Все рубрики
В Омске пятница, 29 Марта
В Омске:
Пробки: 4 балла
Курсы ЦБ: $ 92,2628    € 99,7057

Олег АМЕЛИН, гендиректор компании «ИнвестАудит»: «Планирую через 7 лет стать финансово независимым и жить на пассивный доход»

26 апреля 2023 09:00
0
4503

«Коммерческие вести» продолжают рубрику «Личный счет», в которой известные омичи и жители других городов рассказывают финансовому блогеру Данилу МАКАРЕНКО о своих личных финансах. 

Очередным гостем рубрики стал генеральный директор компании «ИнвестАудит» Олег АМЕЛИН. Полную версию интервью в расшифровке можно прочитать в сегодняшнем номере газеты "Коммерческие вести", а в видеоформате — на ютуб-канале Данила МАКАРЕНКО «Шоу ми ё мани». 

— Олег, привет. Расскажи немного о себе для тех читателей, кто с тобой еще не знаком. В какой сфере ты зарабатываешь на жизнь?

— Я генеральный директор компании «ИнвестАудит» и один из ее учредителей. Основное направление нашей компании – аудит бухгалтерской отчетности компаний. Также мы оказываем услуги оценки для физлиц и юрлиц, бухгалтерские услуги, занимаемся налоговыми спорами. Отсудили у налоговой уже больше 3 миллиардов рублей в пользу предпринимателей. Также я владелец клуба «Город инвесторов» в Омске и независимый финансовый советник. Помогаю предпринимателям ставить финансовые цели и двигаться к ним.

— Ты помнишь, как заработал свои первые деньги и на что их потратил?

— Я родился в городе Щучинске, в Казахстане. До 17 лет прожил на Щучинской птицефабрике в п. Зеленый Бор. И у нас всегда летом приветствовалось, что дети где-нибудь работают. Я работал на кирпичном заводе, в цехах птицефабрики, перебирал гусиный пух, работал на переводах – когда кур переводят из одного цеха в другой. Занимался и предпринимательством – выращивал и продавал кроликов. В общем, работаю с 14 лет. Деньги по тем временам зарабатывал неплохие – на первые заработанные 100 рублей купил магнитофон, а к 16 годам доход был уже 400 рублей – столько тогда стоил мотоцикл «Восход». Потом, когда поступил в Омске в институт, подрабатывал ночным продавцом в киоске.

— А в аудиторский бизнес как попал?

– На 4 курсе я пришел работать в компанию «ИнвестАудит», тогда ее генеральным директором была Людмила Алексеевна ВОЛКОВА. Она преподавала у нас в институте и лучших студентов приглашала к себе на работу. Я начинал ассистентом аудитора, потом предложил развивать оценочное направление, тогда его в компании не было. Выучился на оценщика и начал развивать это направление. Здесь в компании я познакомился со своей будущей женой, дочерью Людмилы Алексеевны. Так Людмила Алексеевна по совместительству стала моей тещей. В 2012 году произошла авиакатастрофа под Тюменью, где Людмила Алексеевна, к сожалению, погибла. И собственники решили назначить меня генеральным директором. Так я перешел из наемного работника в статус предпринимателя, поскольку в тот же момент мне передали долю в компании.

– Какую позицию занимает «ИнвестАудит» на рынке?

– Наша компания входит в 50 крупнейших по России. У нас работает более 50 человек, выручка в последние годы составляет порядка 50 миллионов рублей в год. Мы занимаемся аудиторскими проверками не только в Омске, но и по всей стране. Наиболее активно работаем с компаниями в Ханты-Мансийском и Ямало-Ненецком округах. Кроме того, в прошлом году мы вошли в первую национальную сеть аудиторско-консалтинговых компаний, которая называется «РУКОН». Это альянс компаний, которые объединились в противовес международной «большой четверки», которые вроде как ушли из России, но по факту никуда не делись. Все компании в альянсе работают под одним брендом и по единым стандартам работы.

– Насколько сложным для вас был последний год? Ведь многие компании получили право не раскрывать финансовую отчетность. Получается, и заключение аудиторов им теперь не нужно?

– Ну, те, кто не публикует отчетность, все равно обязаны проводить аудит, если у них выручка больше 800 миллионов рублей в год. Другое дело, что для нас тяжелыми были последние лет пять. Потому что законодательство меняется и критерии проведения аудита постоянно сужаются. Раньше аудиту подлежали все компании с выручкой от 100 миллионов рублей в год. Потом это значение подняли до 400 миллионов рублей. Потом до 800 миллионов. Думаю, ты понимаешь, сколько в Омске компаний с выручкой больше 800 миллионов рублей в год. Их на пальцах можно сосчитать. Рынок сильно сужается, при этом идет дополнительное давление со стороны регулятора. Сейчас очень жестко проверяются аудиторские организации со стороны саморегулируемой организации и казначейства. Очень много компаний ушло с рынка. Если 10 лет назад в России было 5500 аудиторских компаний, сейчас их осталось только 2500.

