Все рубрики
В Омске пятница, 22 Сентября
В Омске:
Пробки: 4 балла
Курсы ЦБ: $ 96,0762    € 102,3606

Ефим ФРЕЙДИН: «Советская архитектура требует поддержания не меньше чем Каланча, Любинский проспект или Никольский собор»

4 июля 2021 23:30
0
2933

Летопись застройки Омска с надеждой на сохранение архитектуры города. 

Фасад — лицо здания. Интерфейс с помощью которого оно общается с жителем города, туристом, сообществом. По фасаду и его деталям мы узнаем достопримечательности: от простых шпилей и куполов соборов (доминант в городском пейзаже) до более сложных — равномерной сетки окон Пушкинской библиотеки, рельефа на здании Краеведческого музея, плоскости боковой стены Музыкального театра с характерным камнем, окнами-иллюминаторами. По силуэтам мы различаем их на городских эмблемах. Детали: Горгульи вызывают в памяти сгоревший Нотр-дам, а Саламандра — городскую поликлинику на Либкнехта.

По материалам стен, фасадной плоскости можно считать эпоху и стиль — природный камень античности, циклопическая кладка и облицовка древнерусского кремля, плоская штукатурная поверхность классицизма, барокко, неоготики, которая может прикидываться камнем, рустом, кирпич одноименного кирпичного рационализма, а потом и модерна, каменная штукатурка неоклассицизма, северного модерна, ар-нуво, которая вслед за авторами перешла и в конструктивизм, ар-деко, постконструктивизм и сталинский ампир.

Коллеги из Новосибирска недавно выпустили объемный труд об архитектуре 1930-1950-х годов с вдохновляющими фотографиями, архивными материалами по зданиям, которые проектировали и выпускники Омского Худпрома, столетие которого отмечают в эти годы выставкой в музее им. Врубеля. Хотелось бы такую летопись составить и по застройке Омска.

В 1960-е возвращается природный камень, мраморная и гранитная крошка, фактуры под бетон, позднее и облицовочный кирпич, за который мы так любим Торговый центр Омский. Рубеж веков — время сложно сконструированных оболочек — металлические и композитные панели, послойный вентилируемый фасад, бесшовное остекление с подсистемами. Параллельно, но практически непрерывно развивается «монокультура» деревянного зодчества то повторяя формы и детали каменных стилей, то создавая собственную палитру пропильного декора и резьбы, свой диапазон фактур и цвета.

Мы можем потрогать это разное время руками, рассмотреть вблизи или воспринимать как часть городского полотна издали, на панораме, с другого берега реки. Фактуры и материалы как средства художника определяют облик улиц, районов, городов в разные периоды. Москва — белокаменная, Новосибирск — серый. Любинский — нарядный и разноцветный.

Какие-то материалы краткосрочны, другие — долговечны. Мраморная крошка на административных зданиях с 1960х годов держится и не меняет вид полвека, а кирпич на особняках — более века. Одни поверхности хорошо и красиво стареют, покрываясь патиной или меняя тон как кирпич, другие быстро разрушаются и могут подвергаться замене. Это говорит о том, что культура строительства, архитектура неразрывно связана с культурами поддержания и реставрации, восстановления.

Ценность исторической застройки общепринята — отдельные здания стоят на государственной охране и реставрируются по мере возможности. Но с объектами ветхими, модернистской группы стилей, которые построены почти век назад, но выглядят «современно» — не все так хорошо. Утилитарная жилая, общественная застройка — дома, школы, дворцы культуры и клубы, клиники и рынки – тому печальный пример.

Все что лежит за пределами госохраны содержится по разумению собственников, в силу их возможностей, финансирования, профессионализма строителей и проектировщиков, вкуса (возможно бессознательного, неспециального) лиц, утверждающих и реализующих проекты ремонта, лиц, которые содержат и эксплуатируют здания.

Постройки межвоенного периода (1920-40 годы) — конструктивизм и ар-деко, неоклассицизм — постепенно входят в разряд исторически ценной застройки, но по-прежнему не защищены от капремонта фасадов со сплошной штукатуркой-шубой, с керамогранитом, сайдингом-баннерами, под которыми оригинальный фасад постепенно теряет свои физические свойства и разрушается. Составляющие подцентры городских районов вековые здания теперь сложно отличить от новоделов и новостроек.

К счастью, в России и даже в Омске встречаются хорошие примеры прилежной реставрации, ремонта, на которые стоит ориентироваться. Здание мэрии — постройка 1930-х годов, сохранившийся декор на здании по Маяковского 17, реконструированный фасад гостиницы Сибирь свидетельствуют о том, как можно это делать.

Послевоенным зданиям повезло меньше: административные сохраняются и даже реставрируются при наличии охранного статуса — застройка на Партизанской это хорошо иллюстрирует. Капитальный ремонт «к форуму» и «по судам» изменил ампирные жилые дома у ДК им.Малунцева, на улице Ленина 6 и Ленина 43. Эти постройки отличались архитектурным декором — пилястры, «обломы» — сложные и тонкие профили карнизов, скульптурный декор элементов требуют строгих вертикалей, звенящих прямых углов, точного воспроизведения деталей.

