Проект «Инноваторы» выходит при поддержке ООО «Омсктехуглерод», высокотехнологичного предприятия, имеющего свой научно-технический центр и понимающего важность продвижения молодых ученых.
Одним из победителей конкурса «УМНИК» в 2022 году стала студентка 6 курса Омского государственного медицинского университета Анастасия ПУХА. Ее разработка технологии универсальной гистохимической окраски для повышения качества биопсийной диагностики заболеваний пищеварительного тракта заинтересовала членов жюри конкурса. Что представляет собой технология, как она улучшит прижизненную диагностику и какое предприятие способно помочь в производстве нужных компонентов, обозреватель еженедельника «Коммерческие Вести» Анастасия ИЛЬЧЕНКО узнала у автора проекта.
– Анастасия, расскажите о вашей технологии универсальной гистохимической окраски для биопсийной диагностики.
– Идея проекта – в более высокой скорости окрашивания тканей и повышении качества визуализации патологического процесса. Сегодня большинство заболеваний желудочно-кишечного тракта требуют морфологической верификации, т. е. при подозрении на них назначают ФГДС с биопсией. Традиционно при биопсии биологический материал окрашивают гематоксилин-эозином, однако этот краситель не всегда четко отображает все морфологические структуры. На данный момент есть своеобразная установка: один препарат – одно стекло – один краситель. Мы считаем, что подобная схема не является экономичной и не позволяет получить хорошую морфологическую картину. У каждого заболевания свои особенности не только морфологические, но и в виде изменений на уровне химических процессов, протекающих в ткани. Последние влияют на окрашивание ткани гистологическим красителем. Мы предлагаем использовать комбинацию адаптированных гистохимических красителей на одном стекле. Таким образом, получается качественная, яркая картинка, когда четко видны все морфологические элементы, позволяющие верифицировать заболевание пациента.
– Метод используется именно для выявления проблем желудочно-кишечного тракта?
– Да, на данный момент мы адаптировали красители для диагностики патологического состояния этой локализации. Есть много подобных комбинированных способов, но все они направлены в основном на выявление бактерии Хеликобактер пилори. А ведь есть и другие патологии, требующие использования разных красителей, поскольку при них в тканях образуются совершенно другие соединения. Для биопсии ЖКТ мы предлагаем следующую комбинацию красителей: диамин железа, альциановый синий (pH 2,5), Вартин-Старри и реактив Шиффа. Данные четыре компонента покрывают большую часть всех патологических состояний при заболеваниях пищеварительного тракта. Эти красители присутствуют и сегодня в рутинной практике лабораторий.
– В этом и состоит ноу-хау вашей разработки?
– Не только. Мы создали не просто набор красителей с фиксированными комбинациями, но и своеобразную систему принятия решений. К набору прилагается инструкция, где для каждой конкретной патологии расписана своя особая комбинация красителей и определенная последовательность их использования. Наносить вещества на стекло нужно строго по порядку для получения искомого результата.
– Все смешивания проводятся вручную?
– В крупных патологоанатомических лабораториях есть установки, переставляющие стеклышки со срезами тканей. Нашу разработку можно использовать и там, однако мы ориентируемся на обычные лаборатории, где окрашивание традиционно производится ручным способом. Смысл нашего проекта еще и в том, чтобы минимизировать контакт лаборантов с реагентами, ведь многие вещества крайне негативно воздействуют на кожу. В ходе традиционной методики лаборантам приходится стекло полностью погружать в краситель, в то время как все наши реагенты наносятся капельным путем. Так и расход вещества получается меньше, и его контакт с руками минимизируется. Кроме того, традиционные красители окрашивают не так быстро, как хотелось бы, поэтому некоторые мы модифицировали, а часть оставили в исходном состоянии.
– Откуда вы берете красители?
– Закупаем. Некоторые, кстати, сейчас достаточно проблематично приобрести, поскольку в последнее время серьезно усложнилась логистика. Продукция, которая нас интересует, производится, например, в Индии.
