«Кризис не входил в наши планы развития».
Аналитики утверждают, что для некоторых видов деятельности кризис – лучшее время для открытия бизнеса. Проверять истинность этой гипотезы индивидуальный предприниматель Анна ПОРТЯНКО не собиралась, однако так сложилось, что свое дело она запустила в марте 2020 года, когда в России объявили режим самоизоляции из-за коронавируса. Еще в прошлом году Анна занималась научной деятельностью в Сибирском НИИ птицеводства Омского аграрного научного центра и стала одним из пяти лауреатов премии правительства Омской области для поощрения молодых деятелей науки за 2019 год. Обозреватель «Коммерческих Вестей» Анастасия ИЛЬЧЕНКО узнала у новоиспеченной предпринимательницы, что стало причиной таких перемен в ее жизни и как карантин повлиял на открытие бизнеса.
– Анна, с чем связан ваш переход из научного учреждения в бизнес – с финансовыми проблемами, желанием быть хозяйкой своего времени или какими-то другими соображениями?
– Сфера моей деятельности осталась той же – это ветеринария. Я только поменяла место работы. Выбор профессии определили любовь к животным (я всю жизнь взаимодействую с ними) и интерес к медицине. В моей профессиональной деятельности было немало этапов, и сейчас пришла к созданию своей ветеринарной клиники. Возможно, я слишком активная для работы в научно-исследовательском институте (смеется). Теория мне всегда давалась легко, но я больше люблю работать руками в реальных клинических ситуациях. А заниматься наукой при желании можно и в ветеринарной клинике.
– Когда у вас возникла идея создания клиники?
– Первую свою клинику я открыла очень давно, еще в своей детской комнате, ее пациентами были плюшевые игрушки. Маме часто приходилось их сушить от моих укольчиков (смеется). Создание же настоящей ветеринарной клиники начала в январе этого года. Родные меня поддержали. Мы разработали бизнес-план, изучили рынок, нашли нужное помещение. Для базирования выбрали микрорайон ПО им. Баранова и ПО «Полет», подобрали офис площадью 80 квадратных метров. Это оптимально для полноценной ветеринарной клиники. У нас спланирована регистратура, зал ожидания, отделение для приема животных, операционная, процедурная.
– Вы открыли ветеринарную клинику «Ультравет» во время, как его сейчас называют, коронакризиса. Почему сейчас? Что она собой представляет?
– Знаете, кризис не входил в наши планы развития. Так получилось, что клиника открылась в марте, что совпало с коронакризисом. Нас, слава богу, не закрыли, работаем с соблюдением строгих санитарных мер. Обрабатываем все поверхности дезинфицирующим раствором, работают рециркуляторы, обеззараживающие воздух. Люди в клинике не скапливаются, потому что мы работаем по записи. Сейчас оказываем практически только неотложную помощь животным. Основная часть людей, которые записывались до карантина на плановые операции, отменила визиты.
Наша ветеринарная клиника светлая и просторная. Есть все необходимое оборудование. Появились и первые постоянные пациенты. Нашим главным достоинством считаю высокое качество ветеринарной помощи. Мы развиваем и узкие ветеринарные специализации.
– О чем идет речь?
– Например, о ветеринарной офтальмологии, ортопедии, урологии и стоматологии.
– Насколько они востребованы в Омске?
– Ветеринарная стоматология нужна большей части домашних питомцев, особенно мелким. У многих пород собак и кошек образуется камень на зубах, мы предлагаем чистку зубов ультразвуком. Такая процедура владельцу животного в среднем обходится 1000 рублей. Это намного меньше, чем стоимость похожей процедуры у людей, а вот сложность работы выше. Также мы консультируем клиентов по уходу за ротовой полостью животных. Бывает, что смена зубов у них самостоятельно не проходит. При осмотре молодых собак часто обнаруживаем два ряда зубов – и молочные, и постоянные. В такой ситуации также требуется помощь ветеринарного стоматолога.
