Омичи все еще пытаются взыскать потерянные в финансовых пирамидах в начале 90-х годов вклады.
22 августа Омский областной суд отказал в иске гражданину Л. Ранее это же сделал суд Куйбышевский. Л. требовал вернуть ему вклад, который он сделал в 1993 году в омский филиал банка «Восток». А также выплатить набежавшие за 20 с лишним лет проценты за пользование чужими деньгами, возместить моральный вред и ущерб от непредвиденных расходов, от потери здоровья и от последствия нарушения заемщиком договора займа. Ответчиками выступили Министерство финансов РФ, Управление Федерального казначейства России по Омской области, ФССП РФ и УФССП России по Омской области.
МКАБ «Восток»
По мнению истца, приставы не выполнили свой долг, не исполнив решение Куйбышевского райсуда от 12 апреля 1995 года о взыскании с МКАБ «Восток» в его пользу 2,8 млн. неденоминированных рублей. Хотя на балансе банка, по данным Л., числилось здание в Спортивном проезде, 5а и земельный участок под ним. Моральный вред он связывает с тем, что в течение 24 лет он обращается в различные правоохранительные органы для возврата денежных средств, внесенных им в банк «Восток», что отрицательно сказывается на его здоровье. Настаивал на удовлетворении требований за счет средств государства, поскольку именно государственные органы, ответственные за исполнение решения суда 1995 года, своевременно не исполнили его.
Как выяснилось в суде, 28 января 2004 года Коммерческий банк «Восток» был ликвидирован, а исполнительное производство прекращено в 2007 году в связи с ликвидацией должника. Таким образом, 10-летний срок исковой давности пропущен.
СБС-Агро
12 июля Омский областной суд, как и ранее Куйбышевский, вернул иск тому же Л. вместе с гражданкой Л., подавшим совместное заявление о взыскании в пользу каждого из них по 1,5 млн. руб. от АКБ «СБС-Агро». Соответчиком опять выступило Управление Федерального казначейства по Омской области. Это тоже были дела давно минувших дней: вклады были внесены в 1995 году еще в Омский филиал акционерного профсоюзного банка «Согласие», правопреемником которого через ряд поглощений и являлся АКБ «СБС-Агро».
Здесь районный суд руководствовался тоже чисто формальным соображением. АКБ «СБС-Агро» был ликвидирован в июне 2004 года, в ЕГРЮЛ не указано его омских адресов, только московский – на Авиамоторной улице. УФК расположено в Центральном районе, истцы – в Кировском. А значит, Куйбышевский суд неправомочен рассматривать данное заявление, и оно было возвращено. Облсуд подтвердил законность такого решения. Однако нового иска – по месту жительства истцов или ответчиков – пока не поступало.
Русский Дом Селенга
Но два вышеуказанных иска были не главными. Еще ранее – 20 июня – облсуд, как и ранее суд Кировский, рассматривал заявление все тех же Л. и Л., а также гражданки Г. о взыскании с ПАО Банк «Финансовая корпорация Открытие» их вкладов в «Русский Дом Селенга». Более того, с банка они потребовали выплатить весь ущерб с 14 октября 1994 года по 10 апреля 2018-го по текущему договору селенга исходя из 5 рублей в день за каждую вложенную тысячу. А перед тем в обеспечение иска попытались арестовать на счетах банка более двух миллионов рублей.
Несколько окосевший представитель ответчика заявлял, что банк не имеет никакого отношения к РДС, и просил применить последствия пропуска истцами срока исковой давности.
Напомним, что договор селенга – особая операция, состоящая в передаче «клиентом» имущества, являющегося его собственностью, в пользование АОЗТ «Русский Дом Селенга» без утраты «клиентом» права собственности на передаваемое имущество с правом возврата этого имущества по первому требованию «клиента». В данном случае клиенты предоставляли РДС «в пользование принадлежащие им денежные средства в виде селенгируемого взноса в размере, кратном 1 000 рублей. В соответствии с договором РДС брал на себя обязательства: принимать дополнительные взносы «клиента», частично возвратить имущество «клиента» в течение 24 часов после получения требования клиента; начислить премию селенга за пользование имуществом «клиента» в размере не менее 2 рублей (далее размер увеличился. – М.И.) за каждую полную 1 000 рублей селенгируемого взноса за каждый день пользования имуществом «клиента», начиная со дня внесения добровольно-целевого взноса».
Заявители заключили с «Русским Домом Селенга» договоры в июне и июле 1994 года. А в августе у РДС появились проблемы. Поначалу в каждом регионе решали проблемы с вкладчиками самостоятельно. И местные суды принимали тогда решения, не оглядываясь на Волгоград, где располагался центральный офис компании.
Так, определением Центрального районного суда Омска от 30 сентября 1994 года о принятии мер по обеспечению иска к РДС о возвращении вкладов был «наложен арест на наличные денежные средства, принадлежащие Омскому региональному филиалу «Русский Дом Селенга», находящиеся на хранении в банке «Восток» в сумме 3 894 210 000 рублей, упакованные в 56 мешков, а также на наличные деньги, находящиеся на хранении в Омском филиале «Новосибирсквнешторгбанк» в сумме 6 239 900 000 рублей, упакованные в 91 мешок».
Вот об этих мешках с деньгами и идет речь в иске. Миллиарды, хранившиеся в банке «Восток», упоминаются в иске Л. к МКАБ «Восток», а вот по поводу мешков в Новосибирсквнешторгбанке претензии Л., Л. и Г. предъявили к ФК «Открытие».
Дело в том, что после ряда манипуляций с акциями Новосибирсквнешторгбанк в 2007 году преобразовался в «Банк ВЕФК-Сибирь», ставший в 2009 году ОАО «НОМОС-Банк-Сибирь», который, в свою очередь, в 2013 году присоединился к НОМОС-Банку, а тот в 2014-м был переименован в Банк «ФК Открытие» (кстати, у немалого числа сегодняшних банков столь же запутанная история реорганизаций и переименований).
Решением Центрального районного суда г. Омска от 30 марта 1995 года были расторгнуты договоры селенга РДС и всеми тремя истцами и, соответственно, взысканы в их пользу остатки вкладов с премией: в пользу гражданина Л. – 17 654 309 рублей, гражданки Л. – 17 508 304 рублей, Г. – 8 362 441 рублей.
Забавно, что спустя два года, 5 мая 1997 года, последовало еще одно решение Центрального суда – тоже о взыскании вклада, процентов и морального вреда в пользу этой же тройки. В пользу Л. (он) было взыскано уже 177 969 370 рублей, в пользу Л. (она) 175 638 624 рубля, в пользу Г. 85 210 657 рублей. Это второе решение позже было отменено.
Бывшие вкладчики объяснили иск тем, что решение Центрального суда так и не было исполнено. Однако в 2018 году и Кировский, и областной суды посчитали, что ФК «Открытие» никакого отношения к «Русскому Дому Селенга» не имеет. Тем более что 22 декабря 2009 года в Единый государственный реестр юридических лиц внесена запись о ликвидации РДС.
Ранее в полном виде материал был доступен только в печатной версии газеты «Коммерческие вести» от 29 августа 2018 года.
Вторую часть об омском филиале «Русского Дома Селенга» читайте в статье «Русский Дом Селенга в Омске: как это было на самом деле».