Все рубрики
В Омске воскресенье, 22 Декабря
В Омске:
Пробки: 4 балла
Курсы ЦБ: $ 102,3438    € 106,5444

Данил НИКОЛАЕВ: «Беспроводные технологии должны работать в нашем коммунальном хозяйстве»

19 декабря 2024 10:23
0
292

Проект «Инноваторы» выходит при поддержке ООО «Омсктехуглерод», высокотехнологичного предприятия, имеющего свой научно-технический центр и понимающего важность продвижения молодых ученых, исследователей и разработчиков. 

В российском климате избавиться от наледи на городских тротуарах порой удается только весной. Специализированный робот-уборщик, над которым работают студенты Сибирского автомобильно-дорожного института, поможет решить эту проблему. Что будет уметь машина, чем отличается от существующих и какие задачи сможет выполнять летом, обозревателю еженедельника «Коммерческие Вести» Анастасии ИЛЬЧЕНКО рассказал разработчик проекта – магистрант СибАДИ Данил НИКОЛАЕВ.

– Данил, как возникла идея создания робота-уборщика для тротуаров?

– Она появилась четыре года назад, когда мы на базе СибАДИ начали развивать беспилотные технологии. Тогда и решили сделать машину, которая будет убирать зимой от снега пешеходные дорожки. Проблема скользких, обледеневших тротуаров остро стоит не только в Омске, но и в большинстве городов России. Крупным мегаполисам крайне важна именно оперативная уборка от снега. Она позволяет и предотвращать травматизм, и сокращать трудозатраты, и сохранять целостность покрытия, ведь если снег вовремя не убирать, его придется сдалбливать ледорубами или счищать тяжелой техникой. После ледорубов плитка может расколоться, а после машин на асфальте остаются выбоины. Да и удобство подобных агрегатов уже давно оценено: роботы-пылесосы не зря поселились в квартирах.

– Существуют аналоги таких машин?

– Наш беспилотный робот-уборщик имеет небольшой вес и компактные размеры – ширина всего 80 сантиметров. Его габариты выгодно отличаются от других решений, например от автономного беспилотного робота-уборщика «Пиксель», который в этом году был запущен на ВДНХ. Москвич по узким дорожкам не проедет, плюс ему требуется большая площадка для разворота. Нашему роботу она не нужна, ведь его длина только 1,5 метра. Он может работать и в парках, и на остановочных пунктах, и в скверах, и во дворах, и на базах отдыха. Оператор будет наблюдать за роботом удаленно, и сможет управлять несколькими машинами сразу. На частной территории, где людей мало, робот, по плану, будет работать полностью самостоятельно.

– Как в реальной ситуации выглядит работа робота-уборщика, управление им? Есть ли расчеты, какое количество роботов-уборщиков требуется, скажем, для очищения территории Советского парка?

– Некоторые расчеты у нас есть, но смысл робота в другом – в оперативности и работе на небольших дорожках. Значительные площади лучше убирать крупной техникой – так быстрее и проще. А вот когда нужно обеспечить оперативную круглосуточную уборку, чтобы во время снегопада снег не накапливался, пригодится наш робот-уборщик. Сейчас с момента начала снегопада до приезда коммунальных служб порой проходят часы, за это время снега выпадает много, он слеживается, его стаптывают, после чего убрать территорию дочиста сложно. Если же запустить нашу машину в начале снегопада, она легко и оперативно все уберет. В случае если небольшое количество снега останется, появится наледь, машина сможет справиться с ней при помощи распыления реагента.

– Как будет достигаться оперативность?

– Робот будет на базовой станции недалеко от объекта уборки. Конечно, его можно перевозить с одного участка на другой, но тогда эффективность машины пострадает. В хорошую погоду робот стоит на базовой станции, подзаряжается, зимой там включается обогрев, чтобы емкость батареи робота не снижалась. Мы также рассматриваем вариант создания робота с гибридной силовой установкой.

– Каким количеством роботов-уборщиков сможет управлять один оператор?

– В перспективе мы хотим добиться, чтобы он следил за пятью машинами, но на начальном этапе на новом объекте рядом с каждым роботом должен находиться инженер. Затем он будет контролировать робота удаленно.

– Как машина распознает границы территории уборки? Если она обслуживает остановку, не попадет ли под проезжающие машины?

– Под машины робот не попадет. Есть два варианта, как ограничить рабочее поле. Первый – разметка вручную, когда карта нашей машины накладывается на обычную топографическую и оператор выстраивает по ней маршрут для робота на конкретной остановке, дорожке. Второй вариант – разработка нейросетевой модели, которая будет распознавать края газонов, проезжей части, т. е. видеть границы области уборки. Мы как раз над этим сейчас работаем.

– Какой принцип уборки снега заложен у робота – он будет его отбрасывать, растапливать?

