Либо это выдача аудиторского заключения без проверки финансово-хозяйственной деятельности предприятия, либо параллельно с договором на аудит заключается договор на консалтинговые услуги с добавлением еще одного нолика к сумме.
Экономические катаклизмы последних лет неизбежно обернулись проблемами и для отечественных аудиторских компаний, ведь многие предприятия, банки, страховые организации, застройщики постепенно банкротились. Если изучить происходящее в отрасли, становится понятно, что дальнейшее сокращение числа игроков рынка, похоже, неизбежно.
О причинах эксперты скажут ниже, а пока официальная статистика от Министерства финансов РФ (данных за 2021 год, к сожалению, пока нет): на начало 2018 года в стране было 4,2 тысячи аудиторских организаций, на начало 2019-го 4,1 тысячи, на начало 2020-го 3,9 тысячи, а уже к концу пандемийного года – 3,6 тысячи. Количество аудиторов с начала 2018-го по конец 2020-го сократилось с 19,6 тысячи до 17,5 тысячи человек. В Сибири в 2020 году насчитали 1,2 тысячи аудиторов. Средняя ставка за час работы аудиторской организации в стране составляет около 1,5 тысячи рублей, самые высокие расценки, естественно, в Москве – 2,5–3 тысячи рублей (без учета так называемой большой четверки Deloitte, PricewaterhouseCoopers, Ernst & Young и KPMG, среди клиентов которых самые крупные предприятия России – «Норильский никель», «Транснефть», «Северсталь», Банк России, РЖД, «Роснефть», ВТБ, «Русал», МТС, АФК «Система», СИБУР Холдинг», НОВАТЭК, АЛРОСА, «Аэрофлот» и так далее).
Новый порог для аудита
В Омске в реестр СРО «Содружество» (членство в СРО – обязательное требование для оказания профессиональных аудиторских услуг) входит 40 организаций. Крупных игроков, по оценкам их же соратников, девять. Сфера теряет матерых бойцов: так, например, легендарное ООО «Главбух» отказалось от аудиторского направления. Ее директор Ольга ЦОЙ назвала положение на рынке практически невыносимым для адекватной работы.
В чем же дело? В отрасли накопилось много проблем, причем часть появилась сравнительно недавно. Так, начиная с отчетности за 2021 год, от проведения обязательного аудита были освобождены организации малого бизнеса, имеющие доход менее 800 млн. рублей в год и активы менее 400 млн. рублей на конец 2021-го.
— В настоящее время положение на рынке аудита нестабильное. Крупнейшие аудиторские фирмы так называемой большой четверки со штаб-квартирой в Вашингтоне в связи с известными политическими обстоятельствами пока прекратили свою деятельность в России. Не секрет, что все значимые аудиторские проверки проводились именно их сотрудниками, поэтому их доля выручки на рынке аудита была очень весомой. Зачастую их интересы лоббировались и на законодательном уровне. Когда в Федеральный закон № 37-ФЗ «Об аудиторской деятельности» ввели новые параметры обязательного аудита, никто не подумал о том, что этот фактор практически сведет на нет деятельность остальных, так называемых периферийных аудиторских фирм. Произошел резкий отток клиентов, а новых, извините, в сложившейся экономической ситуации просто нет. В то же время возникла возможность работы с крупнейшими фирмами по договору субподряда, но предлагаемая оплата за выполнение работ была крайне минимальна, – сетует Наталья КУЗНЕЦОВА, главный аудитор ООО «АКФ «Стандар-Аудит».