– Ты упомянул про «большую четверку», которая вроде как ушла, а вроде и не ушла. Можешь немного подробнее про это рассказать?

– «Большая четверка» аудиторов – это PricewaterhouseCoopers, Ernst&Young, KPMG и Deloitte. Они как бы задекларировали, что ушли из России. Их российские подразделения даже переименовались – «Технологии доверия», «Деловые решения и технологии», Б1. Но по факту понятно же, что люди остались все те же самые. И связи с материнскими компаниями у них точно так же сохранились. Не знаю, почему наше правительство на это смотрит сквозь пальцы, ведь у них есть доступ к финансовой информации многих российских компаний. И они спокойно могут передавать эти данные за рубеж.

– Из каких источников складывается твой доход? И сколько он составляет – хотя бы порядок цифр?

– Примерно половина моего дохода – это дивиденды, которые мы распределяем между собственниками «ИнвестАудита». Процентов 10-15 приносит пассивный доход от недвижимости и финансовых активов. Есть еще доход от финансового консалтинга, он пока небольшой, так как я им занимаюсь только последние два года. И остальное – зарплата генерального директора. В сумме выходит несколько миллионов рублей в год.

– Насколько изменился твой доход за последний год?

– К сожалению, он не вырос. Но и не упал – уже неплохо. Динамика нулевая.

– Что, на твой взгляд, должен знать и уметь человек, чтобы кратно увеличить свой доход?

– На мой взгляд, в первую очередь надо поменять мышление – от этого очень много зависит. Я это в полной мере ощутил на своем опыте, когда мне пришлось перестраиваться из роли наемного сотрудника в роль предпринимателя. Еще нужно менять свое окружение – на то, которое зарабатывает больше тебя. Недаром говорят, что твой доход всегда равен среднему доходу десяти самых близких тебе людей. Это реально работает, как для наемных сотрудников, так и для предпринимателей. Так что если хочешь повысить доход – надо менять окружение. Наемным сотрудникам я бы еще посоветовал брать на себя больше ответственности и показывать высокие результаты. Руководители это точно замечают и всегда продвигают таких людей.

– Поговорим о расходах. Ты планируешь свой бюджет?

– Да, последние три года я регулярно веду семейный бюджет, записываю все расходы. Пробовал разные приложения, которые подтягивают траты напрямую из банков – мне не понравилось. По моему счету проходят в том числе платежи по бизнесу, неудобно потом разбирать, где что. Поэтому я просто веду гугл-таблицы. Могу открыть в нужный момент хоть с компьютера, хоть с телефона, когда надо занести данные. Занимает буквально 5 минут в день. Еще в таблицах очень удобно строить разного рода аналитику – и проценты, и итоги за год.

– Какая самая дорогая покупка у тебя была за последний год?

– В прошлом году крупных покупок, наверное, не было. А так я больше всего денег трачу на путешествия. В позапрошлом году мы с резидентами «Города инвесторов» в первый раз попробовали яхтинг в Турции. Неделя на яхтах и неделя в Каппадокии. Когда живешь на воде – ощущения просто потрясающие. Эта поездка стоила примерно полмиллиона. А в прошлом году мы ездили два раза на Алтай – это тоже для меня было открытие. Я раньше дальше Белокурихи не бывал. А в этот раз мы доехали практически до Монголии по Чуйскому тракту. Места очень живописные. Там каждая поездка обошлась где-то в 200 тысяч.

–  Если говорить про регулярные статьи затрат – на что у тебя больше всего уходит денег?

– Примерно 30% доходов у меня уходит на инвестиции и накопления. 10% на путешествия. 10% на детей – образование, секции. У меня дочь занимается конкуром, это все тоже стоит недешево. На другие статьи уходит меньше денег.

– Как ты относишься к кредитам? Не на бизнес, а на себя?

– В бизнесе мы кредитов вообще не используем. А в личных целях я разделяю кредиты на хорошие и плохие. Все по Кийосаки: хороший кредит – это кредит, который ты берешь на приобретение какого-то актива, который будет потом приносить тебе деньги. А плохой – это кредит на айфон. С хорошими кредитами у меня есть положительный опыт, я много раз брал в ипотеку квартиры. В прошлом году купил в Сочи две квартиры в новостройках. Одну уже продал, с доходностью 90% на вложенный капитал. Вторую оставил, там дом уже сдан, мы планируем ее отремонтировать и сдавать в аренду. По моим расчетам, арендная плата будет покрывать ипотечный платеж.

– У тебя есть подушка безопасности?

– Да, есть.

– На сколько времени ее хватит?

– На полгода точно хватит. Она у меня разделена, часть в рублях, часть в валюте, часть в золоте.

– Как ты относишься к идее финансовой независимости? Когда можно не заниматься рутинной работой и жить на пассивный доход?

– Хорошо отношусь. Я стремлюсь к этому. В этом плане я отличаюсь от предпринимателей, у которых ты брал интервью до этого. Которые топят только за то, чтобы вкладывать всё в свой бизнес. Когда бизнес – и подушка безопасности, и источник дохода. К сожалению, случается всякое, и риски надо диверсифицировать. У меня есть личный финансовый план, я по нему иду, понимаю, какие у меня цели и когда я их достигну. Я планирую прийти к финансовой независимости к 55 годам, через 7 лет.

