Два разных подхода к вопросу создания зеленого пояса продемонстрировали активисты Народного фронта (ОНФ) и представители администрации города.
15 июня в студии МКР-Медиа состоялась жаркая дискуссия на тему создания лесопаркового щита Омска.
Народный фронт
В июле 2016 года был подписан Федеральный закон № 353-ФЗ о лесопарковых зеленых поясах. 22 ноября 2016 года Президент России Владимир ПУТИН утвердил перечень поручений по итогам пленарного заседания Общероссийского народного фронта «Форум действий». Среди этих поручений было и следующее: «рассмотреть вопрос о включении лесов, расположенных на землях населенных пунктов, в состав лесопарковых зеленых поясов». Общероссийский народный фронт активно взялся за этот процесс.
31 января 2018 года министр природных ресурсов и экологии России выступил на совещании Президента РФ Владимира ПУТИНА с членами правительства с заявлением, что более 53 регионов России начали работы по созданию лесопарковых зеленых поясов вокруг городов, в восьми субъектах зеленые щиты уже созданы. Омск среди них не значится.
Зеленые щиты – термин Народного фронта. В федеральном законе речь идет только о лесопарковых зеленых поясах.
В МКР-Медиа обсудить проблемы омского «зеленого щита» пришли представители ОНФ – руководитель регионального исполкома Сергей ПЕСЦОВ, сопредседатель регионального штаба Николай КРАВЧЕНКО и руководитель рабочей группы «Качество повседневной жизни» регионального отделения ОНФ Юрий ФЕДОТОВ. Также участие в мероприятии приняли заместитель мэра Омска, директор департамента имущественных отношений Денис ДЕНЕЖКИН (на фото), независимый эксперт по проблемам окружающей среды, профессор ОмГУПС Сергей КОСТАРЕВ и председатель Омского регионального отделения Русского географического общества Игорь ВЯТКИН.
Первым выступил Герой Советского Союза Николай КРАВЧЕНКО: «Омск продолжает развиваться. Но с развитием города и бизнеса количество зеленых зон в нашем городе уменьшается. В Народный фронт поступает множество обращений от омичей, чтобы воспрепятствовать вырубке зеленых насаждений в парках. Я сам помню, когда был молодым, что Омск был городом-садом, но сейчас такого нет. Давайте восстановим этот зеленый щит, тем более что экология у города не на самом высоком уровне».
ДЕНЕЖКИН
Денис ДЕНЕЖКИН в ответ заявил, что с городскими парками торопиться не стоит, а Народному фронту все это нужно лишь для галочки. По его мнению, в зеленый пояс необходимо включить не парки внутри города, а леса, которые находятся вокруг него: есть-де рабочая группа горсовета по развитию муниципальных парков во главе с сопредседателем «Оплота» Олегом АФАНАСЬЕВЫМ, пусть они и отрабатывают этот вопрос.
– Сначала следует принять на уровне Законодательного собрания терминологию, включить тысячу гектаров леса вокруг Омска в зеленый пояс и полгода спокойно заниматься зонированием внутригородских парков, – считает вице-мэр Омска, – а в конце года довключим в пояс территории парков.
Так что насчет окраинных лесов вице-мэр был полностью солидарен с опасениями общественности: «Сталкиваемся с вопиющими фактами, когда на месте городских лесов, околков появляются коттеджи, например в Чукреевке. Выявляем эти случаи. Называемся департаментом имущественных отношений, но на самом деле еще и лесным хозяйством занимаемся. Нужно объединить усилия против незаконной вырубки лесных насаждений».
А вот по поводу внутригородских парков вице-мэр, отстаивая свою точку зрения, нарисовал поистине апокалипсическую картину того, что произойдет с городскими парками, если их включить в зеленую зону: упавшие от старости деревья в заросших парках и плачущие дети, которым негде купить мороженое. Именно такие последствия предрекает Денис ДЕНЕЖКИН городским паркам, если их сейчас включить в зеленый щит города: «Мне жалко детишек города Омка, которые лишатся аттракционов и любого способа потреблять мороженое, пирожное и так далее, поскольку зеленый пояс – это заповедник. Это будет как парк Победы. В нем не может быть хозяйственной деятельности: в лесах нельзя разводить костры, жарить шашлыки. А у нас есть Советский парк, где есть востребованность в каких-то мангальных зонах, где-то чего-то как-то... ».
