо продажа прямо с производства, по фабричным ценам, минуя каналы ритейла. В таких форматах дисконт обычно составляет около 30%. Потребитель готов преодолевать расстояние ради целевой покупки. Другой формат – ритейл-парки, гипермаркеты, которые тоже располагаются за городом, где дешевле земля, его на российском рынке ждут неплохие перспективы. Другая особенность российского потребителя – перед покупкой визуально оценить, потрогать товар, и вот здесь кроется будущая популярность таких магазинов-складов. Еще один признак «революции» – поколение миллениалов. Это абсолютно новый тип потребителя, люди, которые родились в эпоху технологической революции (в 1985-2000 гг., если говорить о России). Это молодежь, которая все больше и больше живет в онлайне. Таковых среди активных потребителей уже 22%, и мы не можем их игнорировать. Если раньше в России было принято активное потребление, нам нравилось приобретать предметы роскоши, подчеркивая статус, то миллениалам это не нужно. Для них эмоции, опыт, общение, образование важнее брендов и лейблов. Они готовы покупать удобную и функциональную одежду, быть может, не так часто, но зато они потратят деньги на путешествия.
Еще один будущий тренд – активное развитие life-style-центров, где досуг превалирует над шопингом:
– Люди приходят в ТЦ, чтобы пообщаться, получить какой-то опыт, может быть, образовательный, провести время с семьей. Это могут быть и центры «замкнутого потребления», когда сам девелопер создает для себя цепочку «жилье-офисы-торговля» – потребитель может получить товары и услуги, не покидая место. Это хороший тренд, и мы рекомендуем обратить на него внимание, проектируя объекты недвижимости. Даже кризис не смог сломать другой тренд – интереса к здоровому образу жизни. Продажи фермерских и экопродуктов растут. В регионах начинается новая жизнь рынков. Такие фудмаркеты – сочетание рынков и небольших ресторанчиков, предприятий стрит-фуда. Это может быть национальная или монокухня. Потребитель готов пробовать необычное, и в этом направлении открыто много стартапов.