– Ты упомянул про клуб «Город инвесторов». Расскажи, чем вы там занимаетесь и легко ли было найти инвесторов в Омске.

– Раньше я занимался в основном инвестициями в недвижимость. Года три назад начал изучать фондовый рынок. Смотреть, что там и как, проходить разные курсы. И тогда же познакомился с «Городом инвесторов». Это сообщество, которое обучает инвестициям и объединяет единомышленников. Я за ними наблюдал около года, а потом решил открыть представительство в Омске. Поначалу найти людей было тяжело, в Омске люди консервативные, недоверчивые и тяжелые на подъем. Потом мы настроили рекламу в социальных сетях, и пошел нормальный поток на игры. Часть людей оставались в клубе. Потом, когда некоторые соцсети запретили, поток практически иссяк.

– Что за  игры?

– «Денежный поток». Это игра, которую придумал Роберт Кийосаки и его супруга. За полтора часа игры человек проживает маленькую жизнь. Кто-то бегает по кругу от зарплаты до зарплаты, а кто-то вырывается из крысиных бегов и начинает богатеть. Это трансформационная игра, она позволяет посмотреть на себя со стороны и избавиться от многих страхов. Те, кто боялся кредитов, после нее начинают брать хорошие кредиты, на развитие. Те, кто боялся акций – открывают брокерский счет. Потому что прорабатывают эти страхи в безопасной среде во время игры.

– А нет такого, что кто-то поиграл у тебя, решил, что все это весело и безопасно, открыл брокерский счет и прогорел?

– Нет, ни разу не было плохой обратной связи. Наоборот, у многих жизнь меняется к лучшему, они начинают хоть что-то делать. Многие закрыли кредиты, создали подушку безопасности, начали откладывать.

– Если говорить про твои активы – как они распределены? Недвижимость, акции и так далее?

– Процентов 50 в недвижимости. Процентов 20 в фондовом рынке. Есть еще небольшая спекулятивная часть в криптовалютах, процентов 10. И остальное – страховые продукты, довольно консервативные.

– А в фондовом рынке какие активы используешь?

– Акции, облигации, ETF. У меня есть российский брокер и два зарубежных, Interactive brokers и Freedom Finance. В прошлом году, когда началась вся эта заваруха, я успел все иностранные акции у российского брокера продать и переложиться в инструменты, обеспеченные физическим золотом и серебром. Так что под блокировку у меня ничего не попало, по доходности удалось по итогам 2022 года выйти в ноль. А у зарубежных брокеров у меня примерно 20% от общего объема акций, в основном дивидендные аристократы.

– Блокировок со стороны Interactive brokers не боишься?

– У меня там немного осталось, в основном перевел все в Freedom Finance. Это Казахстан, дружественная юрисдикция.

– По каким принципам выбираешь конкретные акции и облигации?

– Вначале это больше походило на шопинг – я покупал те компании, которые мне нравятся и чьими продуктами я пользуюсь. Потом стал подходить более осознанно, прошел обучение. Сейчас покупаю по аналитике из телеграм-каналов. Сегодня, например, Яндекс купил. До этого Роснефть покупал, Сбербанк. Вообще стараюсь покупать раз в неделю-две, чтобы усреднить уровень входа.

– Какие свои привычки ты считаешь самыми полезными?

– Наверное, свои утренние ритуалы – встать с утра, попить воды с лимоном, пойти на пробежку, погулять с собакой. Провести первый час для себя, чтобы привести мысли в порядок. И еще одна привычка, которая выработалась за эти годы – ведение учета и регулярное инвестирование.

– Есть ли у тебя любимые книги, которые от души хочется порекомендовать?

– Я бы хотел порекомендовать «Второй шанс» Роберта Кийосаки, мне она очень помогла. И зашла лучше, чем тот же «Богатый папа, бедный папа». И еще посоветовал бы «Самый богатый человек в Вавилоне». Она очень простая, но показывает основные принципы, которые надо соблюдать в своей финансовой жизни, чтобы не попасть в кредитное рабство и прийти к финансовому успеху.

Печатную версию предыдущих интервью с совладельцем мастерской мужского костюма «ЗАЛЕСОВ и СКОК» Романом ЗАЛЕСОВЫМ можно прочитать здесь, совладельцем компании «Россювелирторг», основателем сети ломбардов «Росломбард» Кириллом ХАРИБИ — здесь, с владельцем компании FUMIKO, основателем делового клуба «Эталон» Александром КОВАЛЕВСКИМ – здесь



Реклама. ООО «ОМСКРИЭЛТ.КОМ-НЕДВИЖИМОСТЬ». ИНН 5504245601 erid:LjN8KafkP
Комментарии
Комментариев нет.

Ваш комментарий


Наверх
Наверх
Сообщение об ошибке
Вы можете сообщить администрации газеты «Коммерческие вести»
об ошибках и неточностях на сайте.