Когда мы чересчур просчитываем все показатели, это убивает наш энтузиазм. Часто после таких расчетов возникают мысли: зачем в это ввязываться, все равно ничего не получится.
«Коммерческие Вести» продолжают рубрику «Личный счет», в которой известные омичи и жители других городов рассказывают финансовому блогеру Данилу МАКАРЕНКО о своих личных финансах. Очередным гостем рубрики стала владелица студий красоты «Монро» Марина ВЛАСОВА,
– Марина, привет. Расскажи немного о себе для тех читателей, кто с тобой еще не знаком. Чем ты занимаешься?
– Я проработала 6 лет главным бухгалтером, 6 лет коммерческим директором, сейчас я серийный предприниматель. У меня несколько направлений бизнеса. Основное – это сеть салонов красоты, она работает с 2016 года. Второе направление – это бьюти-коворкинг, я сдаю в аренду рабочие места для мастеров индустрии красоты. Третье направление – это консультации по финансовому учету. Это мое своеобразное хобби – люблю, умею, практикую, и мне очень нравится этим заниматься. И последнее направление – это стартап в агробизнесе, тепличный проект.
– Ты помнишь, как заработала свои первые деньги и на что их потратила?
– Конечно помню. В 15 лет я пошла работать официанткой, потому что время тогда было достаточно тяжелое. Начало 2000-х, мама врач, папа инженер. Зарплаты у них были маленькие. Поэтому уже лет с 13 я мечтала устроиться на работу. Так вот в 15 лет я устроилась официанткой, работала на хоккейных матчах, разносила попкорн. На что потратила? Ни на что, я уже тогда копила. У меня был такой платочек, я его подшивала под ковер и откладывала все деньги туда.
– А как начинался твой бизнес с салонами красоты?
– Я ушла из найма с хорошей позиции – я работала коммерческим директором в торгово-производственной компании. У меня была очень достойная зарплата, в подчинении было больше 100 человек. Не скрою, когда уходила – было страшно. И как оказалось, не зря. Несмотря на все свои знания и навыки, я допустила все ошибки, которые только можно было допустить. Начиная с того, что я целых полтора года работала администратором в своей студии, и все это время бизнес не развивался. Сейчас у меня снова больше 100 человек в подчинении. Но уже в своем бизнесе. Что мне помогло дойти до такого уровня – это степень MBA. Год назад я получила диплом, чему безумно рада. И именно это обучение помогло мне связать в голове воедино все направления моего бизнеса. Включая агростартап, который ну никак не связан с индустрией красоты.
– Что представляет твоя компания сегодня? Какой оборот, прибыль, какую долю рынка вы занимаете?
– На сегодня у меня 4 студии красоты, и мы открываем по одному новому салону в год. Годовой оборот – 50 миллионов рублей, рентабельность – 15%, несложно посчитать, что прибыль семь с половиной миллионов. Вся прибыль реинвестируется в дальнейшее развитие. Моя основная цель – сделать так, чтобы этот бизнес работал без моего участия и генерировал стабильный денежный поток.
– Расскажи про твой личный доход. Как он распределяется между твоими проектами? И какую сумму составляет – хотя бы порядок цифр?
– В первую очередь, я плачу себе заработную плату. Я коммерческий директор в своей компании, и зарплата у меня не очень большая – 50 тысяч рублей. Потому что на салоны красоты я трачу примерно треть своего рабочего времени, то есть 2–3 часа в день. Соответственно, и плачу себе столько, сколько отдавала бы, если бы наняла на эту же загрузку человека со стороны. Еще я плачу себе дивиденды, но все они уходят на развитие. Гораздо более доходное направление – консультации по финансам. Мои услуги стоят 50 тысяч рублей в месяц, одновременно я беру не больше 5 компаний. Потому что просто физически больше пяти в голове удержать невозможно. Хотя у меня очередь на 3 месяца вперед. Соответственно, доход от консультирования составляет 250 тысяч рублей в месяц. А в общей сложности – 300 тысяч.
– А тепличный бизнес и коворкинги тебе никакого дохода не приносят?