– Как животные переносят процедуру ультразвуковой чистки зубов?
– Хорошо. Им, конечно, как взрослым людям, не объяснишь, что нужно открыть рот и немного потерпеть (смеется), поэтому, чтобы исключить стресс, применяется седация – медикаментозный сон. Ее сейчас все чаще применяют и в детской стоматологии, потому что стресс любому живому организму приносит намного больше вреда, чем возможные риски от применения седативных препаратов. Наши клиенты приходят не только с кошками и собаками, но и с грызунами, им тоже чистят, подрезают зубки, удаляют клыки. Потенциальные пациенты – это мелкие домашние животные всех возрастов: собаки, кошки и декоративные.
– Декоративные? Кого вы имеете в виду?
– Из декоративных к нам приносили крыс. Экзотических, вроде ехидн, змей, пока не было. Мы на них и не ориентируемся. А вот с черепахами, попугаями, крысами, кроликами клиентов ждем, принимаем.
– У черепах тоже проблемы с зубами?
– Как раз у них таких проблем нет, черепахи не имеют зубов (смеется). Но у них тоже может быть много разных проблем со здоровьем. Наши ветеринарные врачи готовы и к таким пациентам.
– Многие клиники предлагают услуги, подобные вашим?
– Думаю, есть такие. Большую часть могут оказывать все, а вот ультразвуковую чистку, пародонтическое лечение, где нужны специальные аппараты, – единицы. У нас такие аппараты есть. Сегодня приходят клиенты, желающие лечить зубы животным, пломбировать их, вставлять. Мы в будущем, возможно, придем к развитию этого направления, предоставим услуги ветеринаров-ортодонтов, пока смотрим на востребованность, все-таки эти процедуры недешевы. В Москве и Санкт-Петербурге животным уже восстанавливают зубы, имплантируют, меняют прикус. Для породистых и выставочных собак такие услуги актуальны.
– У вас дома есть питомцы?
– Да, сейчас у нас живут две домашние любимицы чихуахуа. История обычная: сначала появилась одна, потом, чтобы она не скучала в наше отсутствие, взяли вторую. Больше времени с ними сейчас проводит ребенок. Я строго провожу им противопаразитарные обработки и вакцинации, ухаживаю и кормлю. Молочные зубы самостоятельно не выпали ни у одной, удаляла их сама.
– Анна, вы принимаете животных в клинике?
– Конечно, я же ветеринарный врач! Но больше специализируюсь на диагностике, лабораторных исследованиях, иммунологии, профилактике и лечении животных при инфекционных, инвазионных и незаразных болезнях. Не так давно с хирургом принимали роды – делали экстренное кесарево сечение цвергшнауцеру, в результате на свет благополучно появились пять щенков. Уже нескольким котикам помогли при мочекаменной болезни, цистите и гепатите. К сожалению, активность иксодовых клещей самоизоляция не сдерживает, к нам уже обратилось большое количество владельцев с собаками, укушенных клещами и клиническими признаками пироплазмоза. При этой болезни важно быстрое обращение за ветеринарной помощью, промедление может стоить питомцу жизни. Всех обратившихся мы благополучно вылечили.
– Вы просчитывали экономику вложений в клинику для животных? Через какое время она окупится?
– Вложения просчитывали, но когда окупятся, сказать сейчас сложно. Планы на будущее большие, планируем развивать спектр ветеринарных услуг. Это, конечно, потребует дополнительных вложений. Сегодня появляется все больше владельцев, действительно вникающих в вопросы правильного ухода и кормления животных, проявляющих заботу об их здоровье и готовых оплачивать все необходимые исследования, профилактические и лечебные процедуры. Я вижу такую тенденцию и стремлюсь к созданию широкопрофильной ветеринарной клиники.
Ранее интервью было доступно только в печатной версии газеты «Коммерческие вести» от 13 мая 2020 года.