Все рубрики
В Омске четверг, 18 Августа
В Омске:
Пробки: 4 балла
Курсы ЦБ: $ 60,7552    € 61,8322

Светлана ШЕВЧЕНКО, архитектор: «В 2020 году появился новый генплан, в котором нет магистралей с непрерывным движением транспорта, существующий аэропорт Центральный остается на своем месте»

3 апреля 2022 13:36
15
3722

Новый генплан принят на 20 лет без учета предыдущих документов, по которым ранее развивался город. 

Общественная палата Омской области провела круглый стол «Будущее города Омска глазами архитекторов», посвященный исторической оценке и долгосрочным перспективам пространственного развития города Омска.

Представляем читателям выступление заслуженного архитектора РФ, зама главного архитектора Омска в 2005-2018 гг. Светланы ШЕВЧЕНКО:

— Мне, как архитектору, проработавшему в Омске почти полвека, безусловно, небезразлично будущее нашего города. Прежде всего меня волнует вопрос преемственности градостроительного развития Омска. Документом территориального планирования города на долгосрочный период является генеральный план. Учитывая его предполагаемую реализацию – как правило 20-30 лет – это основной документ с обоснованиями и расчетами на указанную перспективу.

Первым послевоенным документом по развитию города стал генеральный план, разработанный специалистами одного из ведущих институтов страны «Гипрогор» (Москва). Этот генплан в 1970 году был утвержден Советом Министров РСФСР. Тогда Омск еще не был городом-миллионником, имел линейное расположение вдоль правого берега Иртыша от нефтезавода до Порт-Артура. При этом основой для расчета градообразующей базы стали крупные промпредприятия, появившиеся в Омске в военные и послевоенные годы. Крупной площадкой для строительства жилья были свободные территории Левобережья. Точный расчет по перспективной численности населения, выполненный в генплане, полностью сбывается уже в 1975 году – Омск становится миллионником.

Учитывая размещение крупных производственных предприятий на Правобережье, а жилья на Левобережье, генпланом обосновывается строительство транспортных артерий, мостов, связывающих территорию города в единое компактное пятно. Именно в генплане 1970 года предлагается строительство Омского метрополитена как скоростного транспорта для города с учетом размещения мест приложения труда и спального района Левобережья.

По истечении срока действия генплана 1970 года специалистами института «Омскгражданпроект» совместно с тем же институтом «Гипрогор», с участием других профильных институтов разрабатывается новый генплан на следующие 20 лет. Проведя анализ реализации генплана, специалисты подтверждают необходимость строительства метрополитена, прорабатывается развитие улично-дорожной сети города с общегородскими магистралями регулируемого и непрерывного движения.

Прошло чуть больше десяти лет. И вот в 2020 году утверждается новый генплан, в котором делается вывод, что метрополитен Омску не нужен, хотя строительство его было приостановлено только из-за отсутствия финансирования. Нет и магистралей с непрерывным движением транспорта, существующий аэропорт Центральный остается на своем месте, несмотря на то, что он ограничивает строительство на прилегающих территориях, а региональная власть уже сейчас ищет инвесторов для продолжения строительства аэропорта Федоровка. Соответственно, нет предложений по перспективному использованию этой территории после выноса аэропорта.

Сохраняется и весь частный жилой сектор в центральной части города с узкими улицами, по которым невозможно проложить новые сети. Конечно, при выкупе земельных участков с ветхими домами у заказчика может появиться желание построить здесь высотки. На контрасте с коттеджами это не лучшее архитектурное решение в формировании качественной городской среды. И здесь как архитектор оптимальным вариантом я бы видела высокоплотную блокированную застройку четырех этажей, как таунхаусы по улице 2-я Кольцевая, но с квартирами эконом-класса. К сожалению, в новом генплане недостаточно реальных предложений по площадкам для комплексного жилищного строительства на указанный срок 20 лет. Заболоченная пойма I планировочного района по ул. Лукашевича требует большого объема намыва грунта, что значительно удорожает строительство жилья. Есть программа расселения ветхого жилья, но это отдельные участки. Кроме того уже сегодня в границах города не хватает земель для кладбищ, полигонов, размещаемых с учетом санитарных норм.

