Классик омской живописи представлен в разных ипостасях.
В 2021 году исполнилось 110 лет со дня рождения Тимофея Павловича КОЗЛОВА (1911–2001), одного из самых значительных художников своего поколения. На юбилейной выставке «Тимофей КОЗЛОВ – романтик соцреализма» в Центре «Эрмитаж-Сибирь» демонстрируется около 40 живописных работ 1940-х – начала 1990-х годов, выполненных в разных жанрах.
Здесь присутствует и масштабное полотно «У карты родины», и множество различных портретов.
Нельзя не обратить внимания на то, что доминирует городской пейзаж. Тимофей КОЗЛОВ любил Омск, и город представлен у него то изумрудно-зеленым, умытым дождем после грозы, то покрытый розовым инеем.
Очень выразительно, на уровне самостоятельных произведений, смотрятся этюды, особенно к картине «Детство» («Девочка в белом», «Мальчик в кепке», «Одуванчики»). Они помещены в специальные планшеты-паспарту, а не в витрины. Поэтому тут нет эффекта стекла, которое обычно отгораживает зрителя от работ.
– Мы постарались показать Тимофея КОЗЛОВА в разных ипостасях, в тех, в которых он чувствовал себя наиболее уютно,– говорит куратор выставки Вадим САВЕЛЬЕВ. – Во-первых, это был летописец художественной, культурной жизни города. Все художники того времени, молодые, пожилые, были КОЗЛОВЫМ изображены. В частности в групповых работах «Творческий отчет», «Омские художники». С другой стороны, это человек, у которого были свои любимые сюжеты, опять же тема детства. И, в конце концов, Тимофей КОЗЛОВ еще и пейзажист, причем пейзажист крайне романтический. Романтизм – исходная ориентация художника. Понятно, что романтическая позиция внутри соцреализма – это один из способов говорить на те же самые темы, на которые говорят все. Но, в отличие от своих собратьев по цеху, Тимофей КОЗЛОВ, наверное, больше других верит в человека как в творца и в возможность светлого будущего. Даже Владимир Ильич ЛЕНИН становится у него персонажем романтической картины. Здесь есть работа «В.И. Ленин и Н.К. Крупская в Шушенском». И ЛЕНИН у КОЗЛОВА – это скорее образ партизана абсолютного духа и визионера будущего, нежели образ забронзовевшего вождя мирового пролетариата.
Зрителей на выставке ждет еще много интересного и неожиданного. Скажем, всем знаком автопортрет Тимофея КОЗЛОВА, выполненный в академической манере (он тоже присутствует в экспозиции). Но художник «вписывал» себя и в другие работы. Например, его можно обнаружить в картине «Выпал снег» (мужчина на балконе).
– Есть интересные моменты, которые важны нам с точки зрения музея, – говорит заместитель директора Музея изобразительных искусств имени М.А. Врубеля Ирина СИМОНОВА. – В этом году исполняется 160 лет одному из наших зданий – Генерал-губернаторскому дворцу. И вот на жанровой работе Тимофея КОЗЛОВА «Юные художники», где показаны студенты, пришедшие на занятия в музей, вы можете увидеть его интерьеры, то, как музей выглядел раньше. Все произведения из наших фондов, изображенные там, узнаваемы. Я вижу, допустим, картину «Проводил» Николая ЯРОШЕНКО, «Портрет неизвестной» Валентина СЕРОВА.
Персонажи работ Тимофея КОЗЛОВА, будь то ученые, художники или рабочие, – вдохновленные, творческие, живые. И это главная интонация, которая звучит на выставке. Свою работу она продолжит до 3 апреля.
Фото © Эльвира КАДЫРОВА, Омский областной музей изобразительных искусств имени М. А. Врубеля