Почему без роста тарифа омский РФКР не сдюжит.
Минувший год стал для омского регионального Фонда капитального ремонта медийно насыщенным. Так что особенно обратило на себя внимание, а что не было освещено?
О тарифе
С 1 января жители Омской области начали платить за капремонт по новому тарифу – 11,43 рубля с квадратного метра жилья. Повышение составило 70%, предыдущий тариф в 6,7 рублей был принят в 2014 году.
Руководство области неоднократно заявляло, что действующий до нового года тариф чуть ли не самый низкий в СФО, разве что Тыва до 2022 года могла похвастать 5,73 рубля.
В настоящий же момент размер взноса в Омской области в лидерах. Вот как выглядит картина в рублях за квадрат в СФО в наступившем году:
Республика Алтай – до 7,31
Республика Тыва – до 5,96
Республика Хакасия – до 6,83
Алтайский край – до 7,31,
Красноярский край – до 12,04 в районах Крайнего Севера
Иркутская область – до 8,39
Кемеровская область – 9,29
Новосибирская область – 10,07
Омская область – 11,43
Томская область – 8,07.
Никто не спорит, что прошлогодний тариф с учетом потребности в ремонте омских многоквартирных домов и роста цен на материалы да и до этого момента тоже не покрывал эти самые потребности.
Но повышение тарифа разово на 70% с учетом опыта наших южных соседей при падении реальных доходов населения – фактор раздражающий. Тем больше, чем больше вопросов к управлению средствами фонда капремонта. А вопросов за прошлый год набралось немало.
О дебиторке
В пабликах депутата горсовета от «Коммунистов России» Владимира ЖУКОВА было опубликовано письмо в ответ на его запрос в Региональный фонд капитального ремонта многоквартирных домов. В письме указано следующее: «Рассмотрев Ваше обращение, поступившее 17.11.2021 г. в адрес Регионального фонда капитального ремонта многоквартирных домов (далее – Фонд), сообщаем следующее.
Задолженность Департамента городского хозяйства Администрации города Омска перед Фондом по состоянию на 01.12.2021 года составляет 8 623 361,29 руб.
Задолженность физических лиц перед Фондом составляет 820 798 234,56 руб.
Задолженность юридических лиц перед Фондом составляет 27 670 532,24 руб.
Исполняющий обязанности директора Р.В. Протасов».
Дебиторская задолженность в 2021 году без разделения ее на просроченную и текущую мало о чем может сказать. Однако ежегодно в общий котел поступает около миллиарда рублей. При нынешних ценах этого хватит на ремонт 300 домов, а план на 2022 год почти в два раза больше.
Если речь идет о миллиардном поступлении, то становится понятно, что задолженность сравнима с этой суммой. Что явилось дополнительной помехой к выполнению программы фонда капремонта.
О бывшем руководстве
"Коммерческие Вести" были единственным СМИ, которое вскоре после назначения Марины СТЕПАНОВОЙ во главу Фонда капитального ремонта (еще задолго до всех уголовных дел) обнаружило, что ее деятельность носит признаки коррупционности: см. статьи "Признаки коррупциофондости" (апрель 2019 года), «Ряд аукционов омского фонда капремонта, похоже, заточен под фирмы-прокладки» (июнь 2019 года), «Сорока-РФКРока кашу варила, этому дала, а этому не дала…» (июль 2020 года). Даты в скобках – размещение на сайте, в бумажной версии все эти расследования выходили раньше.
Марина СТЕПАНОВА из-за все возрастающих рисков и интереса надзорных органов была вынуждена покинуть свою должность, перебравшись в качестве замминистра в Министерство энергетики и ЖКК Омской области в феврале 2021 года. Но это не помогло.