Генеральный директор ЗАО «ИнвестАудит» Олег АМЕЛИН поясняет:
– Нововведение об отмене обязательного аудита для малого бизнеса с доходом менее 800 млн. рублей в год разрабатывалось под соусом как раз помощи малому бизнесу, освобождению его от очередного финансового бремени. Хотя стоимость аудита для компании с указанным заработком составляет в худшем случае сотую процента от оборота, то есть экономия на самом деле незначительная. Однако это отсеет с рынка аудиторских услуг более половины компаний, поскольку малый бизнес составляет большую часть наших клиентов. За последние годы аудиторских фирм осталось только чуть более трех тысяч, в Омске из примерно 150 – около 40. Не исключено, что некоторые клиенты большой четверки – крупные госпредприятия прервут сотрудничество, однако высокая квалификация ее работников позволит заняться другими заказами или создать собственные компании. Мы уже несколько лет прорабатываем создание сети российских аудиторских фирм, в которую войдут крупнейшие отечественные игроки, которая составила бы конкуренцию большой четверке, нынешняя ситуация лишь ускорила процесс.
Количество аудиторов в фирме и единый аттестат
Еще одни законодательные поправки предусматривают, что минимальная численность специалистов аудиторской организации должна будет подтверждаться только аудиторами по основному месту работы. Норма закона вступает в действие с 1 июля текущего года. По прогнозам экспертов, аудиторских организаций останется максимум 36% от текущего количества, то есть не более 1 200 на всю страну, а скорее всего и того меньше.
Далее. С 1 января 2022 года Центральный банк будет формировать реестр организаций, имеющих право оказывать аудиторские услуги общественно значимым организациям на финансовом рынке и обществам, раскрывающим информацию о себе в соответствии с Федеральным законом «О рынке ценных бумаг». К ним относятся банки, страховые компании, общества, чьи акции обращаются на фондовом рынке и т. д. В числе повышенных требований для вхождения в реестр организаций, оказывающих аудиторские услуги ОЗО, содержится условие о наличии в штате по основному месту работы не менее пяти аудиторов (из них минимум трем с так называемым единым аттестатом, выданным после 1 января 2011 года, который имеется у весьма ограниченного количества специалистов). А чтобы попасть в реестр организаций, имеющих право оказывать аудиторские услуги ОЗО на финансовом рынке, кроме всего прочего, потребуется уже не менее 12 аудиторов, из которых минимум трое должны быть с единым аттестатом. Указанные требования вступят в силу с 1 января 2023-го. Но игроки понимают, что уже в текущем году это радикально изменит ландшафт аудиторского рынка.
– Большинство фирм в нашей отрасли – это микроорганизации, где собственник, директор и главный аудитор – это одно и то же лицо, а остальные сотрудники, как правило, числятся по совместительству ради сохранения аттестата аудитора, на самом деле работая на других предприятиях главными бухгалтерами, финансовыми директорами. Таким компаниям придется либо уйти с рынка, либо объединиться. На мой взгляд, потеря таких фирм не ударит по отрасли, поскольку качество оказываемых ими услуг не соответствовало принятым международным нормам. В частности, это требует серьезного внутреннего контроля, а перепроверять сам себя единственный сотрудник, конечно, не сможет. «ИнвестАудит» готов принять под крыло несколько мелких игроков, мы уже ведем переговоры в том числе с фирмами из Новосибирска, Барнаула, с Урала, – делится АМЕЛИН. – Индивидуальных аудиторов уже удалили с рынка введением единого аттестата. Сейчас сдать экзамен на аудитора практически нереально – это занимает два-три года и еще до нынешних условий обходилось 300-500 тысяч рублей, включая сопутствующие расходы в виде перелетов в Москву и проживания там, стоимости непосредственно обучения. Только 20-30% обладателей старых аттестатов обзавелись корочкой нового образца, когда еще условия получения были упрощены. С тех пор новой крови в сфере аудита не появилось, профессиональный костяк неизбежно стареет, однако с учетом сокращения числа клиентов, полагаю, кадров хватит для закрытия потребностей бизнеса.
КУЗНЕЦОВА добавила:
– У меня масса вопросов к единому аттестату. Он позволяет проверять банки и фонды, страховые общества, и коммерческие предприятия, и бюджетные, и автономные. В общем, обладатель данного аттестата на все руки мастер! Но у каждого из вышеназванных предприятий свой, отличный от другого учет, свое налогообложение. Исходя из своего практического опыта я сторонник все-таки специализации в аудите, что позволяло иметь профессионалов более высокого класса при проверке в каждой отдельно взятой отрасли.
