На первом месте по популярности среди мер поддержки — кредит под 2%, который государство обещает списать предпринимателю при условии сохранения не менее 90% численности сотрудников на 1 апреля 2021 года.
26 ноября Омское региональное отделение Общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства «Опора России» возглавил вице-председатель отделения, член регионального штаба ОНФ в Омской области, победитель конкурса «Лидеры России» Александр ДЕРЯБИН. Что сегодня представляет собой организация, как изменится ее курс при новом председателе, его расспросила обозреватель «Коммерческих Вестей» Анастасия ИЛЬЧЕНКО.
– Александр, думаю, все наши читатели знают, чем занимается «Опора России», и можно перейти сразу к более частным вопросам…
– На самом деле далеко не все понимают, что такое «Опора России». Вы знакомы с нами, поскольку работаете в деловом издании, но когда общаешься с большим количеством предпринимателей, то понимаешь, что многие считают нас партией, политическим движением. Да, наши члены часто становятся депутатами Госдумы, региональных органов власти, но все-таки мы общественная организация. Кстати, некоторое время назад «Опорой России» была принята новая стратегия, в рамках которой организация обозначила себя как институт развития предпринимательства. Он выполняет много разных функций – законодательные инициативы, снятие барьеров, защиту, развитие, обучение и многое другое.
– На конференции «Опоры России», где вас выбрали председателем регионального отделения, упоминалось, что в 2017 году в организации состояло 30 человек, а в конце 2020-го – уже 182. А был ли рост численности в кризисный 2020 год?
– За прошедший год омская «Опора России» выросла существенно – на треть. Во многом это связано с ситуацией абсолютной неопределенности, которая сложилась весной, когда сказали, что завтра работать нельзя. Сначала никто не понимал, кому можно, кому нет. Потом появились «меры поддержки», но люди не понимали, кто их может получить. Эти события показали, насколько важно предпринимателю быть в сообществе, иметь окружение, с которым можно обсудить сложившиеся проблемы. В 2020 году многие по-новому взглянули на назначение общественных организаций. «Опора» показала себя эффективным инструментом лоббирования интересов бизнеса на федеральном и региональном уровнях. Сегодня предприниматели активнее присоединяются к бизнес-объединению.
– С какой целью они приходили к вам?
– В начале года – как раз за информационной поддержкой, помощью. Пытались разобраться в огромном информационном потоке. Простому предпринимателю, у которого стоит задача спасать бизнес, разобраться во всех нюансах было сложно. Случалось, что в объединении не было представителей той или иной отрасли и просто некому было отстаивать ее интересы при принятии определенных законов. Я объяснял: чтобы разговаривать с органами власти, нам нужны представители данной сферы. И после этого люди входили в «Опору России».
– Почему они шли к вам, ведь в регионе работает несколько специализированных организаций, которые занимаются этой самой информационной поддержкой бизнеса?
– Я не исключаю, что в этих организациях тоже было много запросов. Мы были одними из. В чем значительное преимущество «Опоры России»? Мы – федеральная организация. Наши представители в министерствах в Москве были с нами в постоянном контакте. Мы получали информацию из первых уст, иногда еще до выхода соответствующих документов. К нам приходили запросы из федеральных министерств, например, будут ли те или иные меры поддержки бизнеса в вашем регионе полезны, эффективны. И мы напрямую направляли федералам предложения и инициативы, давали обратную связь по запускаемым мерам поддержки.
В регионе тоже сделано немало. По нашей инициативе создан штаб поддержки бизнеса, который принимал активное участие в выработке предложений по поддержке на региональном уровне. Вместе с другими предпринимательскими объединениями мы обсуждали их и направляли губернатору. Один из ярких примеров – закон Омской области о снижении ставок по УСН. Уверен, что ряд мер даст мультипликативный эффект.
– Не все меры поддержки были востребованы предпринимателями. У вас есть информация, какие реально помогали бизнесу, а какие не сработали?
– В конце года я принимал участие в заседании, организованном Минэкономразвития РФ совместно с регионами. Там поднималась тема поддержки и проводился опрос о востребованности мер. На первом месте по популярности оказался кредит под 2%, который государство обещает списать предпринимателю при условии сохранения не менее 90% численности сотрудников на 1 апреля 2021 года. Я знаю большое количество предпринимателей, которые воспользовались данной мерой, в том числе я сам. Она эффективна, действительно помогла в период сильной просадки – весной, в начале лета. Не секрет, что многие предприятия испытывали сложности, но массового закрытия мы вокруг себя все-таки не наблюдаем.
– Александр, каковы условия входа в вашу организацию? Есть ли взносы?
– «Опора России» – максимально открытое общественное объединение. Мы приглашаем всех, даже не предпринимателей, а тех, кто интересуется темой, чья деятельность связана с развитием предпринимательства. Представители крупнейших банков входят в наши ряды, в частности, глава Омского отделения Сбербанка России активно вовлечен в работу. Единственная причина, по которой человек может не стать членом «Опоры России», – это отрицательная деловая репутация. Мы рассматриваем на совете заявление о вступлении и задаем ключевой вопрос: есть ли у кого-то информация об отрицательной деловой репутации данного бизнесмена. Что касается членского взноса, то он у нас значительно ниже, чем в других деловых объединениях, – 5 тыс. рублей в год. Единый по всей стране.
