Прямолинейный характер и отсутствие стремления к карьеризму – наверное, то, что помешало Владимиру МУШНИКОВУ «зацепиться» в столичном театре или на столичной киностудии.
В Историческом парке «Россия – моя история» открылась выставка «Художник из СССР». В экспозиции представлено 68 произведений (живопись, графика, эскизы к кинофильмам и театральным постановкам), созданных Владимиром Алексеевичем МУШНИКОВЫМ (1932–2016). Они впервые показываются в Омске.
Инициатор выставки – омский коллекционер Константин ГЛУЩЕНКО, все работы находятся в его коллекции. Год назад Константин Владимирович познакомил омичей с самобытным уральским художником Александром СУХАНОВЫМ. И вот – новое имя, неизвестное широкому зрителю, но несомненно заслуживающее внимания.
Владимир МУШНИКОВ – художник-живописец, выпускник Ярославского художественного училища и ВГИКа (мастерская С.А. ГЕРАСИМОВА). Много работал в качестве художника-постановщика на кинокартинах. Среди его фильмов – «Молодожены» (1963), «Последний месяц осени» (1964), «Мелодия любви» (1975), «Просто Саша» (1976), «55 градусов ниже нуля» (1986) и др. Выступал и как театральный художник, оформлял спектакли в Московском драматическом театре им. Вл. Маяковского, Тульском государственном театре драмы им. А.М. Горького, Государственном русском театре Душанбе, Свердловском театре оперы и балета.
Прямолинейный характер и отсутствие стремления к карьеризму – наверное, то, что помешало МУШНИКОВУ «зацепиться» в столичном театре или на столичной киностудии. Всего лишь пара картин сделана им на «Мосфильме» и «Ленфильме», остальное – киностудии союзных республик, Свердловская студия. Именно там он оказался на своем месте, сумев сделать запоминающимися те фильмы, над которыми работал. Но собственное имя, как это часто несправедливо бывает, осталось в тени.
– Меня Владимир Алексеевич привлек тем, что он был очень честный и в своих работах без всяких прикрас отражал СССР, в котором я родился. Это мои далекие трогательные воспоминания, которые я вдруг увидел в его картинах, – рассказывает Константин ГЛУЩЕНКО. – Тот период назывался и называется сейчас в художественной среде соцреализмом. Кому-то он нравится, кому-то – нет. Мне нравится. То, что нам зачастую предлагают замечательные художники современности, все эти брызги кисточкой по холсту, – для меня это не искусство. Искусство – это вот такое честное, настоящее.
На выставке можно увидеть эскизы к фильмам «Верка и Зойка», «Дорога», «Пятеро на тропе», «Поединок». Приключенческие и бытовые, все они несут в себе особую атмосферу 1960-х – 1970-х – немного наивную, простую, но искреннюю. Наверное, для многих это действительно картинки из юности или детства.
– Первая работа Владимира МУШНИКОВА появилась у меня благодаря приятелю, – продолжает ГЛУЩЕНКО. – Он дилер, показал мне ее, зная, что я могу купить. Работа меня зацепила – я ее купил. Заинтересовался, кто такой МУШНИКОВ. Дальше – больше. Я послал запросы на все киностудии и не смог раскопать об этом человеке ничего. О нем не осталось никаких сведений в архивах. И вот только, когда я познакомился с его сыном Сергеем, мы вместе по крупицам стали собирать биографию его отца.
В биографии этой оказалось немало интересных моментов. Например, учась во ВГИКе, МУШНИКОВ жил в общежитии в одной комнате с Василием ШУКШИНЫМ. В студенческий период любил делать легкие зарисовки, дружеские шаржи, в том числе на руководителя мастерской знаменитого режиссера Сергея ГЕРАСИМОВА. Они сейчас хранятся в семье художника.
Так или иначе, Владимир Алексеевич всю жизнь возвращался к родным местам, к городам в средней полосе России, писал их. И в этом проявился еще и как замечательный пейзажист.
«В картинах природы В. МУШНИКОВ трогательно и вдохновенно передает свои переживания, размышления о родине, о ее красотах. Он внимательно присматривается к понравившемуся мотиву и, только когда этот мотив входит в его душу, задев в ней какие-то ему одному ведомые струны, берется за работу. Это относится как к городским пейзажам, так и сюжетам, затронувшим его в самой природе», – пишет в аннотации искусствовед Анна ЧЕРНЯВСКАЯ.
Выставка «Художник из СССР», наверное, пробудит у зрителей не только интерес к советскому кино или какие-то ностальгические воспоминания: побывавшие на ней теперь точно будут внимательнее читать титры фильмов, находя там имена художников. Работа выставки продлится до 20 декабря.
© Фото автора