Он сделал акцент на том, что при включении парков в зеленый пояс возникнут проблемы и с уходом за зелеными насаждениями: «30% деревьев в парке 30-летия ВЛКСМ являются уже умершими деревьями, их надо компенсаторно обновлять. Так вот в заповеднике их обновлять не надо: они сами упали, сами вырастут, что называется. Можно лишь досаживать. Упало на дорожку дерево – и пусть. А там люди ходят».
Странно было слышать от вице-мэра, пришедшего на круглый стол о зеленом поясе в Омске, эти слова. Похоже, он даже не открывал Федеральный закон № 353-ФЗ. Статья 62.5, принятая тогда же, летом 2016-го, так и называется – «Особенности рубок лесных и иных насаждений в лесопарковых зеленых поясах и порядок их компенсации». Она предусматривает выборочные рубки с учетом статьи 17 Лесного кодекса, где говорится, что для «обеспечения замены лесных насаждений, утрачивающих свои средообразующие, водоохранные, санитарно-гигиенические, оздоровительные и иные полезные функции, на лесные насаждения, обеспечивающие сохранение целевого назначения защитных лесов и выполняемых ими полезных функций» (цитата по Лесному кодексу). Более того, «лесовосстановление осуществляется на территориях лесопарковых зеленых поясов в приоритетном порядке» (это уже статья 62.5).
Сергей ПЕСЦОВ подкорректировал терминологию представителя мэрии: «Лесопарковый щит – это не заповедник, а щит, который формируется для ограничения от частной застройки. Там можно будет создавать объекты – туристической инфраструктуры, беговые дорожки, даже возводить учреждения образования и здравоохранения. Нельзя строить только жилой сектор и торговые комплексы».
Главным противником позиции мэрии – не спешить – был Юрий ФЕДОТОВ. Он напомнил, что еще с 2015 года представители Народного фронта начали работу по сохранению парков и скверов в городе, в частности, с их легкой руки парк Победы успел получить статус особоохраняемой природной территории и вошел в Природный рекреационный комплекс «Прибрежный». Также по инициативе ОНФ были освобождены от предоставления под застройку земли парка Победы и парка 30-летия ВЛКСМ. В последнем из 15 участков, которым грозила застройка, сегодня только по двум не расторгнуты договоры по предоставлению земли в аренду. «Именно по настоянию Народного фронта капитальное строительство там было запрещено. Это не заповедники, в законе указано, что это лесопарковая зона. Закон позволяет прокладывать дорожки, вести рекреационную деятельность, связанную со спортом, туризмом, отдыхом и здравоохранением. Там запрещено любое другое капитальное строительство. А мороженым торговать – пожалуйста. Ставьте павильоны цивильного вида и торгуйте», – предложил Юрий ФЕДОТОВ.
Экономика экологии
Дениса ДЕНЕЖКИНА беспокоят и возможные экономические трудности, связанные с вопросом включения городских парков в зеленый щит:«А как мы будем заботиться об этих парках? Содержание парков обходится около ста миллионов в год. По-хорошему, нужно вкладывать туда двести. Но если лишимся аттракционов, точек питания, обслуживать их будет невозможно. Доходной части не будет, как не будет и развлечений у детишек. В парке 30-летия ВЛКСМ деньги приносит практически одна только центральная аллея. На наш взгляд, было бы некорректно ради жирной галки выполнять поручение формально. Давайте с умом подойдем. Это же наш город, нам в нем жить. Мы можем лишиться всех парков, получить парк 300-летия города Омска. Надо облагораживать их. Это не значит строить торговые центры. Здесь будут объекты для культуры и отдыха, и наша задача – сделать их красивыми и интересными».
Другой взгляд на экономику у Сергея КОСТАРЕВА: «Если вы говорите, что нужно кормить детей мороженым, то я бы предпочел кормить мороженым здоровых детей. А не тех, кто приобретает аллергию от проживания внутри города. Наш капитал – не те деньги, который бюджет получает, а те люди, которые образуют этот город, а тот миллион, который здесь живет, – это главная ценность».