– А что вы включаете в понятие «отрицательная деловая репутация»? Если человек задолжал государству налоги, это считается?
– Отрицательная деловая репутация – это когда человек намеренно не исполняет взятые на себя обязательства перед партнерами, заказчиками. Небольшие суммы задолженностей по налогам случаются у большинства, и «Опора России» много делает, чтобы при принятии решений, допустим, о каких-то мерах поддержки или выдаче грантов наличие такой задолженности не являлось стоп-фактором. Это ведь могут быть чисто технические ошибки. Конечно, если задолженность возникла не в связи с противоправными действиями предпринимателя, когда он создает компании, банкротится и т. д. Как правило, в общественные объединения не тянутся люди, которые занимаются недобросовестным ведением дел. К нам присоединяются те, кто честно ведет бизнес, имеет хорошую репутацию, делает первые шаги в своем деле.
– А можете припомнить случаи, чтобы человеку из-за отрицательной деловой репутации отказывали в членстве в «Опоре России»?
– В других регионах были. У нас, к счастью, нет.
– Вы на конференции упомянули о работе по преодолению барьеров. На какие конкретно планируете обратить внимание в первую очередь?
– Наиболее часто встречаются такие барьеры, как избыточная контрольно-надзорная деятельность. И в 2020-м мы видели, как отдельные органы выходили с внеплановыми проверками. Речь шла о серьезных штрафах, когда можно было обойтись предупреждениями. С этим мы боремся. Например, несколько членов нашей организации были оштрафованы на значительные суммы за то, что условно сотруднику при увольнении недоплатили порядка 2 тыс. рублей. Это чисто техническая ошибка. Такое бывает, когда неучтенной оказывается какая-то доплата, например компенсация отпуска. Работодатель полностью возместил разницу. Нарушение у него было выявлено впервые. Но при этом ему назначили штраф порядка 30 тыс. рублей. Суд, кстати, встал на сторону предпринимателя и штраф отменил, но многие представители малого бизнеса предпочитают просто заплатить. На наш взгляд, это пример того, насколько несоразмерны причиненный вред и штраф. «Опора России» продолжит поддерживать предпринимателей системно. Мы накапливаем несколько аналогичных случаев и выходим с проблемой на органы власти.
– Александр, вы также упомянули, что намерены больше фокусироваться на тех, кто внутри «Опоры России». О чем идет речь? Организация будет больше обращать внимания на проблемы своих членов?
– Проблемы членов всегда в фокусе внимания. Все наши действия направлены в целом на развитие предпринимательства в России, в Омской области. Мы ищем и продвигаем системные решения, который влияют на всех. В этом суть идеи общественного объединения. Речь о том, что в последние годы отделение серьезно выросло. 182 человека у нас было на 26 ноября 2020 года. После этого к нам присоединились еще несколько человек. Таким образом, скоро нас будет уже более двух сотен. Когда организация становится большой, структура ее должна выглядеть по-другому. Если при 30 членах, где все друг друга знают, координация фактически не нужна, то при 200 необходимо больше информировать их о деятельности отделения, рассказывать, каким образом можно решать задачи с помощью инструментов организации – у «Опоры России» их очень много. И на это мы будем делать дополнительный акцент. Сегодня стоит задача системно выстроить работу. К примеру, у нас появилось наставничество: когда приходит новый человек, мы его закрепляем за одним из членов совета, который помогает ему познакомиться с организацией.
– Сейчас широко обсуждается тема существования НТО в Омске. Ваша организация участвует в ней?
– Да, Анастасия, внутри нашей организации создан комитет по нестационарной торговле. Возглавляет его один из участников данного рынка Алексей БОБОШКО. Он ведет активную работу. Проходила встреча предпринимательского сообщества: мы сформулировали ряд пунктов, предложений, которые затем рассматривались в администрации города с участниками рынка. Насколько мне известно, принципиальных изменений добиться не удалось. Но комитет работает в этом направлении.
– Ваше отношение к теме?
– С одной стороны, городу нужно развиваться в том числе в части НТО, городская среда должна становиться более комфортной. Те же теплые остановки, на мой взгляд, важная вещь для города. С другой стороны, мы должны понимать, в какой ситуации сегодня находятся предприниматели, действовать очень взвешенно. В столь непростой период изменения сказываются на финансовом состоянии и благополучии предпринимателей, которые торгуют в НТО. Часто проблемы возникают, потому что стороны не умеют выстроить диалог. Меняете ситуацию на остановках – предоставьте компенсационные места внутри кварталов, которые будут интересны предпринимателям. Я не говорю о задворках! Вопрос сложный. Нужно искать баланс. Насколько я понимаю, сегодня нормальный диалог на эту тему не построен.
Ранее интервью было доступно только в печатной версии газеты «Коммерческие вести» от 20 января 2020 года.