Из герба Омской области убрали Тарские ворота и дубовые листья.
В конце апреля губернатор подписал закон «О гербе и флаге Омской области». Герб Омской области преобразился: ушли дубовые листья и Тарские ворота, золотой крест в серебряном поле стал серебряным в червленом, Александровскую ленту сменила лента ордена Ленина. Связано это с потребностью наконец-то довести наш отличительный знак до государственной регистрации. Еще в 2003 году Геральдический совет при Президенте РФ порекомендовал изменить существующий герб Омской области, но губернатор Леонид ПОЛЕЖАЕВ требования проигнорировал. Обозреватель «Коммерческих Вестей» Анастасия ПАВЛОВА уточнила некоторые моменты у Евгения ГРУЗДОВА, члена геральдической комиссии при Губернаторе Омской области, председателя омского отделения Сибирской геральдической коллегии
– Евгений Владимирович, дилетантский вопрос: а зачем вообще нужна регистрация герба?
– Федеральное законодательство позволяет иметь герб муниципалитетам, а регионы – обязывает это делать. Герб – это эмблема. Но не каждая эмблема – это герб. Признать эмблему гербом имеет право только Геральдический совет при Президенте РФ. Герб, как официальный символ власти, должен соответствовать всем законам геральдики и не нарушать права других армигеров (гербовладельцев), то есть, проще говоря, повторять чужие гербы. В 2003 году Геральдический совет установил, что наш герб нарушает геральдические нормы, в частности, недопустимость наложения металла на металл и помещение в гербе конкретных архитектурных сооружений: речь идет о том, что у нас золото оказалось наложено на серебро, а в центре изображены Тарские ворота. Мы регистрируем не картинку, подчеркну, которая может быть многократно перерисована, а содержательную композицию, зафиксированную специальным языком. Прорисовки могут быть разные. Так, допустим, произошло с гербом города Омска: Городским советом он был утвержден в одном виде авторства Евгения ЖУРАВЛЕВА. После госрегистрации прорисовку городского герба заказали большому мастеру Михаилу ШЕЛКОВЕНКО. Оба этих варианта абсолютно легитимны, они используются на усмотрение власти. Еще раз. Герб – это не бренд, где важен каждый завиток и цветовой тон. В гербе регистрируется лишь блазон – своеобразный код, специальный текст, композиция, минуя диктат дизайна.
– Регистрируется формула, а не облик, я поняла. Можете пояснить принципы, которые тогда были нарушены в областном гербе, простым языком?
– Принцип неналожения металла на металл очень прост: темное не изображают на темном, светлое на светлом. Есть исключения, конечно, например, Иерусалимское королевство, но и само это государство было исключением из правил для европейской цивилизации. Все остальные сотни миллионов гербов этому незыблемому правилу соответствуют. Вторая норма тоже несложная: нельзя использовать в гербе реальный объект. Художник из любой точки мира должен суметь воссоздать герб, опираясь на блазон. А как можно воспроизвести Тарские ворота? Мы исходим из того, что у нас нет Интернета. Геральдика берет начало из времен, когда даже не было книгопечатания. К тому же в гербе не дублируются, не умножаются символы, а крепость и Тарские ворота – это одно и то же, логическая бессмыслица. Как если бы моя фамилия звучала ГРУЗДОВ-ГРУЗДОВ.
– Масло масляное... Да, ясно. Как сложилась концепция серебра на красном?
– Композиция повторяет флаг Омской области. Закройте центральную и нижнюю часть герба и увидите флаг. Широко распространена рекомендация создавать флаг на основе герба. У нас сделали наоборот. Но сейчас официальные символы приведены в полное цветовое соответствие.
– А что за путаница с короной? То ее требовали убрать, то сейчас с ней успешно примирились.
– Корона и венок с Александровской лентой – атрибуты гербов области по реформе барона Кене 1857 года. Внутрь щита герба помещается уникальная символика, а снаружи — подчеркивающая статус (в нашем случае административно-территориальной единицы – области). Корон существует много, например городская, она будет одной и той же у разных городов, обладающих одинаковым статусом. В имперской России царская корона вместе с дубовыми ветвями, обвитыми Александровской лентой, означали статус области. Так называемая «царская» корона – геральдический конструкт, в реальности ее не существовало. Но возвращаться к знаковому комплексу, отмененному в 1917 году, нет смысла: современные полицейские ведь не носят форму жандармов имперских времен! В современных региональных гербах не используют дубовые ветви с лентами, но используют разные короны – от княжеских шапок до императорской. В 2003 году еще не было прецедента: Амурская область смогла аргументировать свое право на использование «царской» короны, поскольку имела статус области в российской административной системе до революции. В нашем геральдическом наследии такая корона была на гербе Акмолинской области. В дореволюционной России к областям относились географически отдаленные территории, за счет расширения чьих границ государство и прирастало землями. Присоединение Средней Азии началось, когда построили Омск. То есть в нашем случае царская корона – символ центра региона, из которого шло освоение азиатских земель. Из трех возможных стратегий: создание нового герба; обращение к геральдическому наследию на основе герба Омской области 1825 года; приведение в порядок нынешней эмблемы – комиссия выбрала третий путь. Однако использование царской короны частично реализует и вторую стратегию – обращение к наследию.
– Так вот почему корона теперь имеет другой вид! А дубовые листья не вписались в новые нормы?
– Да, они тоже относятся к нововведениям Кене. Мы только что обсудили, что они устарели. Корону же мы вернули на других основаниях – не как знак, часть дореволюционного шаблона, а как символ нашего прошлого, жизни в эпоху становления российского государства. Что, кстати, подчеркивается одноцветным золотым исполнением без разноцветных камней. Тот же геральдический способ выражения использован в гербе Российской Федерации, где три императорские короны того же цвета, что и двуглавый орел – это делает их единой фигурой, символизирующей историю, а не форму правления.
– Наших читателей, мягко говоря, смутило сочетание этой короны – символа монаршей власти – и ленты ордена Ленина.
– То, что это не символ монаршей власти, уже понятно. Орден Ленина – это высшая государственная награда, которую получила Омская область в 1956 году за трудолюбие жителей в ведении сельского хозяйства. Пройдет сто-двести лет, идеология Ленина забудется или будет переосмыслена, а доказательство того, что омичи получили награду за свой труд останется в символической форме. Поэтому мы в гербах и используем ленту, а не знаки наград. Лента не несет политической нагрузки, это принятый в геральдике экскурс в нашу историю, нашу гордость. Никто из городов и регионов не ломает орденские стелы, зато помещают ленты наград в гербы. Герб может бытовать и в варианте без ленты, без короны. Напоследок я хочу особо подчеркнуть: на гербы не распространяется авторское право. Армигером в нашем случае выступают ветви областной власти – исполнительная и законодательная. Я не являюсь разработчиком эмблемы. Я работал в команде людей, которые помогли властям привести эмблему в соответствие с геральдическими нормами, принятыми в России, и зарегистрировать ее в качестве герба.
Ранее интервью было доступно только в печатной версии газеты «Коммерческие вести» от 22 апреля 2020 года.