На улучшение образования и демографии в Омске потратят почти 2,5 миллиарда рублей (полная версия).
Пресс-конференцию, посвященную итогам реализации национальных проектов «Образование» и «Демография» на территории Омской области в 2019 году и планам на 2020, провела заместитель председателя правительства Омской области, министр образования Омской области Татьяна ДЕРНОВА.
Образование
Чиновница рассказала, что на реализацию упомянутых нацпроектов в прошлом году было предусмотрено 824,25 млн. рублей (528,02 млн. рублей за счет средств федерального бюджета), а в текущем – 2 436,6 млн. рублей (1 755,7 млн. рублей из федерального бюджета, 680,9 млн. рублей – областного).
Затем ДЕРНОВА объяснила, на что будут направлены эти средства. Часть из них позволит реализоваться региональному проекту «Современная школа». В его рамках в 2019 году началось строительство здания общеобразовательной школы на 1 122 места в микрорайоне «Амурский-2», которую введут в эксплуатацию в нынешнем году. В 2020-м на сумму 1,963 млрд. рублей запланировано строительство школ в Исилькуле, поселках Горьковское и Черлак, а в Омске – на ул. Завертяева и в микрорайоне «Ясная Поляна». В 2021 году начнется строительство школы в микрорайоне «Космический» на 1 122 места:
– Уже есть концепция учреждения – это будет инженерная школа с углубленным изучением дисциплин химической направленности в тесном сотрудничестве с промышленными предприятиями. Воспитанники – потенциальные абитуриенты технических вузов.
Продолжатся появляться в регионе «Точки роста». Если в прошлом году их открыли 58 во всех районах Омской области (46,9 млн. рублей федеральных средств ушло на приобретение оборудования, ремонт и обучение специалистов провели за счет регионального бюджета), то в году нынешнем список пополнится 42 отделениями. К концу реализации проекта (2024) их должно насчитываться 350 – то есть в каждой второй школе:
– Как раз вчера был выезд во главе с Александром Леонидовичем БУРКОВЫМ в Русско-Полянский район. Побывали в Добровольской школе и Русско-Полянской школе № 3, в которых в прошлом году появились «Точки роста». Мы имели возможность наблюдать за детьми, которые вместе с преподавателями СибАДИ изучали архитектуру, проектирование, строительство. В том числе они исследовали технологию укладки дорожного полотна – в лаборатории, которых всего три на всей территории Российской Федерации.
Обещают в этом году обновить материально-техническую базу (оборудование для педагога-психолога, логопеда, сенсорной комнаты), а также мастерские по профессионально-трудовому обучению в адаптивных школах № 12 и 17. В рамках этого же проекта запланировано повышение квалификации 16 педагогических и руководящих работников этих организаций. ДЕРНОВА добавила, что в октябре Омская область поучаствует в проведении региональной оценки качества общего образования на основе международного мониторинга модели PISA, ведь главная цель нацпроекта «Образование» – позволить России войти в топ-10 стран мира по качеству школьного обучения.
Региональный проект «Успех каждого ребенка» потребует 100 млн. рублей. В его рамках будут произведены: закупка мобильных Кванториумов (16,6 млн. рублей) для Азовского немецкого национального, Калачинского, Кормиловского, Любинского, Марьяновского, Черлакского районов; ремонт спортивных залов (16,3 млн. рублей) в Азовском немецком национальном, Большеуковском, Горьковском, Колосовском, Нижнеомском, Одесском, Омском, Седельниковском, Усть-Ишимском муниципальных районах Омской области; создание 4 485 новых мест дополнительного образования на базе образовательных организаций (30 млн. рублей) и другое.
На региональный проект «Цифровая образовательная среда» заложено 230,4 млн. рублей: речь о создании мобильных классов в 102 образовательных организациях. На «Поддержку семей, имеющих детей» – 26,5 млн. рублей, подразумевающую открытие консультационных пунктов для родителей. В прошлом году они появились на базе 4 организаций – Большереченский детский сад, детский сад № 5 г. Калачинска, Городской центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи города Омска и ООО «Планета друзей». В этом году отбор прошли 6 учреждений. Средства грантовой поддержки будут потрачены на оснащение кабинетов и оплату труда специалистов.
Педагогические кадры будут поднимать с колен регпроектами «Молодые профессионалы» (106,4 млн. рублей) и «Учитель будущего» (3,2 млн. рублей). В частности, будут открыты 5 мастерских на базе авиационного колледжа имени Н.Е. Жуковского по направлению «Информационно-коммуникационные технологии». Сумма затрат на оснащение – 37 млн. рублей из федерального бюджета. А подпроект «Учителя будущего» – «Лидерство в образовании» – обеспечит индивидуальное обучение по программам повышения квалификации «Эффективный руководитель» и «Хочу стать лидером», а также управленческих команд по программе «Перезагрузка образовательной организации за 100 дней». Продолжит деятельность Ассоциация лидеров омского образования, в которую вошли 36 лучших руководителей муниципальных образований Омской области. Будут проводиться различные профессиональные педагогические марафоны и конкурсы.