– В основном убирать цилиндрической щеткой. При небольшом слое снега это самый эффективный вариант. Мы рассматривали и шнекороторный снегоотбрасыватель, но там есть вопросы по безопасности. Щетка при попадании в нее посторонних предметов остановится, а со снегоотбрасывателем все не так просто. Также планируем создать дозатор для реагента. Как я уже говорил, после его распыления робот проедет во второй раз и сметет оставшийся растопленный снег.

– Чем станет заниматься робот летом?

– Мы рассматриваем возможность оснащения ее поливомоечной установкой, чтобы после заправки водой она могла поливать клумбы, газоны, мыть дорожки. Наша команда прорабатывала также вариант его применения в качестве робота-пылесоса, но с существующей конструкцией эффективность в данном качестве будет низкой, а значит, идея экономически не целесообразна.

– Инфраструктура везде разная – где-то на тротуарах плитка, где-то асфальт, где-то ровно, где-то пандусы. Справится ли с таким разнообразием поверхностей робот?

– Здесь ограничений нет. Для машины важно, чтобы было твердое покрытие шириной не менее 80 сантиметров. На грунте щетка работать не будет. Если пандусы для людей с ограниченными возможностями имеют небольшой угол, робот без проблем их очистит. Также он сможет преодолеть лестницу в три ступеньки. Если же их больше, не поедет. Но на остановках редко встречаются такие ситуации.

– Кто-то уже интересовался вашей разработкой?

– В 2023 и 2024 году мы прошли две акселерационные программы – «Точка кипения Омск» и СибАДИ. Они проводились в рамках федерального проекта по развитию молодежного технологического предпринимательства Минобрнауки РФ. Наша цель – сделать разработку не просто научной, а продуктовой, синхронизировать ее с потребностями рынка, чтобы машина действительно нашла свое место на рынке. Беспроводные технологии должны работать в нашем коммунальном хозяйстве. Благодаря этому мы нашли стратегических партнеров. Один помог подготовиться к двум грантовым конкурсам и участию в федеральном мероприятии «Стартап-тур» от Фонда «Сколково» – мы получили право стать его резидентом. В акселераторе мы упаковали проект в продукт для презентации инвесторам. Сейчас подписано соглашение о сотрудничестве с венчурным фондом. После закрытия сделки его доля в нашей компании составила 15%. Фонд видит перспективу в стартапе и готов инвестировать в него в дальнейшем. Есть две компании, которые готовы взять на пилотное тестирование нашего робота и рассмотреть покупку.

– Интерес проявили омские компании?

– Департамент городского хозяйства Омской области и москвичи – «Транспортные инновации Москвы». Наша базовая площадка – СибАДИ. Здесь идет тестирование всех функций. Над роботом трудится команда студентов вуза: я учусь в магистратуре, другие члены – на бакалавриате.

– Кто будет изготавливать робота?

– Мы получили гранты конкурсов «УМНИК» и «Студенческий стартап». В итоге построили первый тестовый образец робота и сейчас работаем над второй моделью. В дальнейшем планируем продавать машины. Основные покупатели – владельцы бизнеса, которым важно поддерживать чистоту на своей территории, т. е. это базы отдыха, коттеджные поселки, управляющие компании домов бизнес-класса, торговые центры. Кроме того, мы работаем с муниципальными службами. Постараемся самостоятельно производить машину, но планируем выполнять только крупноузловую сборку и пусконаладку. Остальную часть работы хотим передать подрядчикам. Сейчас ведем переговоры по изготовлению корпусов с одним омским предприятием. Большой сложности в организации производства не видим, поскольку в отличие от крупных роботов, где требуется ювелирная точность в изготовлении, наш проще и в производстве, и в эксплуатации. Мы специально постарались упростить его конструкцию, чтобы минимизировать техническое и сервисное обслуживание.

– Чем увлекаетесь, кроме учебы и разработки робота?

– Проект объединяет два моих хобби. Первое – 3D-печать. У меня дома два 3D-принтера, в гараже – небольшой фрезерный ЧПУ-станок, которые сейчас активно участвуют в проекте. Второе хобби – электроника. Ею занимаюсь более 12 лет, еще со школы. И сейчас мои увлечения помогают в работе над проектом.

Биография

Данил НИКОЛАЕВ родился 1 ноября 1999 года в Омске. В 2017 году окончил школу и поступил в ОмГТУ. В 2019 году поступил в СибАДИ, проучился полгода и ушел служить в армию (2019 – 2020). В 2021 году восстановился в СибАДИ и в 2024 году окончил бакалавриат СибАДИ по специальности «Прикладная информатика», продолжил учебу в магистратуре вуза.

Проект «Инноваторы» выходит при поддержке ООО «Омсктехуглерод».

® РЕКЛАМА

ООО «Омсктехуглерод»,
ИНН 5506066492

Фото из личного архива Данила НИКОЛАЕВА

Комментарии
Комментариев нет.

Ваш комментарий


Наверх
Наверх
Сообщение об ошибке
Вы можете сообщить администрации газеты «Коммерческие вести»
об ошибках и неточностях на сайте.