Генеральный директор ООО «Нефтяная промышленная компания» Леонид СЕЛИВЕРСТОВ выразил сомнение в безопасности противогололедных реагентов, которые используют омские коммунальные службы.
– Омск – сибирский город, зимы у нас длинные и суровые, а мировой опыт показывает, что безопасное движение по автомобильным дорогам в осенне-зимний период не обеспечить без использования современных протовогололедных реагентов. Главный вопрос: какие именно реагенты применять, чтобы не навредить автомобилям, пешеходам, дорожному покрытию, городской инфраструктуре, почве, не ухудшить и без того непростую экологическую обстановку в городе.
Как известно, при температуре ниже -12°C пескосоляная смесь плавящего действия уже не оказывает, то есть применение ее в концентрации 1 к 9 (соль к песку) в наших суровых климатических условиях нецелесообразно. К тому же весной песок увеличивает количество пыли в городе и забивает приемные люки и дренажные колодцы ливневой канализации, из-за чего дорожным службам приходится нести дополнительные затраты.
Но и при выборе противогололедного реагента, следует принимать во внимание, что степень его опасности для человека и окружающей среды зависит от компонентов, которые входят в его состав. В прошлом зимнем сезоне Бюджетное учреждение города Омска «Управление дорожного хозяйства и благоустройства», возглавляемое КАЗИМИРОВЫМ Владимиром Прокопьевичем, проводило аукцион на закупку противогололедного реагента, в состав которого входит хлорид магния.
Действительно, хлорид магния обладает высокой плавящей способностью и снижает температуру замерзания воды, но при этом обладает и рядом негативных свойств. Причем негативные воздействия этого химического соединения на почвы и растительность хорошо известны науке. В сельском хозяйстве хлорид магния (бишофит) используют в качестве десиканта – вещества, ускоряющего усыхание листьев.
Федеральный государственный научно-исследовательский институт «Всероссийский институт кормов им. В.Р. Вильямса» проводил исследования влияния бишофита на семена луговых растений, которые чаще всего используются для газонов, и выяснил, что всхожесть семян резко замедляет даже 1,5% раствор бишофита. Катионы магния имеют неприятное свойство накапливаться в почвах, замещая кальций и нарушая баланс. Кроме того в ходе экспериментов было установлено, что хлористый магний способствует росту патогенных грибов, которые являются возбудителями опасных заболеваний для растений.
Хлорид магния оказывает негативное воздействие и на безопасность движения, и на элементы ОДХ. Строителям хорошо известна так называемая магнезиальная коррозия, которая происходит по причине замещения в бетоне кальция на магний. Коррозия становится значительной, даже когда концентрация хлорида магния в воде составляет всего 1,5–2%. При использовании в качестве противогололедного реагента его концентрация, как правило, намного выше этих показателей. При этом другие соли соляной кислоты (хлориды натрия и кальция) не оказывают такого значительного воздействия, как хлорид магния.
При растворении хлорида магния и противогололедных реагентов на его основе могут образовываться растворы с высокой вязкостью, которая резко повышается при понижении температуры. Как показали проведенные испытания ФАУ Росдорнии, уже при -5°C вязкость 26% раствора хлорида магния может вдвое превысить предельно допустимые значения, предусмотренные отраслевыми стандартами. А при -15°C вязкость раствора превышает допустимый уровень в три раза. Все это приводит к тому, что при понижении температуры воздуха на дорогах, обработанных такими противогололедными реагентами, образуется маслянистая пленка, которая увеличивает тормозной путь автомобилей, в результате чего возрастает и вероятность дорожно-транспортных происшествий.
Хлорид магния и реагенты на его основе могут обладать повышенной коррозионной активностью на металлы, что является угрозой и для автотранспорта, и для городской инфраструктуры. Хлористый магний может оказывать негативное воздействие на окружающую среду, приводить к ухудшению экологической обстановки, наносить ущерб имуществу жителей города. Именно поэтому в 2005 году использование противогололедных реагентов, содержащих хлорид магния, было полностью запрещено на территории города Москвы. В 2012 году эти реагенты получили отрицательное заключение и Государственной экологической экспертизы.
Позиция Министерства природных ресурсов и экологии по этому вопросу однозначная. Исходя из толкования Федерального закона №174-ФЗ «Об экологической экспертизе», на территории РФ запрещено обращение противогололедных реагентов, не имеющих положительного заключения государственной экологической экспертизы федерального уровня. То есть при закупке противогололедных реагентов заказчик (в нашем случае – БУ города Омска «УДХБ») обязан удостовериться, что приобретаемая продукция соответсвует требованиям отраслевых стандартов и нормативным документам, а поставщик (производитель) противогололедных реагентов должен предоставить протоколы качества, выданные аккредитованными испытательными центрами.
Очень хочется надеяться, что именно так все и будет. Что в этот раз БУ города Омска «УДХБ» уже заранее, на этапе размещения запроса ценовых предложений в целях формирования максимальной начальной цены контракта укажет и необходимость наличия протоколов качества реагентов, поскольку качество продукции, которую производят крупные российские предприятия, и той, которую производят неизвестно где, может отличаться в разы. Но все же некоторые сомнения у нас остаются, поэтому мы взяли на себе смелость предупредить об опасности использования противогололедных реагентов, содержащих хлорид магния, и администрацию города Омска, и городскую прокуратуру, а также вынести эту тему в публичную плоскость. Будем рады, если наши опасения окажутся напрасными.
Фото © ООО «НПК»