Эксперты проанализировали, готов ли Омский регион к цифровизации и что для этого нужно.
11 марта в Омске стартовал двухдневный VI Международный ИТ-форум. После официального открытия состоялась панельная дискуссия на заглавную тему форума «Возможен ли цифровой прорыв регионов?».
Первым на этот вопрос попытался ответить губернатор Омской области Александр БУРКОВ:
– Цифровой прорыв жизненно необходим нашему региону. Мы должны дать возможность гражданам получать социальную поддержку в электронном виде. К 2024 году перед нами стоит задача довести этот показатель до 95%. На сегодня он составляет всего 50%. Когда мы говорим о цифровой трансформации, нужно учитывать два момента – импортозамещение и программное обеспечение. Прошлый год показал, что закупка отечественного оборудования для социальных нужд резко выросла. Наша омская компания «Юбитех» создала собственную операционную систему, которая в прошлом году прошла госрегистрацию, включена в Единый реестр российского программного обеспечения. Ключевая задача для прорыва, на мой взгляд, связана с подготовкой кадров в сфере. Ежегодно омские вузы выпускают около 9,5 тысячи специалистов в том числе по 22 направлениям, которые входят в федеральный перечень компетенций в сфере цифровой экономики. Ряд омских компаний имеет свой подход к подбору кадров и их дальнейшему трудоустройству – «Тамтэк», «Люксофт», «7bits». Они ведут студентов на практику, трудоустраивают их после окончания вуза. Это показатель того, что в Омском регионе есть заинтересованные потребители, своя методика подготовки, свои компетенции. Говоря о системе госуправления, мы пока не имеем скамейку специалистов, которая могла бы оперативно принимать участие в процессах, а бюджет запрещает привлекать компании на аутсорсинг. К первому сентября регион должен разработать комплексную программу цифровой трансформации, эту работу мы сделаем, а дальше все будет зависеть от наших желаний и наших возможностей.
Какие изменения требуются в законодательстве, чтобы рынок отечественного оборудования и программного обеспечения развивался в рамках импортозамещения, рассказал директор Департамента цифрового развития Торгово-промышленной палаты РФ Владимир МАСЛОВ:
– Участие в реализации нацпроекта «Цифровая экономика» – серьезный шанс для развития импортозамещения. К сожалению, это единичные истории, когда власти на подобных этому форумах видят решения на местах и берут их. Агрегатором все равно является крупный бизнес. У нас есть предложение квотировать участие малого и среднего бизнеса в реализации национального проекта в районе, например, 25%. Еще важные преференции – включение в реестры Минцифры. Вход туда должен быть более простым. И, конечно, хорошая вещь — налоговые льготы. Резюмируя: ITвсе-таки как правило далеко от госорганов, процессы взаимодействия должны быть менее бюрократизированными.
Председатель Совета Фонда развития цифровой экономики Герман КЛИМЕНКО подвел итоги 2020-го:
– Год было тяжелый, но цифровая экономика выигрывает от кризиса. Мы увидели потрясающие, ранее совершенно невозможные истории: попытку объединения Яндекс и Тинькофф, трансформацию Сбербанка в Сбер, создание новой экосистемы. Самое важное, мы увидели, что на рынке наши компания ценятся. Если мы сложим капитализацию Яндекс, Mail, Ozon, FixPrice, HeadHunter, то увидим что она больше капитализации «Газпрома». В том году совершенно точно цифровая экономика стала лидером, она победила.
В том числе столичный эксперт проанализировал плюсы и минусы дистанционной работы, и первых, на взгляд КЛИМЕНКО, больше. С его слов, воплотилась мечта всех сотрудников работать дома, а руководители получили удобства, связанные с организацией совещаний (впрочем – это преимущество становится и проблемой, когда количество совещаний зашкаливает, не зря ведь появился термин «зазумились»):
– Третий плюс – потрясающая экономия на канцелярии, офисе, кофе, на всех тех мелких затратах, которые всегда висят бременем. Но и тут нюанс: по выходе из ковидной истории достаточно большие проблемы ожидаем в коммерческой недвижимости, куда не вернутся арендаторы.
По словам КЛИМЕНКО, работа на удаленке резко нарушила стандартизацию оборудования на рабочих местах: каждый эксплуатирует то, что может, и это превращается в управленческий зоопарк, особенно при организации доступа. Но главным минусом эксперт считает дискоммуникацию в командах. Средний менеджмент оказался практически не готов к тому, чтобы не видеть сотрудников вживую, но при этом ими управлять:
– Дистанционное управление снижает эффективность, соответственно, нужно либо увеличивать штат, либо периодически собирать людей и их изучать. Да и заказчики не очень понимают, кому платят деньги. Они привыкли видеть аквариумы, в которых сидят толпы программистов, стучат по клавишам. Когда люди находятся дистанционно, те не очень понимают, насколько компания крупная. Резко выросла капитализация организации дистанционный работы, образования, обеспечения безопасности рабочих мест. Люди выведены за контуры компании, для них непривычно требование аккуратно относиться к своим данным, обеспечивать интернет-безопасность у себя дома. Много осечек, но это и открывает новые рынки сбыта.