Демография
От своего профильного предмета – образования – министр перешла к обсуждению нацпроекта «Демография». В 2019 году по программе его реализации были построены и введены в эксплуатацию в декабре четыре детских сада: на 140 мест на ул. Краснознаменной, на 196 мест в микрорайоне № 13 в Кировском круге, на 110 мест на ул. Лисицкого и еще один на 101 место на территории средней школы № 138. До мая необходимо пройти процедуры лицензирования, набор детей продолжается.
Также в прошлом году были отремонтированы и переоснащены 23 учреждения, что позволило создать 498 дополнительных мест дошкольного образования для детей в возрасте до 3 лет. В 2020 году аналогичным образом планируется создать 250 мест, в 2021-м – 1 152 места. Средства будут выделены из областного бюджета.
В ближайшие два года (текущий и следующий) запланировано построить садики на 310 мест в пос. Биофабрика, на ул. 21-я Амурская и в с. Троицкое Омского района, на 250 мест в микрорайоне «Прибрежный», на 140 мест на ул. 1-я Станционная, ул. Светловская, ул. Тюленина, в микрорайоне «Большие поля», на 101 место в р.п. Большеречье. Будет выкуплено здание детского сада по ул. Осоавиахимовская на 290 мест.
Будут привлечены частные средства для строительства здания дошкольной образовательной организации на 140 мест в п. Иртышский Омского района. Инвестором выступит глава ЗАО «Иртышское», депутат Законодательного собрания Омской области Анатолий БЕЗЗУБЦЕВ. Общая стоимость проекта оценивается в 149,5 млн. рублей, 25% из них предоставит бизнесмен:
– Этот проект не имеет отношения к нацпроекту и является новым опытом для нас. Очень надеемся, что он станет успешным, и подобная практика будет продолжена.
Робофест
Затем подытожила чиновница:
– Дело не в том, что что-то отремонтировано, а что-то приобретено. Главное, что мы создаем условия для более комфортного получения образования. Об этой задаче всегда говорил и говорит наш президент – реализацию нацпроектов должны почувствовать обычные граждане. «Точки роста», например, в сельской местности стали местом притяжения. Они загружены до позднего вечера разными мероприятиями. Причем в них участвуют не только дети – взрослые полюбили шахматные турниры. Есть проекты по благоустройству поселения, в которых родители могут дополнительно общаться со своими детьми — то есть не только разговаривать с ними на бытовые темы дома, но и развиваться вместе. В Большеуковском районе ко мне подошли работники местного Дома культуры и поблагодарили за его преображение – некоторые семьи отказались от идеи переезжать в областной центр, поскольку у них появилась возможность обеспечить творческое развитие своему ребенку дома.
По просьбе журналистов ДЕРНОВА поделилась мнением о недавно прошедшем региональном конкурсе юных и молодых робототехников «Робофест»:
– О «Робофесте» мне было приятно услышать, что организаторы, участники, педагоги, которые там с первого года проведения, сказали мне, что появление «Точек роста» активизировало участие в конкурсе, увеличило количество его участников. Приезжали команды из отдаленных северных районов, потому что они были готовы к участию в этих соревнованиях. Это мероприятие – не замкнутое, оно позитивно влияет на развитие всей системы образования. Я общалась с юным участником, третий раз подряд участвовавшим в «Робофесте», и он признался, что с каждый годом участники становятся все сильнее. Причем у конкурса есть нюанс, и он не про роботов, не про машины, а про вторую цель нацпроекта – воспитание детей. Маленькие детки, 7 лет – проект «Конструктор» – формирование комфортной городской среды. Дети, по сути, сконструировали огромные территории, и я вижу там человечка на инвалидной коляске. Начинаю общаться с автором: «А кто у тебя здесь? Он такой же как все или чем-то от нас отличается?» И он замечательно вместе с педагогами и родителями обсудил эту тему. Рассказал, что это здание университета, что человечку на коляске, если ему нужно попасть на занятия на последний этаж, можно проехать на лифте, для него есть пандус, парковка… То есть ребенок все очень подробно объяснил. И меня на самом деле это порадовало, потому что так буквально говорить детям про людей, которые от нас отличаются, это одно, имеет смысл, наверное... Но именно в такой форме это дает совершенно другой результат, более успешный – ребенок действительно задумается, насколько таким людям удобно в нашем городе.
Ранее репортаж был доступен только в печатной версии газеты «Коммерческие вести» от 5 февраля 2020 года.