Организаторы сравнивают ее с сочным арбузом в жаркий день – свежо и вкусно.
На прошлой неделе в Музее просвещения состоялась презентация выставки «Открывая парадную дверь…». В экспозицию вошли около ста фоторабот и несколько десятков антикварных предметов.
В центре внимания – дверь, парадная и не только. Дверь как вход в здание и портал во что-то новое и неизведанное. А еще важные элементы двери – ручки, замки, которые тоже предметы достаточно символичные.
Существует выражение: «Всё дело в деталях». Именно они вдохновляют фотохудожников, а после заставляют зрителей следовать за мыслью автора и создавать уже свое представление об увиденном.
Особого внимания создателей выставки удостоились, конечно, дверные ручки. Выставка начинается с серии, сделанной в 2008 году омским художником Евгением ДОРОХОВЫМ в Париже. Ручки в виде скрипичных ключей на дверях музыкального салона, в виде змеи, обвивающей кубок, – в аптеке. А еще загадочные русалки, величественные львы и многое другое. В центре французской столицы практически не встретишь дверей с безликими ручками, тем более одинаковыми. Там бережно сохраняют старинную архитектуру.
Кстати, история дверной ручки уходит корнями в глубокую древность. Первые ручки появились в IV веке до н.э. Это были еще простые скобы, не несущие эстетической нагрузки. Название «ручка» пошло из Рима, где этот предмет стали делать в форме руки. Считалось, что, открывая дверь, ты пожимаешь руку всему дому, тем самым выражая свое уважение хозяину.
Активное декорирование ручек началось в Раннем Средневековье и продолжалось в эпоху Возрождения. В замках появились ручки-молотки, имеющие зооморфную, орнитоморфную (звери, птицы) или орнаментальную форму. Ручка-молоток была предшественником современных звонков. Если постучать ее кольцом, звук раздавался по всему замку. Ручка-молоток из коллекции омских антикваров есть в экспозиции.
Постепенно в ручках стали использовать элементы гербов, нечто, что указывало бы на род деятельности владельца жилища. Стиль рококо привнес в их дизайн утонченные мифологические сюжеты, а ампир – имперскую атрибутику. Всё разнообразие европейских дверей и ручек можно увидеть на фотографиях Владимира СИДОРКИНА, который много путешествует и сейчас представляет снимки, сделанные в Италии, Чехии, Бельгии.
В российский мистицизм погружают черно-белые работы Михаила ПАХОТИНА и Евгения КАНАЕВА (Казань), выполненые в технике ручной печати. Серия «Секреты старого дома» Евгения КАНАЕВА вообще отпечатана на досках, что создает особую атмосферу. Но, к сожалению, сейчас снимки демонстрируются на бумаге.
Михаил ПАХОТИН предлагает вниманию зрителей удивительные вещи. Он утверждает, что незаметная дверь в здании Транспортной академии ведет в иные миры – надо только дождаться загадочного 35-го часа суток. А вот дверь дома №9 в Екатеринбурге. То ли на улице Пушкина, то ли – Горького. Дом стоит на перекрестке, и адрес у него настолько спорный и «зависший», что кто-то изобразил на его дверях самих классиков. «В мою честь могли бы и проспект назвать», – ворчит Пушкин. «Саша, иди ной на своей улице», – парирует Горький.
Кроме ручек, на дверях есть еще и замки.
– И вот тут, как сказал бы Михаил ЗАДОРНОВ, мы можем испытать гордость за наших, потому что те же амбарные замки, например, делали только в России, – говорит один из кураторов выставки ученый секретарь Музея просвещения Марина СКАНДАКОВА. – Их заказывали нам из Европы, поскольку там мастера делали в основном врезные замки. Наши же преуспели как раз в навесных. Они участвовали в различных ярмарках, на различных выставках, получали награды за свои изделия. В XIX веке были такие известные мастера, как Семен Рыженьков, Федор Варыпаев, которые имели целые артели. Это была очень трудоемкая работа и редкая профессия.
Сегодня всё, что касается дверных аксессуаров, стало несколько утилитарным, хотя интерес к индивидуальному декору все же возвращается. Некоторые даже делают его самостоятельно, украшая двери и ворота оригинальными деталями. Такие моменты подметил в Омске Олег ДЕРКУНСКИЙ.
Думается, что после увиденного в экспозиции зрители тоже будут обращать больше внимания на подобные вещи. Как говорится, «ваша жизнь уже никогда не будет прежней». Она точно будет интереснее.
Выставка работает до 31 июля.
Фото © Алексей ОЗЕРОВ