ДЕНЕЖКИН уточнил, что «на поддержку аттракционного хозяйства парк выделяет около 15 млн. руб. в год. Аттракционы по видам разрешенного использования, к сожалению, невозможны в парках. Под слово «рекреация» они не попадают. Мы просто подсадим бюджет, не получив ничего взамен». И снова сделал акцент на разочарованных детишках и росте преступности на территории отдельно взятого парка.
На что Юрий ФЕДОТОВ пояснил, что вопрос с аттракционами и торговыми павильонами решается элементарно: «Эту территорию можно спокойно очертить на этапе кадастровых работ и не включать в защитную зону. Понятно, что там и нет деревьев – там карусели и прочие механизмы».
Так что вопрос не стоит откладывать: «Сначала Законодательное собрание принимает по инициативе общественности решение по участкам – цифры будут укрупненные и территории будут укрупненные. А потом, конечно же, кадастровая работа будет. Нам ничто не мешает сначала сделать принципиальное решение укрупненно, а потом все детали в кадастре прочертить. А не наоборот: сначала детали, потому тогда мы никогда не закончим. Я помню, нас, депутатов горсовета, архитекторы убеждали: давайте подождем и у нас будет проект лесопарковых территорий в городе. Депутаты долго ждали – год или два. А потом сказали: хватит, будем просто рекреационные зоны вводить. И начали переводить территории в Р1».
Тем более что закон предусмотрел возможность строительства на этих территориях даже линейных объектов и дорог, а не только дорожек для пешеходов.
А что же парки?
Вице-мэр подтвердил информацию, которую ранее озвучил на выездном совещании в парке 30-летия ВЛКСМ о том, что забор, за которым находился участок предпринимательницы Ирины СЛЕПОВОЙ (ПКОП «Деловые встречи»), скоро исчезнет: «Я вчера подписал документ, что этот зеленый забор будем сносить. Подвижки в этом процессе есть. Мы судимся, как раз чтобы освободить землю». На этом месте предпринимательница еще несколько лет назад намеревалась строить трехэтажный ресторан. Денис ДЕНЕЖКИН подтвердил, что все омские парки содержатся за счет центральной аллеи парка 30-летия ВЛКСМ, где расположены аттракционы, кафе, холодильники с мороженым и прочие радости жизни.
Про парк Победы вице-мэр рассказал следующее. Согласно концепции его развития произойдет облагораживание территории. При этом аттракционов в нем не будет. Также там не планируется делать и мангальные зоны. Это, напомним, единственный городской парк, который уже является особоохраняемой территорией.
Пояснил Денис ДЕНЕЖКИН и ситуацию с ООО «Суворов-парк», которое арендовало в парке Победы участок площадью более 13 тыс. кв. метров под строительство торгово-развлекательного и гостиничного комплексов. «Там строительство не ведется. Участок просто зарезервирован. Поскольку готовность объекта порядка 20 процентов, мы сейчас подаем в кассационную инстанцию – оспариваем решение апелляционного суда. Эта эпопея будет продолжена. Территория примыкающая, наша задача – максимально оградить ее от жилой застройки. Она будет либо законсервирована и приобретет неприглядный вид, как зеленый забор СЛЕПОВОЙ в парке 30-летия ВЛКСМ, либо... Если бы строили, то строили. Может быть, гостиница или аккуратный комплекс там были бы к месту. Мы проводим переговоры с застройщиком, чтобы этот вопрос урегулировать», – объяснил Денис ДЕНЕЖКИН. Его беспокоит, что внешне данный объект напоминает группу таунхаусов и не сочетается с особоохраняемой зоной.
Ошибки градостроительства аукнулись
Неоднократно в разговоре речь заходила о том, что масштабное озеленение мегаполиса, планирование парков, скверов, бульваров должно закладываться архитекторами города еще при проектировании. Забавно, что никто не вспомнил, о чем говорил еще бывший главный архитектор Омска Альберт КАРИМОВ, что «Декоративные культуры» были когда-то запроектированы с учетом защиты центра Омска от нефтехимии северного промузла, а парк 30-летия ВЛКСМ служил одновременно такой же защитой центра от выбросов шинного и прочих предприятий Октябрьского округа.