Модернистские сооружения 1960-х годов и позднее, принадлежащие частным лицам, если и изменяются, то уже со вниманием к стилю, с сохранением характера построек, даже типовые — Дом Быта на Герцена, Электрон на Учебной — в свое время были отремонтированы. Речной вокзал, хотя и подвергся реконструкции, в целом сохранил характерные черты. А вот Дому Союзов и ДК Красной Гвардии особенно не повезло — их одели в модные на тот момент керамогранит и алюкобонд, исказив пропорции пилонов. Жилым домам второй половины века везет еще меньше — их облик вообще не воспринимают как что-то важное и ценное, штукатурят, снимая довольно интересные по смеси и цвету покрытия.

Штукатурный слой и в 1930-е и в 1960-е годы содержал разные составы, пигменты. Здание на Ленина 2, например, оштукатурено с включением слюды. Гладкая штукатурка использовалась на жилом доме на ул.П.Алексеева 4, который «отремонтировали» в прошлом году. На ул.Пушкина/Масленникова использована разрезка фасада на квадраты, что задавало определенные членения, ритм окон и стен. После ремонта сменились и фактура, и графика фасада, и его материал — блеск крошки — уступил «шубе».

Каменная крошка — характерный материал для авторской архитектуры 1960-х годов. Г.Нарицына использовала ее в отделке Краеведческого музея, Г.Е.Чиркин — для здания Администрации Центрального района на ул.Герцена и первого этажа министерств Областного правительства в самом начале ул.Красный путь; А.М.Каримов — для Дома Политпросвещения — Центра по связям с общественностью неподалеку. Фасады довольно хорошо сохранились за полвека — это говорит и о качестве работ, выполненных строительными трестами. Хотя после пожара в здании Политпросвещения, первый этаж был покрашен и теперь требует реставрации. Соседнее здание поликлиники уже обшили керамогранитом — может ли такая участь постигнуть и это здание?

Файл: Фасады11_, Файл: Фасады13_, Файл: Фасады14_, Файл: Фасады15_

Невнятной покраске подвергся Театр Юного Зрителя, облицованный бетонной плиткой с каменной крошкой. На фасаде Музыкального театра встречается природный камень, который также красили, а часть заменили алюминиевыми панелями (вместе с блестевшей металлом кровлей). Если внимательно присмотреться к «серым» модернистским фасадам, то и в них можно обнаружить тщательную деталировку, не уступающую по интересности колоннам и карнизам, лепнине по которым обычно определяют «хорошую архитектуру».

Прошлогодний ремонт Музыкального театра показал, что можно тактично обойтись с фасадом (о благоустройстве и нарушении пешеходных связей на площади нужно писать отдельно). Ремонт ТЮЗа предполагает использование аналога, по словам консультанта проекта – архитектора С.Ш.Хусаинова, выбран современный материал (керамические панели с фактурой каменной крошки). Капитальный ремонт Дома Бракосочетания (магазин Радость) с сохранением сграффито на фасаде можно рассматривать как шаг в правильном направлении, за которым, должен последовать и дизайн-код – наведение порядка с первыми этажами и вывесками, реставрация «Радости» и, надеюсь, «Салона для новобрачных».

Общественная поддержка этой инициативы, как и внимание к судьбе СКК Иртыш уже показывают, что советская архитектура позднего модернизма, эстетика эпохи холодной войны принимается как часть городской культуры, городской идентичности и требует тактичного отношения, поддержания, не меньше чем Каланча, Любинский проспект или Никольский собор.

Понимание подхода к работе с ключевыми городскими символами этого периода, авторскими постройками – ТЮЗом, СКК, Домом Политпросвещения, Торговым центром отразится и на восстановлении менее заметной фоновой застройки – жилых домов, административных зданий, школ, поликлиник, парковых павильонов.

Для этого необходимо формировать и профессиональный подход к разработке проектов фасадов (включая обмеры и фиксацию), ставить перед исполнителями и распорядителями средств задачу сохранения облика с участием и министерства культуры, и департамента архитектуры и профильных управлений мэрии, контролировать их реализацию, привлекать умелых строителей, которые понимают, что такое архитектурная деталь, знакомых с разными технологиями. Только так можно сохранить ту самую архитектуру, которая отличает Омск как довольно цельный город с мощным историческим центром.

Ефим ФРЕЙДИН, архитектор.



Реклама. ООО «ОМСКРИЭЛТ.КОМ-НЕДВИЖИМОСТЬ». ИНН 5504245601 erid:LjN8KafkP
Комментарии
Комментариев нет.

Ваш комментарий

Главный архитектор Омской области считает руины самым романтичным, что может быть на свете

Предлагается ориентироваться на Екатеринбург, где уже набирает популярность туризм по заброшенным фабрикам, церквям и сёлам

22 сентября 15:01
0
59

Наверх
Наверх
Сообщение об ошибке
Вы можете сообщить администрации газеты «Коммерческие вести»
об ошибках и неточностях на сайте.