«Грамотно выстроенный личный бренд помогает привлечь клиентов, готовых переплачивать за ваше имя».
29 сентября в Экспоцентре состоялся деловой форум «PROмск». В первой части шестеро молодых омских предпринимателей поделились с участниками своим опытом ведения и расширения бизнеса в рамках нашего города, других регионов и стран. Вот что, например, рассказала руководитель шоурума Irina Ruman boutique Ирина РУМАН:
— Начала я заниматься предпринимательством в 2013 году – мне исполнилось 18 и я переехала в Омск из поселка Черлака. Училась на вечернем отделении, чтобы совмещать получение образования с работой. Только за первый год потрудилась консультантом в трех магазинах, секретарем, оператором в колл-центре. Но все это время меня не покидало желание работать на себя, и я стала мастером по наращиванию ресниц. Пять лет занималась этим – спустя два года работы на дому арендовала помещение.
Сейчас я блогер более чем с 50 тыс. человек подписчиков, несмотря на то, что ориентируюсь только на омскую аудиторию. У меня собственный бутик одежды – три года назад запустила именной бренд. Отшиваю коллекции здесь же, в Омске. Правда, первый бутик открывала я на шестом этаже офисного центра, конечно, проходимость была почти нулевая. Но благодаря стабильному пулу поклонников, удалось создать большой шоурум в самом центре города (Ленина, 20) с классным сервисом. Второй бутик в Омске открывать не планирую, чтобы не терять эксклюзивности, лучше сразу пойти в другие регионы.
Также я автор онлайн- и офлайн- курса по развитию бренда в соцсетях. Что такое личный бренд? Публичный образ человека, через который транслируются его мысли, чувства, помогающие развивать его бизнес, продавать товары и услуги. Человек, зарабатывающий миллионы, ничем не отличается от человека, зарабатывающего 20 тысяч рублей. Ничем… кроме использования личного бренда.
О наполнении можно говорить много, скажу лишь о тренде текущего года: это должна быть живая страничка с настоящими людьми, настоящими эмоциями. Видеоконтент более популярен, чем фото-, поскольку обеспечивает большее погружение в вашу личность, в ваш бренд. Определитесь с тематикой позиционирования. У меня мультиблог: я освещаю абсолютно все сферы своей жизни – интересы, семью, работу. Но есть и экспертные блоги: например, у профессионального фитнес-тренера 80% контента посвящено тренировкам и питанию. Однако блог не может состоять из постов только на одну тему. Вы должны понимать, что клиент заходит в социальную сеть не для того, чтобы что-то купить, а насладиться развлекательным контентом.
Блог должен отражать вас глубоко, а не поверхностно. Поверхностных блогов очень много. Думаю, идеальное соотношение: личный контент 20%, 80% коммерции. Совсем отказываться от демонстрации себя как личности нельзя, вы как руководитель, как предприниматель, должны представлять свой бренд, быть знакомым для своего клиента. Поймите, что ваша личность всегда интереснее любой даже экспертно раскрытой темы. Людям важно понимать, у кого они покупают.
Интересная жизнь не равно интересный контент. Часто слышу возражения: «Вот у Маши насыщенная жизнь, она часто летает отдыхать, у нее столько занятий, а что делать мне с моими дом-работа-дети?». Но даже интересную жизнь нужно уметь подать. Главное – заинтриговать, раскрыть тему. Наверняка вы знаете множество мамочек в декрете, у которых очень популярные блоги – нужно затрагивать боли клиентов, отвечать на их вопросы.
