«Коммерческие Вести» совместно с дополнительным офисом ПАО СКБ Приморья «Примсоцбанк» в Омске начинают совместный проект, в рамках которого партнеры банка – известные предприниматели Омска – делятся успешными практиками из своего бизнеса, деловыми лайфхаками и просто интересными наблюдениями за тем, что происходит на профильном рынке.
Первым с директором ДО Примсоцбанк Вадимом АФОНИНЫМ и обозревателем «Коммерческих Вестей» Анастасией ПАВЛОВОЙ встретился владелец ТМ «Сибирский провиант» Юрий ЧАЩИН.
– Юрий Евгеньевич, недавно вы встречались с представителями мэрии и речь шла о меценатстве. Расскажите, о чем договорились.
Юрий ЧАЩИН:
– Последние пять лет я каждый июль летаю на день рождения среднего сына в Краснодар. И меня там очень вдохновляет парк Галицкого – не видел ничего подобного в мире, даже в Дубае или США. Десятки гектаров идеальных газонов, тротуаров, фонтанов, дизайнерских инсталляций. И практически полное отсутствие коммерческих площадок – на территории ресторан, бургерная, пара кафе-мороженых и все. В этом году более 70% парковок – несколько тысяч машино-мест – было отдано под коллекцию деревьев со всего мира. Каким нужно быть патриотом родного города, чтобы так много в него вкладывать! Фантастика! Так вот, в следующем году надеюсь достроить дом в районе Ленинского пляжа, а там рядом заброшенная зеленая зона, которая переходила из рук в руки и никем не была доведена до ума – 35 га от дачных участков до ж/д моста. Земля там исключительно рекреационного назначения, бизнес на ней вести нельзя. Договорились с мэром Омска Сергеем ШЕЛЕСТОМ, что буду развивать там парк. Сподвиг меня на это младший сын, который попросил организовать ему с друзьями футбольную площадку, тренажеры под открытым небом… Буду потихоньку осваивать землю шаг за шагом. Еще раз подчеркну, что это абсолютно некоммерческая история.
Вадим АФОНИН:
– Уверен, Юрий Евгеньевич, это будет отличное место притяжения не только для местных жителей, но и для всех омичей. Не так много сегодня еще мест, тем более такого формата, где омичам можно комфортно отдохнуть вместе с семьей или позаниматься спортом.
– Это ваш первый столь серьезный опыт меценатства?
Юрий ЧАЩИН:
– Наверное, да. Недавно, правда, взяли на поруки еще центр творчества «Созвездие» на Пушкина, 110.
– Как поживают ваши проекты в SUNСИТИ?
Юрий ЧАЩИН:
– В «У Белуччи круче» приглашали пиццайоло из Москвы для обучения персонала приготовлению римской пиццы, и внезапно я осознал, что мы заложили недостаточно пространства под кухню.
– Это не было прописано во франшизе?
Юрий ЧАЩИН:
– Если честно, франшиза оказалась достаточно сырой и нам пришлось дорабатывать практически все от бизнес-процессов до меню: по сути, мы просто покупаем у новосибирцев использование товарного знака, не более того. В итоге мы договорились с директором торгового центра SUNСИТИ об аренде еще одного помещения под печи и морозильные камеры – еще квадратов двадцать. Придется вложить дополнительных миллиона два-три. А что делать? Бизнес способен быть непредсказуемым. И в данном случае мы очень рассчитываем на поддержку нашего постоянного банка-партнера Примсоцбанк, который уже неоднократно выручал нас и ранее, когда возникала необходимость оперативно привлечь незапланированные средства. Также в нагрузку беру местную точку «ЧебурекМи», предприниматель не справился с франшизой, попробуем отладить работу чебуречной, опираясь на многолетний деловой опыт – это еще миллиона два-три инвестиций.
Вадим АФОНИН:
– Согласен про непредсказуемость ведения бизнеса. Мы ведь уже не в плановой экономике живем… Очень ждем открытия всех ваших проектов, традиционно готовы поддержать их финансированием.
Юрий ЧАЩИН:
– Да, в этой локации будет еще «Царь-пышка» – франшиза питерской пышечной, там уже ведутся отделочные работы.
– А кроме Левобережья, что с вашими проектами?
Юрий ЧАЩИН:
– На Рабиновича взял в долгосрочную аренду соседнее помещение с «Провиантом». На остававшихся площадях будем развивать третий гастробуфет, технологически это будет «Два поэта», но под другим брендом и в усеченном виде – без выпечки и кондитерки, они и так представлены в прямом смысле через стенку. Трафик высочайший – до 2000 человек в день, кормим целый микрорайон, но упускаем человек 200-300, которые устают от очередей и уходят. Новый буфет хотим привязать именно к аутентике местности. Называться он будет «РАБИКИ» по аналогии с московскими «Патриками». Местные жители говорят: «у нас на Рабиках». Кстати, я там рос, учился, справил свадьбу, там родился мой первый ребенок и там же пошел в школу. Можно сказать, становление моей личности произошло именно в том районе. Поэтому открытие «РАБИКОВ» – некая сакраментальная дань моей малой Родине, памяти моих друзей (некоторых, к огромному сожалению, уже нет в живых). Заказали элементы высокотехнологичного оборудования на 8 млн рублей, как раз, кстати, использовали кредитные средства Примсоцбанка. Откроемся, наверное, под новый год или уже после. Придется на месяц закрыть один из наших самых рентабельных «Провиантов» – будем сращивать производство. Потеряем прибыль, но иначе никак.
