Соблюдение технологий посева и обработки ставится во главу угла.
23 сентября в международном пресс-центре МКР-Медиа состоялась пресс-конференция, посвященная предварительным итогам уборочной кампании.
Николай ДРОФА, министр сельского хозяйства и продовольствия Омской области, рассказал, что благодаря серьезному прошлогоднему заделу удалось увеличить на 145% (по сравнению с прошлым годом) объем использования минеральных удобрений – с 29 до 45 тысяч тонн. Аграрии обновили технику по ряду направлений на 6,5% – в техническое перевооружение было вложено более 4,7 млрд рублей (2300 единиц):
– Климатические условия этого года, конечно, внесли коррективы. Мы помним, какая была весна, да и зима была без осадков, которые позволили бы нам сформировать объем влаги для вегетационного периода. В ряде районов уже 18-20 июня зафиксированы суховей и почвенная засуха с общей площадью более 600 тысяч га. Более чем на 40 тысяч га все погибло, поля были перепаханы. Понимая, что находимся в зоне рискованного земледелия, мы несколько лет подряд при поддержке федерального центра, областного правительства проводили работу по страхованию. В прошлом году мы были вторые в РФ с объемом 545 тысяч га застрахованных площадей. В этом году объем застрахованных площадей у нас уже перевалил за 700 тысяч га.
Уже обработано 76% участков. Есть районы, в которых убрано более 90% пашен, например Исилькульский, Нововаршавский:
– Конечно, сегодня урожай чуть ниже прошлого года, но его достаточно для того, чтобы обеспечить баланс внутреннего потребления и объем экспортной реализации. Мы рассчитываем, что общий объем валового сбора зерновых будет в пределах трех млн тонн.
Максим ЧЕКУСОВ, директор Омского аграрного научного центра поделился своим видением положения:
– Полтора года назад регион вышел из цикла переувлажнения, прошлый год был стрессом
для наших аграриев, когда мы попали в засуху. Определенные территории выстояли в засуху благодаря снегу, который потом превратился во влагу. Дожди пошли в конце июня, в июле, спровоцировали рост сорняков, с чем мы сегодня боремся. Когда цветут растения, тогда химические обработки в принципе невозможны. Второй год на паровых участках наблюдаются ожоги растений, потому что почва нагревается до 70-80 градусов, и это также влияет на урожайность. Сегодня играют роль в первую очередь технологии. Когда мы вовремя сеем качественные семена, вовремя проводим соответствующие обработки, тогда результаты не заставляют себя ждать. Мы можем получать и 30-40 центнеров на полях нашего центра, на полях многих фермеров Омской области даже в засушливых зонах видим такие урожаи. У тех, кто слабо работает с технологиями, таких урожаев нет.
ДРОФА уточнил, что в этом году в регионе засеяли 432 тысяч га техническими культурами – горчицей, сурепицей, амарантом. ЧЕКУСОВ рассказал, что Омский аграрный научный центр с 1000 га вышел на обработку уже 26 тысяч га. В прошлом году организация использовала беспрецедентное количество минеральных удобрений – 500 тонн. Центр делает ставку не только на зерновые, бобовые, но и на многолетние травы, например люцерну, кострицу. Соя, выведенная учеными, даже в условиях жесткой засухи дает урожайность 20 центнеров с га, при этом один кг сои стоит сегодня 50 рублей.
ЧЕКУСОВ также отметил всплеск популярность масличных культур:
–У нас около 400 тысяч га клина масличных, которые никогда не отличались по своей физиологии большой урожайностью. Лен обычно убираем десять центнеров с га, рапс до 20. Из-за их маржинальности, конечно, у нас структура деформировалась. Я думаю, что с учетом спроса сегодня на зерновые, на бобовые в следующие годы, наверное, все-таки рынок успокоится.
ЧЕКУСОВ рассказал и о других направлениях:
– Результаты исследований такой нетрадиционной для наших мест культуры, как нут показали, что у нее нет высоких урожаев и существенного преимущества по сравнению с другими кормовыми культурами, той же кукурузой. Но другой нишевой культурой – чечевицей – мы занимаемся и у нас есть постоянные потребители как из России, так и из Казахстана. Это направление будем усиливать. В Одесском районе ряд фермерских хозяйств занимается полбой – уникальной культурой, которую можно назвать праматерью пшеницы. Она нашла своего потребителя в Польше и Германии. Сегодня можно также видеть на территории Омской области поля, засеянные коноплей. Вроде бы, с одной стороны, это находится в зоне пристального внимания правоохранительных органов, но с другой стороны, это технический сорт с минимальным количеством наркосодержащих веществ и интересный производителям своими семенами и волокном. Стоит вспомнить, что сто лет назад лубяная промышленность России славилась на весь мир производством канатов, веревок и брезентов из конопли. Всем заниматься невозможно, но мы сегодня живем в открытом мире, и мировые тренды влияют на конъюнктуру цен и структуру посевных площадей. Раньше мы рапс высевали только для того, чтобы скот накормить, а уже 20 лет мы его выращиваем на семена. Оказалось, что наше подсолнечное масло в Китае и в Европе никто есть не хочет, а вот рапсовое пользуется популярностью.
