Все рубрики
В Омске четверг, 16 Сентября
В Омске:
Пробки: 4 балла
Курсы ЦБ: $ 72,8520    € 86,0674

Дмитрий КИБКАЛО: «Вы либо тащите в одиночку телегу с сотней человек, либо сотня человек тащит телегу, в которой вы едете. Мне нравится второй вариант»

20 июня 2021 12:45
0
3296

«Корона» всех потрепала, спесь сошла, надутые щеки опали, теперь время кооперироваться». 

В конце мая в омском Конгресс-холле состоялся региональный форум предпринимательства «Свое дело – твой успех». В отличие от прошлого года все прошло офлайн. Приводим наиболее любопытные выступления. Слово — основателю и экс-владельцу сети магазинов «Мосигра», совладельцу сети футбольных школ «Метеор» Дмитрию КИБКАЛО:

– Компанию «Мосигра» мы с партнером основали в 2008 и продали в 2019-м, начав с создания настольной игры, в которую никто не верил, – «шакал». Игра стала бестселлером, а сеть магазинов расползлась по всей стране и даже появилась в других странах.

Все, кто занимается бизнесом, знают, что его ведение – ежедневная борьба за долю процента эффективности. Один профессор – я учился в Стэнфорде – говорил, что бизнес похож на блуждание по холмистой местности в тумане. Идешь на ощупь, и даже если взобрался на вершину, надо идти дальше, ведь таких как ты много, вы можете столкнуться. Рано или поздно ты взойдешь на новый холм, но останавливаться нельзя.

Потребности – статичная вещь. Люди и десять, и двадцать, и пятьдесят, и сто лет назад хотели вкусно есть, крепко спать, любить, быть любимыми и так далее – пирамида дедушки Маслоу все еще актуальна. Меняется только способ удовлетворения этих потребностей. Двести лет назад из Петербурга в Москву ездили на лошади, сто лет назад – на поезде, пятьдесят лет – на самолете, а сейчас на «Сапсане». Каждый новый способ дает кратный прирост эффективности: поезд быстрее лошади, а «Сапсан» позволяет приехать из центра города в центр другого города.

Глядя на свой бизнес, надо уметь отвечать на несколько очень важных вопросов. Первый. Какую потребность он удовлетворяет? «Мосигра» удовлетворяет потребность не в настольных играх, как кажется на первый взгляд. Большая часть покупок приходится на подарок: игра – это что-то полезное, точно подходящее имениннику. Так что мы работали не на рынке настольных игр, а на рынке подарков. Осознание позволяет понять, с кем вы конкурируете на самом деле. Мы конкурировали не с другими магазинами настольных игр, а с магазинами подарков. Это подтолкнуло нас к иному оформлению магазинов, смене ассортимента – так у нас появилось больше патигеймов, которые обычно и дарят. Сейчас у меня сеть футбольных школ «Метеор». Какую потребность она удовлетворяет? В обучении детей футболу? Нет. Нужен проверочный вопрос: была ли такая потребность 20-50 лет назад? Вспоминая свое советское детство, сомневаюсь, чтобы мои родители согласились платить за мою игру в футбол. Они бы сказали: «Сиди книги читай!» Удовлетворение потребности в другом – мы даем родителям час-полтора свободного времени, принося пользу ребенку. Получается, конкурируем не с другими футбольными школами, а с интернетом, кино, игровыми консолями. Мы должны быть дешевле, удобнее, проще, полезнее, чем планшеты и прочее.

Как найти новый способ удовлетворения потребности? Нужно регулярно проводить (я это делаю раз в квартал) анализ трендов на рынке. Кажется, что это сложно и необъятно, но это не так. Помните, лет пять-семь назад мы ловили такси рукой и договаривались о цене? Затем появились сервисы вроде Uber, Яндекс.Такси, Gett. Открылось окно возможностей – каждый водитель обзавелся прибором с Интернетом, с GPS, можно определить геолокацию пассажира и прислать ему ближайшую машину. Кратный прирост эффективности. Теперь окно закрылось – вход на этот рынок очень дорогой, долгий и болезненный.

«Корона» открыла массу новых окон. Надо выписать политические решения, логистические проблемы, экономические санкции, посмотреть курс доллара, оценить популярность (в Москве, по крайней мере) солнечных батарей и электросамокатов и так далее. Составленная таблица вдохновит идеями. Я математик-программист, которого всю жизнь окружают творческие люди, и всегда считал, что они способны что-то придумывать, а я нет. Оказалось, что никакого божьего дара не надо, стоит просто писать, упаковывать бизнес-процессы, креативную мышцу можно и нужно тренировать. Отставьте телефоны и компьютеры и три минуты попридумывайте, как использовать стаканчик для кофе. Вы удивитесь, записав 20-30 идей. Среди них обязательно будет немало толковых. Креативному мышлению просто нужно грамотное направление.

Имейте в виду, что крутые идеи часто не консенсусные. Если вы озвучиваете на совещании замысел и он всем нравится, значит, и в другом офисе скоро додумаются (или уже додумались) до такого же. Прорыв лежит в идеях, не вызывающих всеобщего одобрения. Сначала нагенерите как можно больше идей, а потом уже их валидируйте. В процессе генерации не отсекайте никаких собственных и чужих идей, даже если они кажутся спорными.

Но гипотезы надо обязательно проверять, не играйте в казино. Когда запретили в киосках Союзпечати продавать табачные изделия, почти все они закрылись. Мы увидели в этом возможность – взяли один ларек погонять на месяц, продавать там настольные игры. Не было понятно, летит история или нет. А арендовать киоски можно было только на аукционе, на несколько лет. Взяли несколько, но быстро поняли, что история все-таки не летит. Полгода выходили из нее с серьезными штрафами, потеряли много денег. Все-таки ориентироваться надо на недельную выручку, а не дневную. Сейчас кажется очевидным, но опыт пришлось приобрести ценой нескольких закопанных миллионов. И важно четко ставить сроки проверки гипотезы. Если время истекло, не нужно его продлевать, значит, идея нерабочая.

Работать с ошибками тоже надо уметь, за них нельзя ругать сотрудников. Вы либо тащите в одиночку телегу с сотней человек, либо сотня человек тащит телегу, в которой вы едете. Мне нравится второй вариант, поэтому людям надо давать шанс учиться, нарабатывать опыт.

И отслеживайте то, что бесит покупателей. Сходите к конкурентам, поймите, что вас раздражает – пристально смотрящий охранник, отсутствие дополнительных касс и прочее, уберите это у себя.

Однажды Эйнштейна спросил журналист: «Если бы вы могли получить ответ на любой вопрос, какой задали?» Он сказал: «Дружественна ли вселенная? Если да, нужно строить мосты, если нет, то стены». Мне далеко до Эйнштейна, конечно, но я убежден, что сейчас время строить мосты, а не стены. «Корона» всех потрепала, спесь сошла, надутые щеки опали, теперь время кооперироваться. Бессрочное партнерство – утопия, но жизнь меняется, и можно договариваться работать вместе до достижения конкретных целей, а потом расходиться.

Ранее материал был доступен только в печатной версии газеты «Коммерческие вести» от 26 мая 2021 года.



Комментарии через Фейсбук
Комментариев нет.

Ваш комментарий




Наверх
Наверх
Сообщение об ошибке
Вы можете сообщить администрации газеты «Коммерческие вести»
об ошибках и неточностях на сайте.