Предприниматели из клуба «Статус» – о ковиде, бизнесе и себе любимых.
Восьмого июня состоялся очередной бизнес-завтрак закрытого женского делового клуба «Статус». Предпринимательницы собираются еженедельно рано утром, чтобы обсудить насущные дела, однако в этот раз ответили на несколько вопросов обозревателя «Коммерческих Вестей» Анастасии ПАВЛОВОЙ и поделились видением ковидного настоящего. В обсуждении приняли участие владелица сети студий красоты «Монро» и центра обучения «МонроSchool» Марина ВЛАСОВА, совладелица юридической компании «Правовой стандарт» Айжан БЕЙСЕМБЕКОВА и Екатерина ЯЛОВНАРОВА, коммерческий директор клиники женского здоровья EmBio.
– С чем вы связываете такой взрывной рост популярности различных деловых клубов?
Марина ВЛАСОВА: Бизнес-сообществ действительно много, но так было всегда. Другой вопрос, что рано или поздно любое объединение себя изживает. В 1990-х был союз предпринимателей, который имел сильное влияние на власть, но сейчас это совершенно не то сообщество, которое было раньше.
Айжан БЕЙСЕМБЕКОВА: Думаю, это потому, что они не смогли подстроиться под веяния времени. Сейчас не принято продавливать свои идеи и решения, довлеть своим авторитетом. Нет потребности в четкой иерархии, вертикальной структуре компании, потому что ждать решения, одобренного руководителем, очень долго, у сотрудников должны быть полномочия самостоятельно реагировать на срочные вопросы.
Екатерина ЯЛОВНАРОВА: Да, уже нет запроса на строгого, сильного лидера. Актуальны синергия, партнерство. Совсем другой подход. Модель бизнеса – «жесткий патриархат» уже не работает, для нас, по крайней мере. Удобные в управлении люди не способны предоставить альтернативное видение положения, свежие идеи, способствующие росту компании. И команду собирают из людей с разными компетенциями. Новый руководитель разговаривает с сотрудниками, а не решает что-то за них, не тратит силы на борьбу и сопротивление.
ВЛАСОВА: Увольнять – это самое последнее дело. Может, в этом сопротивлении и есть правда? Хорошо, когда у человека есть свое мнение. С ним нужно пробовать работать.
– Заметно, что объединение предпринимателей идет не только по «интересам», но и по возрасту.
А. БЕЙСЕМБЕКОВА: Да, мы, например, понимаем, что политика – это не про нас. Мы исключительно за бизнес. Специально подбирали лидеров из разных сфер, чтобы взаимно обогащать друг друга опытом и знаниями из несвязанных отраслей.
Е. ЯЛОВНАРОВА: Правда, у нас два представителя медицины... Но стоматология и гинекология не конкурентны, конечно.
ПАВЛОВА: А как решать предпринимательские проблемы без участия в политике?
ВЛАСОВА: Мы предприниматели и должны предпринимать. Стараемся адаптироваться к действующей ситуации. Вот как с ковидом – мы должны были вписаться, и мы это сделали.
– Как, кстати, прошел для вас локдаун?
М. ВЛАСОВА: Неизвестность ужасно пугала. Но мои студии не работали лишь месяц, хотя и это было очень тяжело эмоционально. В мае мы компенсировали выручкой простаивание в апреле. Ни одного сотрудника я не потеряла, цены остались прежними. Клиенты стали более внимательными к дезинфекции. С рынка отсеялись те игроки, которые не смогли соблюдать все требования государства к безопасности, в основном мелкие. Естественно, по сравнению с туризмом и ресторанным бизнесом бьюти-индустрия, можно сказать, вообще не пострадала. Но перчатки, обходившиеся нам 300 – 400 руб., стали стоить 1500 – 1600 руб.
Е. ЯЛОВНАРОВА: Колоссально подорожали расходники, да. Шапочка для рожениц стоила 1,46 руб., а стала 4,6 руб. Я молчу про салфетки, пеленки, подстилки, бахилы. Причем мы понимаем, что это было не связано с валютными колебаниями.
А. БЕЙСЕМБЕКОВА: Оптовики использовали возможности рынка...
М. ВЛАСОВА: Но мы не повышали стоимость расходников для клиентов. У нас как стоял санитайзер всегда, так и остался стоять, мы как выдавали за 15 руб. шапочки в солярий, так и не поднимали цены.
Е. ЯЛОВНАРОВА: Маржинальность бизнеса в то время однозначно упала.
А. БЕЙСЕМБЕКОВА: Плюс добавились различные журналы с отчетностью – температура сотрудников, проветриваемость помещений. На этом фоне скакнула популярность наставничества, инфобизнеса. И юридических услуг – приходилось разъяснять требования Роспотребнадзора.
– Кто обращался в основном?
А. БЕЙСЕМБЕКОВА: Салоны красоты, магазины. Последним приходилось продавать средства первой необходимости, добавляя себе дополнительный ОКВЭД, а попутно – все остальное. Просто, к примеру, работала не вся 1000 кв. м, а только 100 кв. м. Лучше, чем ничего.
Е. ЯЛОВНАРОВА: Новых клиентов мы не брали, приостановили амбулаторный прием и ЭКО – основное направление – тоже. Восстановилось все только в августе. Было обидно, конечно, что открываются салоны красоты, а гинекологические клиники нет.
– То есть весну и лето жили за счет подушки безопасности?