– Анастасия, вы уже проводили испытания вашей технологии? Какие результаты получили?
– Основные исследования у нас по плану начнутся на втором этапе реализации гранта «УМНИКА». Сейчас отрабатываем методики, добиваемся, чтобы их результаты были воспроизводимыми. На данный момент мы работаем на базе Академического центра патологической анатомии ОмГМУ. В дальнейшем, если будет возможность, наладим сотрудничество с коллегами из других медицинских учреждений Омска.
– Кого вы видите потребителем вашей разработки?
– Врачей-патологоанатомов и лаборантов–гистологов, которые работают в патологоанатомических отделениях, лабораториях. Больше всего наша технология коснется все-таки лаборантов, поскольку задача врача – верифицировать диагноз и назначить лечение.
– Как выглядит ваш бизнес-план?
– Мы собираемся принять участие в конкурсе «СТАРТ» от Фонда содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере. Он поддерживает создание малых инновационных предприятий, реализующих новые технологии. Тема нашей разработки сегодня очень актуальна. Есть данные, что на данный момент объем рынка химической продукции в мире составляет более 36 млрд долларов. По прогнозам, до 2027 года рынок лабораторных реактивов составит 27 млрд долларов. Нам приятно думать, что мы будем частью этого колоссального объема.
– Кто вместе с вами входит в команду по работе над проектом?
– Мой научный руководитель – доктор медицинских наук, профессор кафедры паталогической анатомии Омского государственного медицинского университета Сергей Игоревич МОЗГОВОЙ. А также мне очень помогла замечательный лаборант-гистолог ОмГМУ Ольга Сергеевна КОНДРАТЬЕВА. Кстати, предполагается и производственный партнер нашей разработки. Большие объемы реактивов изготавливать на базе Академического центра паталогической анатомии ОмГМУ будет сложно, нам понадобится производственная площадка.
– Вы сейчас на 6 курсе ОмГМУ. Чем планируете заняться после окончания вуза?
– Хотелось бы поступить в ординатуру на специальность «Акушерство и гинекология».
– Студенты-медики на последних курсах имеют возможность подрабатывать в медицинских учреждениях. У вас был такой опыт?
– Сейчас я не работаю, на последнем курсе нагрузка большая, нужно сосредоточиться на учебе. А раньше, конечно, трудилась. В школьные годы работала на производстве по программе «Трудовое лето» в качестве подсобного рабочего. Затем уже во время учебы в университете работала медсестрой в городской поликлинике № 10 на Московке. Тоже остались самые положительные впечатления, там отличный коллектив. Но работу в поликлинике сложно совмещать с учебой, поскольку она требует дневной занятости. В стационаре студентам-медикам более удобно работать. Однако мне все-таки ближе поликлиническая работа.
– У вас есть хобби?
– В последнее время на увлечения редко хватает времени. Я люблю рисовать. Недавно создала картину, которую назвала «Ростки». Она немного сюрреалистичная. Каждый в ней видит что-то свое, по-своему понимает, что такое росток, почему у него именно такой цвет. Знакомые, которым я показывала это творение, дают разные оценки, но их восприятие и в чем-то схоже. Когда пытаешься изобразить что-то реалистичное, не всегда выходит то, что задумывал. У меня эмоции и настроение лучше получается выразить через абстрактные изображения. Кроме того, я учусь играть на гитаре.
– Вы так сочно рассказываете о картине, что захотелось ее увидеть! Спасибо за беседу.
Биография
Анастасия Евгеньевна ПУХА
студентка ОмГМУ
Анастасия Евгеньевна ПУХА родилась 1 июня 2000 года в Омске. В 2018 году окончила школу № 107 и поступила в ОмГМУ на лечебный факультет. С 2019 по 2020 год работала в Городской поликлинике № 10 города Омска.
Проект «Инноваторы» выходит при поддержке ООО «Омсктехуглерод».
® РЕКЛАМА
ООО «Омсктехуглерод»,
ИНН 5506066492
Фото из архива Анастасии ПУХИ