– Наоборот, я ворую у себя дивиденды для того, чтобы вкладывать их в стартап. Прибыли там пока нет. Коворкинги приносят прибыль, но она вся реинвестируется, потому что компания сейчас в стадии развития. Мы недавно переехали, расширяемся, нанимаем новых сотрудников. Я хочу открыть в Омске 2–3 таких коворкинга, и потом выходить в другие города страны.
– Что должен знать и уметь человек, чтобы увеличить свои доходы в несколько раз?
– В первую очередь он должен уметь считать. Знать элементарные основы финансовой грамотности. Потому что, как правило, микропредприниматели и самозанятые банально не считают свои доходы, расходы и прибыль. Хотя бы если просто знать эти три показателя – уже можно увеличить свой доход в несколько раз. Ко мне часто приходят такие предприниматели, которые говорят: мы не понимаем, сколько зарабатываем. Они вообще не знают, зарабатывают ли в принципе.
– То есть какие-то деньги пришли, всем раздал, себе ничего не осталось?
– Да, именно. Или наоборот – забрал все себе, на зарплату сотрудникам не хватило, возник кассовый разрыв.
– Ты консультируешь именно по корпоративным финансам? Или по личным финансам тоже?
– Я консультирую в основном по финансовому учету в компаниях. Но часто бывает такое, что предприниматели не разделяют деньги компании и личные деньги. Тогда приходится наводить порядок и в личных финансах тоже. Решаем вместе с клиентом, на какую сумму можно жить, а сколько надо инвестировать в компанию, чтобы она продолжала развиваться. Еще часто приходится объяснять, что одновременно в компании могут существовать инвестиции и кредиты. Мы привыкли, что либо одно, либо другое. Такой вот культурный код укоренился с советского периода. Приходится менять мышление.
– Поговорим о расходах. Ты как-то планируешь свой личный бюджет, фиксируешь траты?
– Конечно. На самом деле эта история началась еще в 2006 году, когда я вышла замуж. Мы с супругом оба получали зарплату 10-го числа, я раскладывала все деньги по конвертам – один на транспортные расходы, другой на питание, третий на непредвиденные расходы и так далее. И не дай бог деньги из одного конверта перекочуют в другой. Тогда же банковские карты не были так распространены, пользовались в основном наличными. Поэтому приходилось работать с тем, что есть. Сейчас, конечно, намного проще. Я веду учет в гугл-таблицах, переношу туда все траты из банковских приложений – очень удобно.
– Какая у тебя была самая дорогая покупка за последний год?
– Квартира. Я очень долго мечтала о квартире в центре и в октябре исполнила свою мечту. Безумно рада, хожу и кайфую, что теперь все рядом. У меня машина уже целую неделю стоит на парковке, я везде хожу пешком.
– На какую статью затрат у тебя уходит больше всего денег?
– На кафе и рестораны. Потому что все мои встречи в основном проходят там. Мне это нравится. Я всю жизнь хотела, чтобы моя работа доставляла мне удовольствие. Чтобы я пришла, вкусно покушала, посидела в красивом месте. Я именно по этой причине не снимаю себе офис – потому что мне нравится работать в разных заведениях. Также и когда я приезжаю куда-то в другой город – там это тоже основная статья затрат.
– У тебя есть подушка безопасности?
– Конечно. Еще с 2006 года. Ну, то есть деньги на непредвиденные расходы и подушка безопасности – это немного разные деньги. Но когда непредвиденные расходы не случаются, эти деньги направляются прямиком в подушку безопасности.
– И на сколько времени хватит твоей подушки?
– От 3 до 6 месяцев в зависимости от того, какой образ жизни я буду вести.
– Раньше самым популярным инструментом для подушки безопасности были карты с процентом на остаток или короткие вклады. После нескольких волн паники с атакой наших сограждан на банкоматы многие эксперты стали советовать держать запас наличных. В том числе наличных долларов. Как ты относишься к таким советам?
– На этот счет много точек зрения, и все они правильные. Я считаю, что нужно владеть, как минимум, тремя разными видами активов – например, наличные деньги, банковские вклады и инвестиции в бизнес. Какие именно виды активов выбирать и как распределять между ними деньги – каждый решает сам. Правильного и неправильного ответа здесь просто не существует.
– А конкретно твоя подушка как распределена?
– Если говорить про мою подушку безопасности, то у меня как раз есть и наличные, и вклады, и инвестиции в бизнес.
