PROмск: предприниматели откровенно о бизнесе.
На форуме для предпринимателей и самозанятых «PROмск» в конце октября опытом создания и развития бизнеса поделились несколько участников. «Коммерческие Вести» предлагают запись выступления владельца компании «FUMIKO» Александра КОВАЛЕВСКОГО:
– Я являюсь основателем и президентом делового клуба «Эталон», а также основателем компании «FUMIKO», которая занимается производством контрактной потребительской электроники под собственной торговой маркой и реализует ее на территории Российской Федерации. У меня есть ученая степень кандидата технических наук.
Организация представлена розничной сетью из 20 магазинов, расположенных практически во всех районах нашего города, а также есть 5 магазинов-партнеров в Омской области и один в Симферополе. Ассортимент насчитывает порядка 3,5 тысячи SKU, из них наша торговая марка – порядка 500 SKU. За год продаем более миллиона единиц товара «FUMIKO» – это колонки, пауэрбанки, наушники, флэшки, карты памяти, зарядки, коврики. Ассортимент будет и дальше расширяться. Организация представлена на маркетплейсах Ozon, Wildberries, Авито, Яндекс Маркет, МегаМаркет, KazanExpress.
Так было не всегда. В 2011 году я принимал решение, куда идти, потому что в тот момент одновременно был занят тремя сферами и спал порядка четырех часов в сутки на протяжении нескольких лет. Во-первых, занимался бизнесом. У меня с 2009 по 2011 год был фитнес-клуб. Сомнительное мероприятие, потому что из 24 месяцев 23 были убыточными. Я сам покрывал минусы, что отражалось на качестве моей жизни. Во-вторых, в тот момент я защитил диссертацию по специальности «Технология машиностроения» в ОмГТУ. У меня были варианты продолжения карьеры в этой области. И в-третьих, я работал в найме. До 30 лет был коммерческим директором в иностранной компании. Но желание быть более свободным натолкнуло меня на мысль, что нужно что-то сделать с бизнесом. Я немного переосмыслил имевшиеся результаты и понял, что два года – это была бизнес-учеба, на которой я отработал все навыки ведения бизнеса, осознал, что такое бухгалтерия, увеличение ассортимента, емкость рынка, и теперь могу двигаться дальше.
И в 2011 году я создал компанию «Клик55». Первым товаром была фотобумага. В фитнес-клубе, чтобы увеличить доходность, вводил в ассортимент фотопечать и заметил, что фотобумагу в Омске практически нигде не купить. Проанализировал российский рынок, договорился с Новосибирском на первую партию на тысячу долларов (тогда это было 30 тыс. рублей). Привез ее к себе домой. У меня тогда не было ни помещения, ничего. Находил клиентов по 2ГИС, встречался, продавал. Размещал объявления на онлайн-ресурсах. Когда появились постоянные клиенты, я снял первое помещение. Хотелось чего-то крутого. Мне таким показался «Континент».
В 2012 году мы вводим в ассортимент немного электроники – флэшек, мышек, клавиатур, наушников. В 2013 году – сублимацию. Это заготовки, на которые методом сублимации наносится изображение, – футболки, тарелки, кружки. В 2015 году создаем торговую марку Life. Мы ее не зарегистрировали, как и «Клик55». Теперь таких ошибок не допускаем. В 2015 году постепенно расширяли ассортимент, делали ребрендинг. В 2019 году открыли 8 розничных магазинов, в которых, как правило, продавали потребительскую электронику. Магазины позиционировали как дискаунтеры, цены были ниже AliExpress, например, у нас можно было кабель для зарядки телефона купить за 6 рублей, защитные стекла – за 25 рублей.
28 сентября 2020 года я регистрирую ТМ «FUMIKO». В 2021 году мы открываем 17 магазинов. И это не все. Пока все смотрели новогодние программы и ели салаты, я задумывал убрать сублимацию, которая на тот момент составляла порядка 40% нашего оборота, и все деньги вложить в электронику, потому что мне это направление казалось наиболее перспективным. Из уроков, которые получил в фитнес-клубе, понимал, что надо своевременно сменить рынок – уйти в электронику, потому что она есть у каждого и по нескольку продуктов. Для этого нужно было чем-то пожертвовать. 11 января я объявил о своем решении. Прошло 6-7 месяцев, и из 12 торговых представителей у меня остается один. Все остальные уволились, не справились, оборот упал, фирма просела. Нужно было набирать команду «FUMIKO». Набрали, восстановили все обороты и пошли в 2022 год, где активно реализовывали нашу продукцию на маркетплейсах. Мы и раньше продавали там, но сторонние бренды. И в 2022 году 99,9% продаж составила наша собственная торговая марка. Продукцию «FUMIKO» стало возможно купить в любой точке нашей страны. В настоящее время мы идем к созданию монобрендового магазина, в котором будет присутствовать только собственная торговая марка. Думаю, на это уйдет порядка двух лет.
8 декабря 2022 года я открыл деловой клуб «Эталон». Являюсь его президентом. Наша миссия – создание здорового и уважаемого сообщества предпринимателей, способствующего развитию личности и бизнеса каждого резидента, и позитивное влияние на процветание России. Мы распространяем традиционные моральные ценности русского предпринимателя и возрождаем образ предпринимателя как человека высоких идеалов, благородного и порядочного.
– Какие инструменты продвижения вы используете?
– Сарафанное радио всегда было номером один. Не скажу, что социальные сети – это серьезное продвижение. И буквально неделю назад мы видеоэкраны запустили по городу. Но, в основном, это все-таки сарафанное радио.
– Как стать членом клуба «Эталон»?
– Необходимо соответствовать требованиям и разделять наши ценности – порядочность, уважение, тяга к росту и развитию, взаимопомощь и поддержка, быть человеком, который понимает, что пришел не зарабатывать на этом рынке, а сделать что-то социальное. Для нас важен здоровый образ жизни, пропаганда его. И есть требования к кандидатам: нужно быть предпринимателем (к сожалению, не самозанятым), собственником бизнеса, принимаем только экологичный бизнес – не занимающийся разрушением экологии, здоровья человека, личный доход – 300 тыс. рублей в месяц. Членский взнос составляет 120 тыс. рублей в год. Если вы соответствуете требованиям, разделяете ценности, можете подавать анкету, будет интервью.
– Какой из маркетплейсов у вас лидирует сейчас?
– По объемам – OZON, по рентабельности – Wildberries. Стратегии разные, комиссии и целевая аудитория тоже.
– Вы все производите за пределами России? Или ваш бренд можно создавать в нашей стране?
– Электронику по доступной цене (да и, по-моему, по любой цене) в России практически не производят. Мы многое потеряли в 90-х годах, хотя были впереди Америки по разработкам, поэтому все производим в Китае. Мы не можем изготовить даже упаковку для нашего товара в России (не то что в Омске!) по нормальной стоимости. Это прямо проблема. Хотя дерево мы рубим в России, везем кругляш в КНР через одну таможню, другую, но все равно купить упаковку в Китае дешевле! Но экономическая ситуация не позволяет нам продавать дорого, мы должны напрямую работать с фабриками, что и делаем, чтобы минимизировать расходы. А вообще я за то, чтобы все делать в России и даже в Омске.
Ранее репортаж был доступен только в печатной версии газеты «Коммерческие вести» от 1 ноября 2023 года.
Фото © Максим КАРМАЕВ