Рассказывает Леонид СЕЛИВЕРСТОВ, генеральный директор ООО «Нефтяная промышленная компания».
– С 1 января 2021 года ГОСТ Р 58427-2020 «Материалы противогололедные для применения на территории населенных пунктов. Общие технические условия» устанавливает строгие нормы к используемым в городах противогололедным материалам с учетом требований экологического законодательства.
На сегодняшний день дороги с интенсивным движением должны быть очищены от снега, песка и наката до черного асфальта (в том числе и в зоне разметки, которая должна быть полностью видима и в зимний период), требования к методам по зимнему содержанию и к противогололедным материалам в населенных пунктах отличаются от тех, что прописаны для федеральных и региональных трасс.
В населенных пунктах особо регламентированы требования к экологичности противогололедных материалов, которые должны соблюдаться предприятиями, осуществляющими содержание улично-дорожной сети таких населенных пунктом (в Омске Бюджетное учреждение «Управление дорожного хозяйства и благоустройства»).
Ни для кого не секрет, что применение технической соли (галита) в чистом виде приводит к засолению почвы и гибели зеленых насаждений (клумб, цветов и деревьев), а также к разрушению бетонных бордюров.
Все это ведет к необходимостью закупки и высадке новых растений на бюджетные средства, а также огромных трат на приведение бордюров каждую весну вместо обеспечения надлежащего ухода за уже существующими элементами благоустройства.
В связи с этим Разделом 7 («Требования к охране окружающей среды») нового ГОСТа (Р 58427-2020) предусмотрено использование хлористого кальция (не менее 10%) в составе применяемых для борьбы с гололедом средств на территории населенных пунктов.
Кроме того, с 1 января 2022 года для снижения износа мостов, металлических конструкций, ограждений и заборов (читай: экономии бюджетных средств) применяются повышенные требования к коррозионной активности применяемых материалов.
C 1 августа 2022 года также вступил в силу новый ГОСТ 59204-2022 «Дороги автомобильные общего пользования. Противогололедные материалы. Технические условия».
Согласно п.12.2 ГОСТа 59204-2022 выбор противогололедного реагента осуществляется с учетом предельно допустимых температур их применения, которые также регламентированы ГОСТ 59204-2022.
Для обычной пескосоляной смеси (смесь песка и соли, которой на сегодняшний день обрабатывают дороги города Омска и Омской области) температура применения установлена не ниже минус 12 градусов Цельсия. При температуре в минус 20 или минус 30 градусов применение соли бессмысленно с точки зрения законов физики, что и нашло отражение в новом стандарте.
Таким образом, в соответствии с пунктом 12.3 ГОСТа 59204-2022 применение пескосоляной смеси ниже предельно допустимой температуры воздуха запрещено.
В связи с чем, п.12.4 ГОСТа 59204-2022 предусматривает необходимость закупать несколько видов противогололедных материалов для разных температур в соответствии с фактическими климатическими условиями их применения.
Согласно пункту 12.1.2 другого ГОСТа (Р 59201-2021 Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные общего пользования. Капитальный ремонт, ремонт и содержание) заготовка противогололедных материалов должна быть выполнена в полном объеме до начала зимнего сезона, который начинается уже в октябре.
Отметим, что указанные требования нормативного характера разработаны и приняты в целях неукоснительного соблюдения экологического законодательства, возможности их оперативного контроля со стороны соответствующих органов (Прокуратура, ГИБДД, УГАДН, Росприроднадзор, Роспотребнадзор) и особенно актуальны для городов-миллионников, в которых остро стоит вопрос загрязнения воздуха.
Крупные города России (Москва, Екатеринбург, Казань, Новосибирск, Красноярск) повсеместно отказываются от применения песчано-соленой смеси в виду высокого расхода (450 г на 1 кв.м) и образования грязи, которая забивает ливневую канализацию и образует затопление проезжей части весной и осенью, что при воздействии низких температур в ночное время приводит к разрушению дорогостоящего асфальтобетонного покрытия городских магистралей, а также по ряду иных причин.
Содержание улично-дорожной сети города Омска, на наш взгляд, также должно соответствовать современным техническим стандартам с учетом требований федерального законодательства и значительных объемов выделяемых в рамках Национального проекта «Безопасные качественные дороги» и Федерального проекта «Формирование комфортной городской среды» средств.
Фото © ООО «НПК»