Кадровый кризис оказался неминуем.
— Повышение квалификации тоже стало формальностью, в то время как в мою бытность на наши вопросы отвечали профессора, авторы учебников, по которым мы учились. Сейчас расти аудитору очень сложно. За те ежегодные 40 часов, которые мы обязаны прослушивать, что-то действительно полезное извлечь для себя удается крайне редко. Планы для повышения квалификации не согласовываются с практикующими аудиторами, и в результате все сводится к формальному подходу. Не создана действенная система мотивации наиболее профессиональных и опытных работников с целью удержания их в аудиторской профессии. В последнее время наблюдается и дефицит квалифицированных кадров в области бухгалтерского учета – даже на должность помощника аудитора трудно подобрать кандидатуру, – признается главный аудитор ООО «АКФ «Стандар-Аудит».
Демпинг на тендерах
Невозможно не отметить и проблему, которая пока не нашла отражения в изменениях законодательства. Речь о процедурах конкурсного отбора аудиторской организации для обществ с долей государства в уставном капитале 25% и более.
— Аудиторские услуги в нашей стране стали единственными, договор на оказание которых заключается госкомпаниями и обществами с долей госсобственности по процедурам федерального закона о контрактной системе, используемого для госзакупок за счет бюджетных средств. В условиях, когда ни от организаторов конкурсов, ни от их частников не требуется раскрытия обоснования как начальной цены, так и цены предложения; когда заказчик ограничен в правах по применению антидемпинговых мер; когда нет никакой нижней границы снижения цены участниками; когда участники конкурса в лице аудиторских организаций, стоимость услуг которых зависит прежде всего от их репутации на рынке, при проведении конкурса лишены каких-либо признаков идентификации, получить гарантию того, что результат будет соответствовать целям и задачам аудиторской деятельности, увы, не приходится. При этом стоит добавить, что заказчик не может даже убедиться в самом факте оказания услуги по проведению обязательного аудита, – поясняет в «Бизнес-Онлайн» Сергей НИКИФОРОВ, член экспертного совета по законодательному обеспечению аудиторской и контрольно-ревизионной деятельности при комитете ГД РФ по финансовому рынку.
По словам эксперта, применяемые процедуры по конкурсному отбору аудитора во многих случаях вместо защиты общественных, в том числе государственных, интересов решают по большому счету две совершенно иные задачи:
– Первая заключается в том, что общества с госучастием получают легальную возможность, если начальная цена конкурса будет установлена неоправданно низкая, фактически уклониться от обязательного аудита, заменив реальное его проведение на некую имитацию. Другая задача – это фактическое злоупотребление правом недобросовестными аудиторскими компаниями, массово рассылающими заявки на все конкурсы подряд с ценами, по которым заведомо невозможно провести аудит в соответствии с установленными требованиями. И заказчик, если победителем конкурса стала аудиторская организация, предложившая условия, при которых нельзя реально провести аудит, хоть с 99% снижением начальной цены, не имеет возможности отказать ей в заключении договора.
Это в полной мере касается и Омска.
— В Омске есть фирмы, готовые за 30-50 тысяч рублей выполнить то, что на самом деле должно стоить минимум 200-300 тысяч. На тендерной площадке неизменно побеждают те, кто на самом деле работает дешево и некачественно. К нам нередко обращаются представители компаний с просьбой грамотно проверить отчетность, поскольку они искренне заинтересованы в правильном оформлении. Получается, что им приходится тратиться дважды – объявлять торги, согласно закону, а потом повторно заказывать услугу, только на этот раз в виде консалтинга, – рассказывает АМЕЛИН.