Ее настигло уголовное дело. СУ СК России по Омской области на брифинге по противодействию коррупции в декабре 2021 года сообщало, что средняя сумма взятки в регионе в этом году составила 210 тысяч рублей. Самые крупные получили бывший замминистра энергетики и ЖКК Омской области, руководитель регионального Фонда капремонта Марина СТЕПАНОВА (восемь миллионов рублей) и экс-начальник управления МВД России по Омску Евгений БЫКОВ (6,5 миллиона рублей).
По версии следствия, Марина СТЕПАНОВА за вознаграждения помогала подрядчикам с заключением договоров и получением расчетов в первую очередь. И брала не только деньгами – например, однажды в качестве взятки получила соболью шубу за 750 тысяч рублей.
О результатах проверки
Управление федерального казначейства по Омской области в ходе плановой проверки, длившейся с июля по сентябрь 2021 года, предъявило руководству фонда представление о нарушении законодательства Российской Федерации, датированное 9 ноября. На днях редакция ознакомилась с документом. Нарушений набралось 8 пунктов, но самые любопытные, на взгляд редакции, следующие:
1. В проверяемом периоде (2019 – 2020 гг.) фонд заключил в среднем договоры на 15% дороже допустимого значения. Что вылилось в итоге в 80,2 млн. рублей.
2. В нарушение требований закона и положений подписанных договоров фондом в 2019 году были приняты работы по капремонтам многоквартирных домов с более дорогостоящими расценками на работу и материалы, чем указано в изначальной проектно-сметной документации. Превышение составило 4,4 млн. рублей.
3. Самое вопиющее нарушение связано с авансированием невыполненных работ через схему факторинга. 55% стоимости договоров подряда на общую сумму 409,4 млн. рублей были выплачены фондом авансом.
Если кто не знал или забыл, факторинг – это некая финансовая услуга. Факторинговая схема предполагает наличие трех сторон. Покупателя услуг или работ – это фонд капремонта. Поставщика или подрядчика – это реально выполняющая работы организация. И посредника или фактора, который помогает получить (в данном случае) деньги с покупателя товара или услуги, но с дисконтом. Он приобретает у поставщика право требования к покупателю. Дисконт может составлять разную сумму. В нашем случае он приближался к 20%. А зачем бы поставщику или подрядчику мог понадобиться фактор? Если, допустим, по условиям разработанных фондом договоров, оплата поставщику осуществляется в течение от 12 до 36 месяцев. В течение – это и сразу – своим, и через 3 года – сторонним. Вот сторонним и предлагалось получить оплату максимально оперативно с использованием схемы факторинга. Иными словами, за 20% уторговки можно получить сразу. Как своим. Но сумма дисконта, на который соглашаются подрядчики – это или минус качество, или минус объемы. Иными словами, эти суммы выпадают из капремонта.
Резюме
Официально же в сухом остатке правительственный портал «Омская губерния» писал в декабре 2021 года, что губернатор раскритиковал низкое исполнение Фондом капремонта годовой программы. При плане в 501 дом фонд отремонтировал до конца меньше половины – 234 дома, еще на 50 домах работы продолжаются. По словам профильного министра, Фондом капремонта Омской области не проводилась соответствующая работа с подрядными организациями, поэтому большое количество конкурсов не состоялось, что и отразилось на результатах.
Однако даже поверхностный анализ всех указанных выше факторов показывает, что работа с подрядными организациями на предмет к кому обратиться за услугой факторинга, безусловно, велась, и проблемы со свежестью рыбы, как обычно в голове. В итоге безобразное управление общественными финансами приводит нас к необходимости оплатить последствия такого управления. Как бы Фонд капремонта ни швыряло из стороны в сторону, как в зоне турбулентности, наши пилоты спасают судно повышением тарифа в 1,7 раза.
Отсюда следует еще один практический вывод: подобного рода успехи в управлении финансами фонда являются серьезным ускорителем для процесса перехода домов на спецсчета, особенно в управляющих компаниях. Там во всяком случае процесс контроля жителей за своими средствами куда эффективнее.
Ранее статья была доступна только в печатной версии газеты «Коммерческие вести» от 19 января 2022 года.