– Наличные рубли или доллары?
– Рубли.
– А инвестировать на фондовом рынке ты не пробовала?
– Нет. Может быть, это мое упущение, но про биржу я совершенно ничего не знаю и никаких дел с ней не имела.
– Какой совет ты дала бы ребятам, которые хотят открыть свой бизнес сейчас, в 2023 году?
– Повышать свою финансовую грамотность, учится считать доходность, просчитывать риски. Хотя здесь важно соблюдать баланс. Потому что когда мы чересчур просчитываем все показатели, это убивает наш энтузиазм. Часто после таких расчетов возникают мысли: мол, да зачем в это ввязываться, все равно ничего не получится. Я, наверное, как консультант по финансам не должна такого говорить, что именно энтузиазм является двигателем развития бизнеса. И иногда предпринимателям нужно осознанно идти на риск. Но повторюсь, во всем нужен баланс. Чтобы не ввязываться в заведомо бесперспективные истории. У меня такой баланс соблюдать получается.
– Как выглядит твой типичный день? Сколько времени получается уделять семье и хобби, сколько занимает работа?
– Мое хобби – это спорт. Я профессиональная спортсменка, занимаюсь фитнес-бикини. На фоне увлечения спортом я получила второе высшее образование в этом направлении, поработала тренером. Я хожу в зал 4–5 раз в неделю. В основном в 7 утра, самое позднее – в 8. Потому что в это время никто не мешает, нет никаких звонков. И я могу спокойно посвятить время себе и тренировкам. Дальше у меня начинается рабочий день, и скажу честно, я очень люблю работать. Высокая загруженность доставляет мне комфорт и удовольствие, вопреки мнению окружающих. Все мои близкие к этому привыкли, поэтому мой рабочий день составляет, как правило, 12–14 часов. Кроме того, я не разделяю рабочие выходные дни. В выходные у меня часто возникает выбор: посчитать таблички или посмотреть фильм. И очень часто я выбираю таблички. У меня есть конкретные дни, когда я отодвигаю все таблички на задний план и посвящаю время дочери. Это вторник, четверг и суббота. Мы с ней гуляем, ходим в парк на карусели, сидим в кафе – в общем, наслаждаемся жизнью. Все остальное время я работаю. Могу не заметить и заработаться до 3 часов ночи.
– У тебя есть лайфхаки, которые позволяют тебе быть продуктивнее в течение дня?
– Однозначно это фитнес. Даже если я устала, даже если мне кажется, что у меня нет сил – я всегда иду на спорт. И спорт в начале дня позволяет мне быть максимально продуктивной. Второй момент – я борюсь с режимом. Я прямо заставляю себя ложиться. В 70% случаев это удается – и тогда следующий день проходит очень классно и продуктивно. Я чувствую себя бодрой и здоровой на протяжении всего дня. И третий момент – это питание.
– Какие свои привычки ты считаешь самыми полезными?
– Ну, у нас все крутится вокруг одного и того же. И мы снова возвращаемся к спорту. Это первая привычка. Вторая – это планирование. Я активно пользуюсь гугл-задачами и гугл-календарем, мне это очень нравится. Если меня спросят, чем я буду заниматься в первый вторник сентября – я без проблем отвечу на этот вопрос.
– Есть ли у тебя книга, которую от души хочется порекомендовать?
– Мне часто задают этот вопрос. Любимых книг у меня много – не одна, не две и даже не три. Все зависит от ситуации. Если это книги для бизнеса – это один набор книг. Если личностного роста – другой и так далее. Я могу сказать, какие книги изменили мою жизнь. Первая книга – это «Моделирование будущего» Виталия ГИБЕРТА. С нее началось чтение подобной литературы. И она действительно поменяла меня. Я не могу сказать, что эта книга лучше других или в чем-то уникальна. Просто она мне попалась именно в тот момент, когда мне это было нужно. Вторая книга – это «Магия утра» Хэла ЭЛРОДА. И третья книга мне очень тяжело далась, я ее долго читала, но уже позже, со временем, я поняла, что из нее я взяла много полезных историй, советов – это «7 навыков высокоэффективных людей» Стивена КОВИ.
Фото из личного архива.
Ранее интервью было доступно только в печатной версии «Коммерческие вести» 26 июля 2023 года.