Проблемы, перерастающие в задачи, и их решение.
Представители Омского областного Союза предпринимателей о текущих, волнующих их вопросах омского бизнеса.
Владимир ГЕВОРГЯН,
член Координационного Совета
Союза предпринимателей,
председатель Совета
НП "СРО "Омские перевозчики"
Органами федеральной и региональной власти сделано немало для поддержки предпринимателей занятых в сфере пассажирских перевозок: в федерации перенесен срок установки тахографов на 2021 год, что временно избавило предпринимателей от значительных затрат, в регионе будет продлено льготное налогообложение на 2021 год и отменен транспортный налог.
Вместе с тем, вызывает озабоченность, тот факт, что в 2021 году, предстоит очередной конкурс для перевозчиков. По мнению ряда перевозчиков, к числу которых принадлежу и я, в связи со сложившейся экономической ситуацией, в целях стабилизации ситуации, логичнее не проводить в 2021 году очередной конкурс, а выдать положительно зарекомендовавшим себя перевозчикам Свидетельства «Об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок» сроком на 5 лет.
Указанные конкурсы в 2021 году, проводить нецелесообразно еще и потому, что это связано с немалыми финансовыми затратами, которые лягут на перевозчиков непосильной ношей. В результате проведения профилактических и карантинных мер по противодействию пандемии COVID-19 пострадали многие сферы бизнеса, в том числе и пассажирские перевозки. Пассажиропоток с марта текущего года значительно уменьшился, и до сих пор не восстановился до уровня 2019 года. Даже на самых загруженных маршрутах уровень пассажиропотока едва достигает 85% от прошлогоднего. А при снижении уровня доходов, расходы у перевозчиков не снизились: запчасти, ГСМ, страховки, да и кредиты и лизинги, как платили, так и платят.
Не удивительно, что в такой ситуации, предприниматели добровольно отказываются от работы на самых убыточных маршрутах. Такая же ситуация сложилась не только на городских, но и на областных маршрутах. И чтобы не доводить наш бизнес до состояния полной убыточности, необходима более широкая, реальная, поддержка предпринимателей этой социально значимой сферы.
К примеру, не смотря на очевидную необходимость в ежедневных санитарно-профилактических мерах по поддержке чистоты и дезинфекции в салонах автобусов, наша сфера деятельности не включена в перечень «пострадавших» отраслей экономики, которые могут рассчитывать на льготы или компенсации по этой статье расходов. На основании этого, именно перевозчикам было отказано в получении выплат, что на наш взгляд, совершенно несправедливо. И мы бы хотели, чтобы органы власти Омской области, при очередном обращении в федеральные органы власти и утверждении перечня сфер бизнеса, которым необходима поддержка, в очередной раз не забыли про перевозчиков, занятых именно в сфере пассажирских перевозок.
К сожалению, даже те меры поддержки, которые уже утверждены, тоже не так просто получить. На мое обращение в комиссию по предоставлению субсидий субъектам малого и среднего предпринимательства при Департаменте городской экономической политике, был прислан отказ, (протокол комиссии №3 от 02.07.2020г.) только на том основании, что в представленных документах отсутствует «сквозная нумерация»! То есть все документы в порядке, субсидии якобы имеются, но по формальному признаку – отказано! Это что, реальная поддержка? Складывается впечатление, что Департамент городской экономической политики больше заботится об экономии выделенных на поддержку бизнеса средств, чем о самой поддержке.
А если нет реальной поддержки, то и реального развития бизнеса тоже нет. Поэтому в этом году, практически нет обновления подвижного состава. А немалая часть предпринимателей ведет бизнес в условиях выживания.
Олег АМЕЛИН,
член Союза предпринимателей,
генеральный директор
АКГ «Ивест Аудит»
Новая кадастровая стоимость земель населенных пунктов Омской области еще не утверждена, а споры вокруг предварительных результатов кадастровой оценки уже начались. Оно и понятно, при массовой оценке сложно учесть все факторы, и перекосы, в ту или иную сторону, в оценке всегда будут. Но непонятно, почему при новой оценке не учитываются ошибки прошлых оценщиков? Почему БУ «Омский центр КО и ТД» не учитывает территориальное зонирование, разработанное НП «Омская коллегия оценщиков», прошедшее проверку через комиссию по оспариванию при Росреестре и споры в судах? Почему опять стоимость квадратного метра земли в Крутой горке равна стоимости в Чкаловском, стоимость в Береговом — стоимости в Нефтяниках? Ведь эти ошибки уже допускались предыдущими оценщиками, и все на них указывали. Почему ГБУ не взяли во внимание отчеты о рыночной стоимости, прошедшие через комиссию по оспариванию кадастровой стоимости при Росреестре? Ведь они есть в открытом доступе.
