«PROАвто» — новая колонка «Коммерческих вестей». Выпуск 3-й.
К концу 2021 года продолжилось падение продаж новых автомобилей, которое в ноябре – декабре составило более 20%. Итог по году +4%, преимущественно из-за низкой базы 2020 года от последствий локдауна. Средняя стоимость легкового автомобиля увеличилась за 2021 год на 25-30%, что сопоставимо с реальным подорожанием новых авто. Что касается машин с пробегом, то продано на 5% больше, чем в 2020-м, с точки зрения цен вторичный рынок поднялся до 40%. Особенно удачно росли «китайцы». Считаю такое подорожание б/у машин колоссальным событием в автосфере. Любопытно, что никаких серьезных предподсылок к тому не было, не считая роста цен на новые автомобили в силу снижения предложения из-за проблем с комплектующими. Больше на рост цен повлиял только образовавшийся дефицит авто с пробегом в России как таковых. По аналитике Автостата и Auto.ru количество предложения на классифайдах за год упало в 2021-м на 40%. Если считать рынок б/у очень конкурентным, то эластичность по цене так и сработала.
Первыми взлетели цены на наиболее востребованные автомобили – почти вся Toyota, также эконом-класс B и C всех брендов, популярнейшие модели отдельных марок. Затем подтянулась стоимость авто люкс-класса и всех остальных. Плюсом в пробег пришли клиенты с новых автомобилей, недовольные ценой с допами. Картина в этом плане в Омске особо не отличалась от общероссийской, хотя мы чуть больше зависим от экспорта из других городов, а предложения в городе у нас никогда не бывает много. Коллапс был повсеместный и двигался с западной части России, поэтому перегонять автомобили из других регионов стало невыгодно. Сработал классический «крест Маршалла» из экономической теории: насколько упало предложение, настолько повысились цены. Расти они начали весной 2021-го, продолжали это делать летом и окончательно закрепились на новом уровне осенью.
Ожидаемого отскока цен не случилось, как в 2014 году, поскольку это актуально только при резком повышении, а оно, как я уже говорил, длилось на протяжении года и не являлось следствием девальвации или инфляции. Сейчас продажи идут по тем же ценам, которые установились осенью 2021-го. Слабая доступность автомобилей при стабильном спросе все так же актуальна и в ближайшем будущем сохранится. Это связано еще и с тем, что особо популярные модели производства 2011-2016 годов в недостаточном количестве ввозились в Россию новыми в те года, а прямой импорт б/у закрыт высокими таможенными пошлинами. Напомню, что в 2012-2014 гг. поставки в Россию падали в два раза!
Дальнейшего роста цен не предвидится, учитывая формулу «постгарантийный автомобиль должен стоить на 25-30% дешевле нового». До прошлого года в России этот гэп составлял 40-50%, и в 2021-м мы ростом цен приблизились к общемировому вышеуказанному показателю. Автомобили с пробегом дешевыми не будут, в норме они теряют по 5% стоимости в год. Многие омичи воспользовались ситуацией, когда они могли продать свою машину в 1,5 раза дороже, чем ее приобретали, и активно меняли своего железного коня на вариант классом повыше. Автомобили, купленные в прошлом и позапрошлом году, – сейчас очень хорошие инвестиции.
На 2022 год аналитики прогнозируют рост рынка на 5%, но это прогноз некорректный, потому что автоотрасль нынче зависит не от продаж, а от производства и логистики. Продолжится дефицит полупроводников, дефицит драгметаллов, скорее всего магниевых сплавов, нарушение логистических цепочек. Впрочем это ни на что не повлияет – расти ценам уже некуда, а в нашей стране за этим будет пристально наблюдать ФАС и возвращать ситуацию в нормальное русло, надбавки на допы уже исчезают. В Россию зайдет несколько брендов электрокаров, нас ждет много новинок. Будет расти доля официальных продаж автомобилей с пробегом через автосалоны: сейчас они занимают в Омске 10% рынка, в Москве и других крупных российских городах перевалили за 40%, в Европе – за 50%.
Ранее колонка была доступна только в печатной версии газеты «Коммерческие вести» от 26 января 2022 года.