Е. ЯЛОВНАРОВА: Да, за счет накоплений и вложений инвесторов, руководства. Было катастрофически тяжело, учитывая, что весь штат получает белую зарплату. При этом у нас был целый список постуслуг, которые надо было оплатить, например, московских лабораторий.
– А чем ты объясняешь интерес к репродуктивности?
Е. ЯЛОВНАРОВА: Люди в принципе стали более внимательны к своему здоровью. Которое, кстати, заметно ухудшается. Прирост диагноза «бесплодие» у россиян – 15% в год.
– Ого! Тяжело конкурировать с госклиниками?
Е. ЯЛОВНАРОВА: У частников и государства разный подход. У нас, например, больше возможностей использовать более широкий спектр медикаментов в силу оперативности финансирования. Мы чаще используем генетическую диагностику, инвазивные пренатальные тесты, когда по крови матери изучается генетика плода.
– Что еще вы все наблюдали в прошлом году?
А. БЕЙСЕМБЕКОВА: В пандемию было очень много случаев стукачества. Жаловались на работу конкурентов ломбарды, магазины ювелирных украшений, салоны красоты, автошколы.
М. ВЛАСОВА: В нашей сфере компании в основном закрылись из-за неподьемной аренды. Многие не шли навстречу арендаторам.
– На ваш общий взгляд, какие ниши ковид открыл в бизнесе?
Е. ЯЛОВНАРОВА: Мне кажется, будет очень востребована превентивная и реабилитационная медицина. Практика семейного врачевания, когда доктор не лечит, а скорее курирует здоровье клиентов, советует какие-то практики, витамины и прочее, то есть занимается профилактикой заболеваний. На рынке уже появились франшизы таких клиник, которые пытаются активно продавать в регионы.
А. БЕЙСЕМБЕКОВА: Согласна, что за холистической медициной будущее. В тренде здоровое питание, домашняя продукция, это долго будет актуально. И как бы это смешно ни звучало, будут востребованы астрологические услуги, магические, энерготерапевтические. В условиях неопределенности многие стали приглядываться к мистике. Ко мне часто обращались с просьбой вернуть 50 тысяч рублей за несработавшие рекомендации.
– А запросы деловые или личные?
А. БЕЙСЕМБЕКОВА: И те и другие. Я ни в коем случае не осуждаю подобное, просто именно в этой сфере расплодилось огромное количество мошенников. Как и в инвестиционной среде, насыщенной страхом, – «вложи тысячу, верни три позже».
– Ты имеешь в виду финансовые пирамиды?
А. БЕЙСЕМБЕКОВА: Их в том числе, но вариантов множество. Есть случаи, когда люди реально зарабатывали, но есть и те, кто терял миллионы, причем взятые в кредит. Я потому и стала заниматься банкротствами – пока только физлиц. Из всех подающих на него процентов 20 как раз те, кто неудачно пытался инвестировать – в среднем от 300 тыс. руб. до 2 млн. Мошенники прикидывались и банком ВТБ, и Газпромом... В месяц мы принимаем 50-80 клиентов на эту тему, и их число будет только расти. У процентов 30 по 25-50 кредиторов, большинство из которых организаций в духе быстрозаймов. Люди элементарно занимали до зарплаты, не понимая, что будет дальше со всей этой пандемией. Много и ипотечников, которые были готовы на все, лишь бы не потерять квартиру, в которую и так много вложено.
Е. ЯЛОВНАРОВА: У других людей образовался капитал, сэкономленный во время локдауна, не потраченный на одежду, развлечения и прочее. Возник вопрос, куда его вкладывать, чтобы не потерять. Оказались очень раздуты рынки недвижимости (все бросились вкладывать в дома) и фондовый. Финансовые компании поняли, что у людей есть кэш, который надо куда-то делать, и начался бомбеж рекламы от всевозможных кредитных организаций... Сейчас ситуация нормализуется, но последуют откаты. Те, кто зашел на скачке, заработал, но проиграли люди, пытавшиеся играть на отскоке. Но лично я очень выгодно вложилась в кое-какие инструменты, выгадав примерно 35% годовых. В целом вся эта история с ковидом показала, что накопления необходимы: сумки сумками и отпуска отпусками, но энная сумма на счетах должна быть.
– А как поживали благотворительные истории?
Е. ЯЛОВНАРОВА: Конечно, они были приостановлены – обычно мы помогаем Дому малютки – все было брошено на задачу прокормить собственных сотрудников.
А. БЕЙСЕМБЕКОВА: Мы деньги не вкладывали, но бесплатно взыскивали алименты, бесплатно разводили супругов в рамках Женского правового клуба – суды работали, но людей не принимали, получая все документы по почте. И многие не понимали, как все бумаги собрать и грамотно оформить.
М. ВЛАСОВА: А мы бесплатно обслуживали постоянных клиентов, вынужденно оставшихся без работы, – фитнес-тренеров, менеджеров по туризму. Клубом «Статус» на постоянной основе помогаем особенным детям, ветеранам, малообеспеченным семьям, делимся опытом с начинающими предпринимателями из районов. Внушительные суммы в прошлом году некоторые из нас, я в том числе, вложили в обучение – 1,5 млн. руб. за степень MBA. Это очень расширяет кругозор и сознание. Мы также встречаемся и общаемся с опытными бизнесменами – Виктором ШКУРЕНКО, Сергеем МИЛЮТИНЫМ, скоро позовем Андрея КОРОВИНА.
Ранее репортаж можно было прочитать только в печатной версии газеты «Коммерческие вести» от 30 июня 2021 года.