Только наполнив блог, стоит заниматься его продвижением. Ошибка начинающих предпринимателей – вкладывать большой объем средств в раскрутку своей полупустой странички, то есть попросту сливать бюджет. Лично я ни копейки не вкладывала в свое продвижение в социальных сетях. Самые действенные бесплатные инструменты – реклама у других блогеров по бартеру, съемка коротких креативных видео. Из платных отмечу, конечно, таргет и, опять же, рекламу у популярных блогеров. Хотя повторю, я не пользовалась этими инструментами, в том числе продвижением на радио или телевидении. Полагаю, это все впереди. Рекомендую заводить блоги сразу на нескольких площадках: как показала недавняя практика, какие-то соцсети могут попасть под запрет, поэтому лучше органически развиваться сразу в нескольких направлениях.
Поделюсь правилами, которыми я руководствуюсь при ведении своего блога. Первое: быть искренней и открытой со своей аудиторией. Чем больше вы раскрываетесь, тем более мощную и столь же честную отдачу получаете. Второе: не пропадать из сториз дольше одного дня – иначе можно попрощаться со своими охватами. Над контентом нужно заморачиваться ежедневно. Третье: не брать в рекламу то, что не соответствует моим принципам, требованиям к качеству. Не секрет, что блогеры неплохо зарабатывают на рекламе. Но блог в первую очередь помогает развивать собственный бизнес, а уже потом использует чужие рекламные предложения. Здесь важно не подорвать доверие аудитории, иначе и к вашему продукту будут относиться настороженно. Также личный блог позволит вам стать наставником, помогать другим людям и тоже на этом зарабатывать, например на продаже своих курсов.
На что влияет личный бренд? На выстраивание репутации, на скорость роста вашего бизнеса, на скорость роста ваших новых деловых направлений, на выбор партнеров для сотрудничества, на прямые продажи. Грамотно выстроенный личный бренд помогает привлечь клиентов, готовых переплачивать за ваше имя. Чем раньше вы начнете развивать личный бренд, тем быстрее вас начнут узнавать, приглашать на различные форумы, создавать разные коллаборации. Думаю, это необходимая история для каждого предпринимателя. Особенно это доказала пандемия, когда ставки на проходимость по понятным причинам не оправдывались: выжили и даже нарастали прибыль те бренды, которые развивали странички в социальных сетях. Кстати, мы пандемию пережили спокойно. Пришлось эвакуировать товар, распродавать его из дома, заниматься доставкой – этим были заняты в коллективе все, включая меня. Теперь у нас все стабильно.
Я за оптимизацию всех бизнес-процессов – сокращение потраченных времени и финансов. Например, съемка одежды для аккаунта моего бутика обходится нам 1500 рублей. Мы берем просто обученных девушек, а не профессиональных моделей, сами же фотографируем. Блоги также ведем я и мои консультанты, без специально нанятых помощников. Считаю, такой подход и позволил нам в кризисное время полностью сохранить пусть и небольшую, но сильную команду, удержать достойную заработную плату. Не забывайте, что каким бы замечательным ни был ваш блог и сам ваш продукт, без первоклассного сервиса все это теряет смысл. Поэтому за сотрудников надо держаться. Настоящий сервис выходит за пределы стандартов. Когда в салоне одежды с вами вежливо прощаются, отдавая покупки, желают хорошего дня – это не сервис, это норма. Мы, например, бесплатно даем с собой воду или кофе, какие-нибудь подарочные купоны.
Сейчас люди в хорошем смысле избалованы обилием интересных блогов, коммерческих страниц, поэтому важно создать искреннюю, красивую картинку. В своем блоге я показываю то, чем занимаюсь, в чем разбираюсь, над чем работаю. Комментирую актуальные события, делюсь своими соображениями и наблюдениями. Показываю своих друзей, коллег, членов семьи, свое окружение. Мне, как и многим, было сложно поначалу открывать свою личную жизнь, но ощутив теплую отдачу от подписчиков, которые восемь лет смотрят мой блог, я поняла, что не смогу перестать этим заниматься. Подписчики буквально моя вторая семья, а семью не бросают!
Ранее стенограмма выступления была доступна только в печатной версии газеты «Коммерческие вести» от 5 октября 2022 года.