В советское время проектировали на десятилетия вперед. Эколог Сергей КОСТАРЕВ напомнил: «Если посмотрим документы 80-90-х годов, когда думали об экологии основательно, то поймем: тогда строили так называемые клинья, т.е. озелененные территории, которые позволяют организовывать в том числе вытягивание вредных выбросов из города».
В столице страны о перспективе думают и сегодня. Игорь ВЯТКИН рассказал: «15 лет назад в Москве принято несколько законов: зеленые зоны обязаны возникать на определенное количество жителей в микрорайоне. Приходит застройщик: хочу построить микрорайон. Ради бога, только на каждые пять тысяч жителей создай парк на столько гектаров да еще и облагороженный водоем. Экологическая нагрузка на людей с каждым годом усиливается, а количество зеленых насаждений, особенно площадных, уменьшается».
С точки зрения председателя регионального Русского географического общества, зеленый экологический каркас Омска в последние 10-15 лет планомерно уничтожается при «совершенно безумной точечной застройке», когда в уже сформированных микрорайонах вырубаются скверы, которые в советские времена были спланированы и разбиты, и возводятся объекты капитального строительства. Действительно, только в центре Советского округа за последние годы пострадали три оазиса зелени – скверы у КДЦ «Кристалл», ДК «Химик» и у медицинского университета.
Игорь ВЯТКИН обратил внимание на явные нарушения Градостроительного кодекса: когда водоохранную зону Иртыша застраивают «небоскребами». «Надо перестраивать градостроительную политику города», – подчеркнул он и добавил, что кроме защиты и включения в лесоохранную территорию уже существующих парков в Омске крайне необходимо создавать и новые.
На вопрос, сколько же войдет земли в зеленый пояс, ответ дал Денис ДЕНЕЖКИН. Оказалось, что администрация города предлагает включить в зеленый щит 1066 га. Кое-кто удивился, почему так мало. Оказалось, что площадь городских лесов может увеличиться аж в два раза, когда будут завершены кадастровые работы. И все равно для миллионного города территория зеленого щита крайне незначительна. Особенно в сравнении с другими регионами. Так, в зеленый щит Тамбова (290 тысяч жителей) планируется включить более 12 тыс. гектаров, Томска (572 тыс.) – 2 837 га, Ульяновска (624 тыс.) – 5 829 га.
Юрий ФЕДОТОВ заметил: «В чем смысл закона: если сейчас в городе максимально определим площадь зеленого слоя, дальше закон от нас будет требовать его не уменьшать, а только увеличивать. Понятно, что чиновникам сегодня выгодно дать небольшую территорию, а потом каждый раз рапортовать, что мы увеличили ее», – раскрыл тайные замыслы мэрии депутат.
Среди явных планов городской администрации – проведение конференции, на которую приглашены представители регионов, где существуют позитивные примеры развития парковых зон. Мероприятие пройдет в Омске в рамках Дня города. Горадминистрация намерена аккумулировать положительный опыт соседей и на его основе разработать омскую концепцию.
Юрий ДЕНЕЖКИН пообещал, что парковые участки перейдут из режима хозяйственного ведения в режим казенного предприятия: «Все парки города будут консолидированы в одном предприятии»…
Впрочем его слова вызвали доверие не у всех. Один из слушателей круглого стола заметил: «Я живу в Омске уже 60 с лишним лет. И помню, какой был город. Помню, каким был совхоз «Декоративные культуры». И как сейчас это все застроено элитными коттеджами. Застроили это чиновники, которые тоже говорили нам, что все во благо. Вижу, как застраивается сейчас сквер напротив академии транспорта. Как пытались застроить парк Победы. И делали это все чиновники. Поэтому чиновникам, извините, у меня веры нет. Для того чтобы все мною сказанное не повторилось, и нужно принять решение включить все эти парки в зеленый щит».
Ранее репортаж был доступен только в бумажной версии газеты «Коммерческие вести» от 27 июня 2018 года