Автор концепции – ярославский учёный Александр ПРОХОРОВ – представил омскому деловому сообществу книгу, которая вышла ещё в 2011 году.
12 октября в гриль-баре «Ёлка & Шишки» после двухгодичного перерыва состоялась встреча омского Клуба читающих бизнесменов, организованная генеральным директором ООО «Маркетинговое агентство «Делфи», ведущей командных и стратегических сессий Евгенией КЛИМАНОВОЙ. Свой деловой бестселлер «Русская модель управления», который переведен на английский и французский языки, а сейчас переводится на китайский, представил российский учёный, кандидат экономических наук, доцент кафедры управления Ярославского госуниверситета имени П.Г. Демидова Александр ПРОХОРОВ. В своё время он работал финансовым менеджером, директором по персоналу Ярославского шинного завода, заместителем гендиректора компании «Верхневолжскшина», заместителем гендиректора по развитию АО «Ярсантехмонтаж».
Несмотря на то, что, судя по поднятым рукам, книгу прочли примерно 80% аудитории, ПРОХОРОВ всё же вкратце представил главные идеи своего труда, который он назвал «побочным продуктом своей работы в промышленности»:
– Идея национальной модели управления – вещь достаточно новая с исторический точки зрения. Дело в том, что традиционная теория управления, которой 120–130 лет, не предполагала никаких национальных моделей, она сложилась на базе практики в Северной Америке и отчасти в Западной Европе. До сих пор учебники по менеджменту во всём мире – это переводные или пересказанные американские про американскую привычную жизнь. Эта монолитная концепция только 50 лет назад дала трещину, когда выяснилось, что в мире есть более конкурентоспособные модели управления, например, в японском автомобилестроении. Потом пришлось признать, что есть ещё русская модель управления, очень модная скандинавская, европейско-континентальная, арабская, китайская.
По словам учёного, процентов на 90 все эти модели управления схожи, только процентов 7–8 в них – национальный фактор. В русской модели управления – 18 особенностей. Причём истоки её формирования скорее не исторические, а географические:
– Россия – страна северного земледелия, по европейским понятиям – экстремального. У нас очень короткие сроки сельхозработ: четыре с половиной, максимум пять месяцев в году. Поэтому год разбит на две неравных части: короткое и деятельное лето, когда выполняется весь годовой объём работ, и долгая зима, когда одна задача – сохранить силу.
ПРОХОРОВ уверен, что именно этот ритм жизни оказал прямое влияние на русский стиль поведения: мы-де работаем в авральном режиме, студенты пишут диплом за две последних недели, строители выдают половину программы за последние два месяца, точно так же государство проводит реформы – рынок, который нужно создавать 200 лет, у нас появляется меньше, чем за десятилетие.
Поэтому «у каждого русского после 500-летнего естественного отбора в голове два жёстких диска – с программой ленивого существования на зиму и отчаянной работы на лето»:
– Когда эти люди вышли из деревень, создали государство, система управления с этими двумя программами поведения неизбежно перекочевала в государственные кадры. Русская модель управления периодически переходит из «летнего» режима в «зимний», из стабильного, застойного состояния в режим нестабильный.
Автор ответил на вопросы известных омских предпринимателей: ретейлера и девелопера (ТД «Шкуренко», «Низкоцен», «Победа», SPAR, «Дарим Вкус», Inmart, «Регионпиво», «Скуратов кофе», «Паркфитнес», сеть «Электро» и т.д.) Виктора ШКУРЕНКО, основателя сети аптек «Биомедсервис» Олега МИРОШНИКА, владельца кофейни-обжарочной «Кофейнер» Олега ДАУТОВА, основательницы и руководительницы сети студий красоты «Монро» и Центра обучения специалистов для салонов красоты «Монро School» Марины ВЛАСОВОЙ, владелицы омской сети магазинов кофе и чая Vintage Елены КАЛЬЧЕНКО и других.
Репортаж с мероприятия читайте в следующем номере «Коммерческих Вестей» от 18 октября.
Фото © Максим КАРМАЕВ