Все эти и другие вопросы задаются в адрес ГБУ на рабочих встречах при Минимуществе Омской области, Омском областном Союзе предпринимателей, но ответов пока нет. Очень хочется надеяться, что будет все-таки создана рабочая группа на базе Общественного совета при Минимуществе Омской области, в которую войдут представители ГБУ, Омской коллегии оценщиков, Омского регионального отделения Российского общества оценщиков и, в конструктивном диалоге, явные перекосы будут устранены. Такую рабочую группу обещали сформировать на базе ГБУ, но насколько я знаю, никого из оценщиков туда так и не пригласили.
Владимир САМОТОЙ,
член Союза предпринимателей,
председатель комитета
по рынку труда, кадрам и образованию
Регионального объединения
работодателей Омской области
На заседании комиссии по вопросам экономического развития, агропромышленного комплекса и предпринимательства Общественной палаты Омской области рассматривался вопрос о подготовке кадров для предприятий и организаций Омского региона. Пандемия до предела обострила проблемы на рынке труда и в образовании, но основной удар получил малый бизнес.
Оценка ситуации в регионе на уровне общего, профессионального образования и профессиональной деятельности, увы, в целом неутешительная — наблюдается снижение качества знаний у обучающихся и профессиональных компетенций у трудоспособного населения. Работодатели не могут найти специалистов, отвечающих современным требованиям, а система кадрового воспроизводства в регионе не работает.
Попытки органов исполнительной власти исправить ситуацию за счет изменения содержания образовательных программ, внедрения новых профессиональных стандартов, создания центров оценки квалификаций, без ориентации на реальные потребности и интересы бизнеса не дают качественного результата.
Мы отмечаем, что каждый уровень образования работает автономно исключительно «на себя». Общее образование зациклилось на ГИА и ОГЭ, игнорируя отраслевой профиль и трудовое воспитание. К тому же Федеральный центр как пылесос «высасывает» лучшие молодежные кадры из региона.
Профессиональное образование ориентировано на душевое финансирование и формальное освоение образовательных программ, без ответственности за качество подготовки выпускников перед работодателем. Необходимая для адаптации и закрепления знаний на практике стадия молодого специалиста ушла в прошлое.
Происходит увеличение количества дипломированных «специалистов» не желающих и не способных работать по профилю обучения. На предприятиях происходит деградация качества управления, труда и профессиональной мотивации руководителей и работников. Картина печальная, но небезнадежная.
Все перечисленное конечно не исключает и ряд положительных моментов — улучшение материально-технической базы и широкие возможности скоростного интернета и облачных технологий в образовании и др.
В ходе прошедшей на заседании комиссии дискуссии прозвучали разные оценки ситуации со стороны представителей крупных промышленных предприятий, которых практически не коснулись ограничения, в связи с пандемией, и малого бизнеса, который был практически остановлен.
Итогом дискуссии стало предложение к Губернатору Омской области сформировать рабочую группу по разработке региональной кадровой политики, учитывающей специфику и интересы работодателей, представляющих различные сферы бизнеса и уровни образования. Данное решение поддерживают все объединения омских работодателей и наш Союз.
Наталия БУГРОВА,
член Союза предпринимателей,
директор ООО «Центр
инновационного дополнительного
образования «Умная методика»,
кандидат педагогических наук
Период пандемии для нашей компании оказался неожиданно длительным. Ограничения сняли лишь 5 августа, только тогда вернулись к работе в офисе. А вначале пришлось в невероятном темпе налаживать удаленную работу: выбирать каналы коммуникации, настраивать сервисы для работы и обмена документами, а главное, преодолевать чувство растерянности и страха за будущее.
В этот период окончательно рухнул основной проект в офлайн, для реализации которого создавалась «Умная методика». Как следствие приняли решение о переводе всех образовательных программ для детей и взрослых в онлайн. Тем более, что такой опыт у компании уже был. Получилось быстро запустить два проекта, давших финансовые ресурсы и возможность остаться на плаву. Помогли также меры господдержки, так как мы попали в список наиболее пострадавших отраслей. Это освобождение в течение 3-х месяцев от арендной платы, 2-х месячная субсидия на выплаты заработной платы работникам в размере МРОТ, освобождение от уплаты налогов и страховых взносов за II квартал 2020 г.
Главный урок — в открывшихся возможностях и определение своей ниши на рынке онлайн-образования, стремительно развивающемся и привлекательном для бизнеса.