Вадим АФОНИН:
– Хотелось бы отметить, что с учетом проектов, которые были осуществлены за несколько лет, Юрий Евгеньевич наработал серьезные компетенции в сфере строительства. Уверен, что любой его новый проект вне зависимости от площади и месторасположения способен стать точкой притяжения в любом районе нашего города.
– А как дела на Пушкина-Маяковского?
Юрий ЧАЩИН:
– На Пушкина напротив «Осипа Терлеева» планируем открыть «У Белуччи круче» стрит-формата (32 посадочных места против 76 в SUNСИТИ) – несмотря на все огрехи франшизы, проект нам очень нравится. Также там будет сыроваренный блок – пилотный проект. Уже выпустили пробные партии. Опасения, что омское молоко не годится для производства сыра, не оправдались, получается очень достойно. Будем обеспечивать «Провианты», «Два поэта», «У Белуччи круче», которым нужен сыр и в пиццах, и в пирогах, и в кондитерке. Если получится, будем поставлять его и другому омскому общепиту. В ближайшее время приобретем молоковоз, уже закупили специальные фляги. К слову, известный ресторатор Аркадий НОВИКОВ очень хочет, чтобы мы стали его франчайзи в Омске. У него очень отстроенный и прибыльный бизнес с отличным сопровождением – рестораны «Сыроварня», более 30 успешных проектов по стране, а также в Азербайджане, Армении, Узбекистане, Латвии. Еще у нас пустует помещение на Маяковского, мы пока не определились с его использованием. В любом случае там будет ресторан со средним чеком (1000 – 1500 рублей) с понятной, востребованной и вкусной кухней.
Вадим АФОНИН:
– Да, я помню, что вы еще несколько лет назад хотели заняться темой сыроварения. Безусловно, с Юрием Евгеньевичем очень интересно работать – он всегда полон идей! Прелесть карьеры банковского сотрудника в том, что можешь прожить вместе с клиентом самые разные жизни. В свое время я изучал проекты производства и мороженого, и печенья, и мясных полуфабрикатов… Со стороны это выглядит сложно и непонятно, но, погружаясь во все это, начинаешь проникаться инициативами бизнесменов, искренне болеть за их успех.
Юрий ЧАЩИН:
– Со своей стороны тоже хочу отметить наше плодотворное сотрудничество. Я был клиентом разных банков. Случалось, что мою заявку на перекредитование рассматривали так долго, что за это время ушло очень нужное мне помещение. Примсоцбанк я ценю за динамичность и гибкость. Для бизнеса все-таки очень важно иметь надежного партнера в виде банка, особенно в кризис. Во время пандемии Примсоцбанк доказал свою надежность в очередной раз, вот и сейчас я развиваю свои проекты, опираясь на его финансовую и информационную помощь. К слову, второе совершенно не менее значимо. Например, оценка рисков сотрудниками банка наших проектов не раз сослужила нам серьезную службу.
– Так какой рецепт борьбы с кризисом вы выбрали?
Юрий ЧАЩИН:
– Как и всегда использование своих конкурентных преимуществ.
После того как МЕГУ покинуло много необщепитовских резидентов, трафик распределился между локальными торговыми центрами. И я понимаю, что нужно раскручивать не отдельные «Провиант», «МясоRoob» или «У Белуччи круче», а тот же SUNСИТИ в целом. Изначально это был ТЦ вообще без названия, и мы решили инвестировать в повышение трафика: совместно с владельцами центра разработали нейминг, брендинг, рекламную кампанию. За счет благоустройства увеличили потоки и по Пушкина. Я за планомерное выдавливание слабых игроков с рынка – но не агрессивное, а за счет умений, знаний, навыков. Например, сейчас хочу в два-три раза повысить показатели «ЧебурекМи», доказать, что чебуречная может успешно работать в том месте.
– Все нынче говорят про делегирование, выход из операционки, а вы так активно во все погружены…
Вадим АФОНИН:
– Мне кажется, Юрий Евгеньевич не сможет отказать себе в погружении во все производственные процессы – насколько это необходимо для организации эффективного производства.
Юрий ЧАЩИН:
– На самом деле на некоторых объектах я могу не появляться месяцами. Но действительно держу руку на пульсе, в курсе, где как идут дела. Из операционки надо обязательно выходить, иначе не увидишь ни своих, ни чужих конкурентных преимуществ, тут очень важно смотреть на картинку сверху, а не изнутри.
– Ожидать открытия «Провианта» в Москве, например?
Юрий ЧАЩИН:
– В этом нет никакого смысла. Чтобы работать по франшизе в масштабах страны, нужна более крупная и более серьезная управляющая компания, а она редко бывает высокорентабельной. По сути, у нас только один «Провиант» за пределами Омска – в Краснодаре. Правда, там он называется «Царевы пироги», его развивают мой сын с женой, тестем и тещей. В следующем году буду существенно инвестировать в его проект, сейчас он работает на свои средства. А пока буду вкладываться в свой город. Кайфую в предвкушении воплощения новых проектов!