В этой ситуации возможны варианты. Например, вести работу по землям Минобороны, которые занимают 20% городских земель. Знаю, что это непросто. Но есть неиспользуемые территории, например 16 военный городок по ул. Панфилова, где у бывших складов выбиты окна. Или захламленная территория бывшего 22 военного городка, где на большей части его территории построен микрорайон «Полет», но до сих пор нет школы. Также можно проработать предложения по границам города при договоренности с Омским районом для создания Омской агломерации.

Градостроительные документы – это не просто «красивая картинка». Если это документ, прошедший публичные слушания и утвержденный представительным органом власти, то он имеет силу местного закона. Очень жаль, но приходится констатировать, что новый пакет градостроительных документов – генплан, правила землепользования и застройки –  принят на 20 лет без учета предыдущих документов, по которым ранее развивался город.

Ранее выступление было доступно только в печатной версии газеты «Коммерческие вести» от 16 марта 2022 года.



Комментарии
124 5 апреля 2022 в 12:31:
Нет, правильно в советское время генпланы делал Гипрогор, а местные архитектурные силы были на субподряде. Потому что государство финансировало генеральные планы и несло ответственность за их исполнение. Если проектировщики и исследователи решили, что нужно метро (ну плюс 1-2 варианта на замену метро), и это принималось, то государство резервировало деньги на метро, чтобы когда-нибудь построить. А потом регионы кинули на выживание: есть спонсоры и «заинтересованные лица»- делайте набережные, мосты, острова, хоть черта лысого. А Федерация посмотрит, на что денег дать, если будем хорошо просить. Вот было в тренде — «дороги и КГС» — вот вам средства на дороги и скверы. Был тренд на экологию и утилизацию мусора и.. провалился. Потому что экология это образ жизни, а не разовая акция.Будет тренд на возрождение деревянного зодчества — хорошо, но зодчество не доживет.
*** 5 апреля 2022 в 02:17:
и если вчитаться в пзз, то окажется, что и уплотнение малоэтажной застройки (т.н.«частного сектора») о котором говорит Светлана Григорьевна как архитектор до 4х этажей — тоже возможно, только не путём массового выкупа и сноса, а освоением с учетом существующих земельных участков, силами собственников как соинвесторов — и тогда понятно, почему в генплане эти зоны не стали многоэтажной застройкой — чтобы жителям и собственникам дать самостоятельно развивать свои дома, а не выстраиваться в очередь в департамент за отклонениями и изменениями зонирования. Этот же шаг даст возможность асфальтировать и строить там улицы, которые 15 лет были под запретом в ожидании «регенерации».
*** 5 апреля 2022 в 02:12:
Анастасия, понятно, что это прямая речь и КВ одно из редких изданий, которое способно эту речь передать, но кажется, учитывая и ранние публикации о генплане (эта риторика про отсутствие стратегических предложений и у Н.П.Шалмина есть, и у клуба Мегаполис), что важно вчитаться в материалы обоснования генплана и представить точку зрения того же ИТП Град. Там, конечно, есть определенные «лозунги», но и предложений достаточно. Как минимум решение убрать магистраль из устья Оми, по сравнению с генпланом 2007, кажется реально стратегическим.
Николай 4 апреля 2022 в 17:54:
Что ж в вас столько злобы,безымянные комментаторы? Опытный специалист(звание Заслуженный присваивается Президентом за заслуги) переживает за будущее нашего с вами города, говорит что нет последовательности в развитии.И сразу горы мусора на архитектора и на генплан...А Буртебаева- это та,что построила дом самовольно, без всяких разрешений. Я помню,как она всех обвиняла. И вдруг нашла виноватых чиновников,которые *нарисовали генплан за 2 дня*.
Юрий 4 апреля 2022 в 17:05:
