Омский психолог о пользе полиграфической проверки – реальные кейсы.
В марте в Центре «Мой бизнес» состоялся открытый бизнес-микрофон, посвященный теме управления персоналом. Среди других выступил полиграфолог Корней СЛЕСАРЮК:
— Полиграфную проверку можно проводить как с кандидатами на трудоустройство, так и с уже действующими сотрудниками. Обычно заявку на это подает либо непосредственно руководитель компании, либо служба безопасности. Про кандидата на вакансию можно узнать, случались ли при его предыдущей работе кражи и утечки информации, есть ли у него проблемы с наркотиками, с алкоголем, серьезные долговые обязательства, точные ли у него анкетные данные – допустим, не куплен ли диплом.
Полиграф очень хорошо работает в связке с эйчарами, со службой безопасности и позволяет открыть потаенную дверь в голове у человека, узнать то, что он никогда не укажет ни в каких анкетах, в чем никогда не признается. Опять же полиграф помогает раскрыть потенциал сотрудника в большей степени, чем он сам об этом расскажет.
Система уже практикуется в УФСИН, МВД, во всех силовых организациях. Естественно, проверка проводится с письменного согласия, результат абсолютно конфиденциальный. В трудовом договоре прописано, что проходить полиграф придется регулярно. Все вопросы касаются непосредственно факторов риска и связаны с исполнением служебных обязанностей, никакие личные, каверзные вопросы не задаются.
Помните новосибирскую компанию «Сибириада»? В Омске она занимала низкий сегмент продовольственных магазинов, а в Новосибирске это были магазины премиум-класса (в 2006 году «Сибириада» объединилась с группой компаний «Холидей», впоследствии ставшей крупнейшей сибирской сетью магазинов с продуктами питания и непродовольственными товарами. – Прим. авт.).
Новосибирские полиграфологи хотели с ними посотрудничать, но им ответили, что у них очень хорошая служба безопасности, серьезные люди, которые раньше работали в спецслужбах. Через какое-то время в сеть наняли директора, который все ключевые места занял своими людьми. Спустя год, резко выявилось, что компания-то банкрот, и если ее не закрыть, наступят серьезные последствия. Когда топ-менеджеру предложили пройти проверку на полиграфе, он ответил, что этим надо было заниматься раньше, а он хорошо справился со своей работой – сеть была прямыми конкурентами его заказчика.
Есть и противоположный реальный случай. Одной из производственных компаний понадобился продажник. Из пяти кандидатов, после проверки на полиграфе, кристально чистым оказался только один – преподаватель вуза с научной степенью как раз по профильному направлению. Но… у него абсолютно не было опыта реальной работы! Он завалил им все моментально. В результате из остальных соискателей они выбрали человека, который при проверке показал, что он очень классно составлял мошеннические схемы для личного обогащения при реализации товара. Финансовых убытков у компании, может, и не было, но имиджевые издержки тоже никто не отменял. Человек оказался очень классным, умным, пытливым профессионалом, ему сразу позволили пользоваться ресурсами компании для дополнительного заработка, и он обеспечивал компании отличные продажи, не обижая и себя. Понятно, что никто из нас не святой: учитывая недостатки каждого сотрудника, можно создать ему условия, в которых тот сможет избежать искушения их проявить.
Для действующего персонала полиграфная проверка полезна для усиления дисциплины. В крупных компаниях есть штатный полиграфолог, компании помельче пользуются услугами полиграфолога на аутсорсе. Проверки исключают подковерные игры, интриги и наговоры: все правда выйдет наружу. Бывает, что близкий родственник сотрудника работает у конкурента, и это может быть чревато утечкой полезной информации. Если сотрудник знает, что раз в полгода ему предстоит проходить проверку на полиграфе, он будет учитывать риски. Возможно, это убережет его и от совершения других поступков.Недавно ко мне обратились представители одной очень крупной омской сети продовольственных магазинов. У них пять старших кассиров, которые имеют доступ к сейфу и сдают выручку наличными инкассатору. Сначала «затерялась» небольшая сумма – они сложились впятером и закрыли недостачу. В течение полугода ситуации повторялись, но недостачи росли, в последний раз это было уже 250 тысяч рублей. В итоге наиболее активные сотрудники пришли с заказом ко мне. Мы составили график посещения, но один из сотрудников заболел, проверку перенесли, а после мне перезвонили, сообщив, что человек во всем сознался, понимая, что после полиграфа правда все равно вскроется.
Ранее репортаж был доступен только в печатной версии газеты «Коммерческие вести» от 19 марта 2025 года.
Фото © Максим КАРМАЕВ