ДРОФА прокомментировал рост цен на сырье для макаронных изделий:
– Мы мониторим сырьевой рынок, понимаем, сколько нам нужно пшеницы твердых сортов. Работаем с нашими сельхозпроизводителями, оказываем финансовую поддержку. Если говорить в целом, в регионе объемы производства твердой пшеницы полностью обеспечивают потребности нашей перерабатывающей промышленности.
Министр уточнил, что процент продовольственного зерна третьего, четвертого класса выше, чем в прошлом году – более 90%. Натура зерна, со слов министра, также выше прошлогоднего уровня. ЧЕКУСОВ добавил, что в начале уборки аграрии столкнулись с тем, что определенные партии уже в состоянии спелости попали под дожди, но сейчас идет «качественное зерно с хорошей клейковиной». Тем не менее есть ряд сортов как российских, так и зарубежных, непригодных к использованию в «хлебопекарных и макаронных целях», как выразился директор центра:
– В этом году мне довелось быть на Всероссийском дне поля в Екатеринбурге. Я на машине проехал Тюменскую область, Курганскую, Челябинскую, Свердловскую. Те поля, что я видел,
давали 8-10 центнеров с га. Казахстан сильно подгорел, он приобретает определенные партии. Юг Западной Сибири тоже немножко подгорел. Дефицит твердых сортов пшеницы есть. Мощнейшая фабрика «Макфа» в Челябинске без сырья. Такая ситуация сложилась от Алтая до Башкирии. Для хлебопеков, мукомолов, животноводов важны длинные контракты, уверенные поставки. Сегодня с рынка взять тот объем, который нужен для птицефабрики, для макаронной фабрики, зачастую непросто, потому что уже влияют внешние факторы. Пшеница в Казахстане стоит на наши деньги уже 20 рублей кг. У нас проблем с качеством не будет. 90% продовольственного зерна сегодня отрицательно влияет на наши птицефабрики, животноводческие комплексы, потому что цена фуражного зерна практически догнала цену продовольственной пшеницы. Там разница всего 200-300 рублей. Такого в принципе мы не помним, к сожалению, это не стимулирует наших сельхозтоваропроизводителей выращивать зерно с хорошей клейковиной, с хорошими параметрами.
Директор центра подробно развернул мысль:
– Твердая пшеница вызревает и имеет хорошую стекловидность, хорошие параметры по белку именно в степных районах – Челябинская область, Курганская, Омская, Алтайский край. Чуть севернее, и мы уже не получим параметров, необходимых для макаронных изделий, это уже будет по сути фуражное зерно. У нас сильная лаборатория по твердой пшенице. Мы изучаем коллекции, которые нам предоставляет Всероссийский институт растениеводства имени Вавилова, работаем с компанией Barilla, крупнейшим производителем макаронных изделий в мире – они предоставляли нам сорта, мы их тестировали под разными номерами, смотрели уровень глютена. Сегодня такой тренд: чем выше уровень глютена, тем качественнее макаронные изделия. Мы специально приобрели дорогостоящее лабораторное оборудование, чтобы управлять этим процессом, получили ряд сортов с высоким индексом глютена, который сейчас проходит регистрацию. Идет тренд на низкостебельные культуры, чтобы меньше было нагрузки на комбайн, меньше выноса органики из плодородного слоя.
Что касается корнеплодов, то ежегодно объем производства, например, картофеля неуклонно снижается. Регион обеспечен картофелем на 85%-86%, овощами – на 60–75%. Цены на овощи выросли, но вовсе не из-за дефицита, – объяснил министр. На 100% подорожали удобрения, более чем на 20% – энергоносители, пресловутый металл (и соответственно, машины и агрегаты). Повысились и зарплаты аграриев (в среднем с 26 тысяч рублей до 30 тысяч), все это отразилось на ценах для потребителя.