Пора бы предусматривать кольцевые автодороги вокруг центра, как в крупных городах.
124 4 апреля 2022 в 13:17:
Игорь. Исправьте дату постановления совмина РСФСР №139 от 03.03.7018. Это важно, если до 1975 года, то метро Омску еще не полагалось.
Анастасия Павлова 4 апреля 2022 в 12:47:
***, привела выступление заслуженного архитектора РФ, как говорится, без купюр. с проверкой фактов у нас в редакции проблем нет. боюсь, что если не давать респондентам ошибаться, то умрёт такой жанр как «репортаж из зала суда», «репортаж из горсовета» и так далее. мы ретрансляторы информации, уважаем наших читателей, которые, я уверена, в состоянии сделать выводы из прочитанного сами, без моих убогих подсказок...
киви 4 апреля 2022 в 12:31:
то, что аэропорт остается — хорошо. Пойма на ЛБ застраиваться не должна. Это обломитесь. И дорого, и бессмысленно. Без метро тоже проживем, скоростной трамвай штука тоже дорогая и трудная, но более реальная. А вот дороги расширять надо.
Игорь 4 апреля 2022 в 11:38:
А вот что на самом деле написано в постановлении Совмина РСФСР №139 от 03.03.7018. Использование троллейбуса, автобуса и трамвая в качестве основных видов городского транспорта; строительство линий скоростного трамвая.
Игорь 4 апреля 2022 в 11:34:
Именно в генплане 1970 года предлагается строительство Омского метрополитена как скоростного транспорта для города с учетом размещения мест приложения труда и спального района Левобережья.Это прямая ложь
Двор оковский 4 апреля 2022 в 11:01:
Ах как Света брала подношения за архитектурные дела! Всех пришедших посылала к мужу! Вот семейный подряд в действии во вред Омичам.
Айгуль Буртебаева 3 апреля 2022 в 16:10:
Не уважаемая С. Шевченко!. Я, Вам задавала этот вопрос на всех совещаниях. Вам не совестно за старый ГП? Который был нарисован за полмиллиарда и за 2 месяца? Для сравнения новый ГП за 54 миллионов! С 2006года ГП провисел без дела в Д. Арх. Из-за своей неактуальности и не нужности. Вы с Вагиной ловили депутатов в коридорах ОГС, чтобы подписали документы. Рисовать вам пришлось не выходя из своих кабинетов. Нарисовали отвратительно и мы к сожалению получили мертворожденный ГП. Завтра я более подробно напишу в ЛК. Вам бы сидеть молча. так нет. Вы в старом ГП с дуру нарисовали двухуровневые дороги в Старом Кировске, загнали 30% населения в зону ИТ2. Люди бросали жилье и земельные участки и уходили в некуда. Метро нарисовали и много лет в эту пропасть уходили бюджет ные деньги. В смысле в карманы Полежаева и К. Это люди настоял на актуализации ГП. ПОЭТОМУ И РОДИЛСЯ НОВЫЙ ГП — УМНЫЙ, ЖИВОЙ И ГИБКИЙ. Для жителей! Если необходимо. то возможно вносить изменения раз в 3года.
Ау, три звёздочки *** 3 апреля 2022 в 14:51:
А Вы мальчик, или девочка, или гибрид? Давайте начнём дискуссию с проверки и установления энтого факта.
*** 3 апреля 2022 в 14:36:
В материалах обоснования есть схема по предложениям, в том числе на аэропорт. В утверждаемую часть это не внесено, так как решения по Фёдоровке до сих пор нет, также как и по метро. Схема опубликована на сайте генплана.у уважаемых архитекторов проблема с ознакомлением с проектом какая-то возникла, а у редакции — отсутствие проверки фактов?
Анатолий Генрихович Пиль 3 апреля 2022 в 13:54:
Какие итоги старого генплана? Город встал в пробках (браво проектировщики), размазали коммуникации в километрах, что привело к удорожанию содержания их. Город стал некомфортным для проживания, из него потянулись обеспеченные люди (да-да-да, те, у кого есть имущество и деньги), сократился платежеспособный спрос, и далее потянулись все остальные. Вот итог этого генплана. Выкинуть в мусорку его. И делать что-то по другому. Может станет лучше.
Показать все комментарии (15)

Ваш комментарий


Наверх
Наверх
Сообщение об ошибке
Вы можете сообщить администрации газеты «Коммерческие вести»
об ошибках и неточностях на сайте.