КУЗНЕЦОВА подтверждает распространенность демпинга на нашем аудиторском рынке:
– Если проследить историю конкурсов в Омске, то можно выявить пару фирм, которые постоянно выигрывают торги. При этом цена за проведение аудиторской проверки за три года не превышает 25 000 рублей. Только эта цифра говорит о фиктивности сделки. Сумма 25 000 рублей – это заработная плата среднего бухгалтера в Омске в месяц, а здесь проверка не самого маленького предприятия по итогам трех лет! Следовательно, либо это выдача аудиторского заключения без проверки финансово-хозяйственной деятельности предприятия, либо параллельно с договором на аудит заключается договор на консалтинговые услуги с добавлением еще одного нолика к сумме. Выявлением таких сделок обязано заниматься СРО, да и налоговые органы, и антимонопольную службу подобные факты тоже должны насторожить. Кроме того, непонятно, как вновь созданные фирмы будут участвовать в конкурсах, ведь у них отсутствует возможность предлагать адекватную цену. Это говорит о том, что новые игроки на рынке аудита вряд ли появятся.
Про «Содружество»
Кстати, все вышеозвученные сложности следовало бы действительно решать упомянутому СРО «Содружество» – к слову, единственному на рынке. Однако к нему у игроков рынка немало нареканий.
— Учитывая, что на рынке осталась одна СРО аудиторов, она ужесточила контроль за игроками. Ранее при избыточном давлении компания могла перейти в другое СРО, но сейчас такая возможность отсутствует. «Содружество» прикладывает усилия для чистки рядов, лоббируя изменения в законодательстве. Недобросовестных участников, возможно, и получится выгнать из профессии таким образом, но под удар могут попасть и добросовестные компании. По факту все ключевые должности в СРО занимают в основном представители большой четверки, а также топ-менеджеры топ-30 аудиторских фирм страны. Естественно, они заинтересованы в выдавливании с рынка малых и средних аудиторов, считая, что России будет достаточно 30-50 аудиторских компаний, – объясняет АМЕЛИН.
— Клиентам нужны отчеты аудитора с выявленными ошибками в учете и налогообложении, с рекомендациями по их устранению, а аудиторским фирмам навязываются еще и так называемые рабочие документы, которые необходимы только при проведении внешнего контроля качества со стороны СРО или казначейства. Причем единый стандарт по рабочим документам так и не разработан. Это еще один камушек в наше СРО, – добавляет КУЗНЕЦОВА.
Татьяна ЩЕРБАНЬ, исполнительный директор ООО «Фирма Аудитинформ», уточняет:
– В силу Закона об аудиторской деятельности, принятого еще в 2008 году, реализация аудитором конституционного права на труд возможна лишь при условии его персонального членства в монополии – СРО ААС. При этом аудитор обязан ежегодно уплачивать членский внос (2-3 тысячи рублей). Данный закон порождает конфликт: конституционная добровольность членства в некоммерческой организации заменяется на обязательность. Аудитор как владелец квалификационного аттестата аудитора оказывается дискриминированным по сравнению с рядовым экономистом или юристом, которые также вправе осуществлять профессиональную деятельность в составе аудиторской организации, но аудитор при этом обязан быть членом СРО ААС. На мой взгляд, аудитор должен иметь право выбирать, желает ли он быть членом СРО ААС или нет – без риска утраты своего статуса аудитора.
ЩЕРБАНЬ полагает, что членство в СРО аудиторов ничего не добавляет и без того специальной правоспособности аудитора, вытекающей из наличия у него квалификационного аттестата:
– Отдельного внимания заслуживает обязательность дорогостоящего обучения по программам ежегодного повышения квалификации в образовательных учреждениях, аккредитованных при СРО ААС. По сути, СРО монополизировало рынок образовательных услуг, поддерживающий плату за участие в вебинарах на уровне 9-11 тысяч рублей. Таким образом, ежегодные и по сути вмененные расходы аудитора за право работать по выбранной специальности составляют 11-14 тысяч рублей.
По словам ЩЕРБАНЬ, существует целый ряд проблем, возникших из-за монопольного статуса СРО ААС. Так, в 2021 году Ассоциация установила заградительный вступительный взнос для аудиторских организаций – 150 тысяч рублей (увеличив с 3000 рублей). Экономического обоснования взноса аудиторы, по их словам, так и не увидели. В том же году организация разработала, а с 2022 года, возможно, техническим решением правления введет в действие дисциплинарный кодекс, согласно которому даже за незначительные нарушения требований локальных нормативных актов СРО ААС его члены могут быть подвергнуты штрафу в размере до 500 тысяч рублей. У подавляющего большинства аудиторских организаций такие суммы штрафов сопоставимы с размером годовой выручки:
– СРО ААС в локальных нормативных актах культивирует понятие «безупречной деловой репутации». За любой порок (а его значимость произвольно определяется субъективным мнением ассоциации, например, негативные высказывания в адрес руководства, низкие в понимании СРО цены на аудит) аудитор может быть лишен квалификационного аттестата. Курс, выбранный СРО ААС, направлен не на популяризацию, сохранение и повышение статуса профессии, а на вытеснение аудиторских организаций и аудиторов с рынка и из профессии, что в итоге скажется на пользователях наших услуг, которые будут вынуждены платить за аудит в разы больше.
По данным исполнительного директора ООО «Фирма Аудитинформ», только 97 проверенных СРО аудиторских организаций и ИП в стране не допустили в своей деятельности существенных нарушений, а это 10,5% от общего количества объектов плановых проверок на 2021 год:
– 89,5% аудиторских организаций и ИП – нарушители закона! А точнее, локальных нормативных актов, разработанных СРО ААС. И эти 89,5% членов СРО ААС (если проецировать статистику на всех членов некоммерческой организации) будут подвергнуты дисциплинарным взысканиям – на усмотрение правления СРО. СРО ААС не только не отстаивает интересы своих членов на уровне законодательных и исполнительных органов власти, но и не проявляет никакой активности в части защиты аудиторского бизнеса от негативных последствий пандемии коронавируса. Напротив, в 2021 году ассоциация на треть повысило количество проверок внешнего контроля качества работы – невзирая на то, что в период пандемии доходы аудиторских компаний резко сократились.
Выводы
Что мы имеем в итоге? Аудиторский рынок сжимается – на фоне повального банкротства предпринимателей многие муниципальные компании акционируются и уже не выходят на официальные торги. Но ситуация может еще усугубиться – звучат предложения и вовсе отменить обязательный аудит, который предприниматели приравнивают к любой другой проверке. На время пандемии многие операции надзорных органов были приостановлены, поэтому деловое сообщество добивается поблажек и в области аудита. Игроки же рынка резонно полагают, что независимый аудит – неотъемлемый элемент рыночной экономики, он проводится в интересах не только прав инвесторов, но и в общественных, включая интересы государства, а также в целях обеспечения экономической безопасности РФ, поэтому до отмены все-таки не дойдет.
– Именно аудит позволяет предприятиям избежать грубых ошибок в бухгалтерском и налоговом учете, именно юристы аудиторских фирм отстаивают позиции клиентов в арбитражных судах. Но заинтересованность у государства в расширении деятельности аудиторских организаций довольно низкая. Ведь аудиторские фирмы могли бы работать и по заданию ОБЭПа, КРУ, ФСБ и других фискальных структур. Не секрет, что профессионализм аудиторов в налоговых спорах зачастую выше. Но на сегодняшний день отсутствуют государственные расценки на аудиторские услуги. К слову сказать, вообще никаких расценок нет, – заявляет КУЗНЕЦОВА.
Как резюмирует НОВИКОВ:
– Сегодня на аудиторском рынке одновременно развиваются две противоположные тенденции. С одной стороны, можно констатировать, что в стране идет процесс профанации независимого аудита и его фактическая дискредитация, а также то, что в этот процесс большой вклад вносят сами аудиторы. Далеко не все из них могут избежать соблазна легких денег в ущерб коллегам и своей же профессии. С другой стороны, происходит процесс законодательного реагирования на проблемные вопросы аудиторской деятельности, на повышение ее эффективности. Проблема только в том, что этот процесс идет с большим опозданием и искусственным торможением, а на месте одной решенной проблемы успевают вырасти две новые.
Ранее обзор был доступен только в печатной версии газеты «Коммерческие вести» от 30 марта 2022 года.