Зачастую руководители организаций обращаются к специалисту слишком поздно: когда сделки компании уже признаны недействительными.
Порой единственным способом для кредиторов получить хоть что-то от несостоятельной компании является привлечение к субсидиарной ответственности ее контролирующих лиц. Поэтому количество таких заявлений с каждым годом только растет.
Даже если вы являетесь добросовестным директором компании и объективно не имеете отношения к доведению компании до банкротства, риск быть привлеченным к субсидиарной ответственности остается.
В статье мы дадим пять советов, которые позволят этот риск уменьшить и защитить вас от возможных претензий кредиторов и арбитражного управляющего.
Работа с хранением и передачей документов компании
Одно из самых распространенных действий, за которое привлекают к субсидиарной ответственности действующих или бывших руководителей компании, является непередача документации арбитражному управляющему.
Если лицо, обязанное хранить документы должника-банкрота, скрывает их и не предоставляет арбитражному управляющему, то подразумевается, что его деяния привели к невозможности полного погашения требований кредиторов.
С учетом этого руководителю организации важно корректно организовать хранение документации и ее передачу.
1) Необходимо заранее иметь представление о перечне документов, которые всегда интересуют арбитражного управляющего. Обычно от ситуации к ситуации данный перечень отличается несущественно.
Больше всего арбитражного управляющего будут интересовать документы, подтверждающие права компании на ее активы и раскрывающие обстоятельства их отчуждения Должником, а также документы, позволяющие выявить сделки, потенциально подлежащие оспариванию.
2) Следует корректно фиксировать каждую передачу документов от директора, прекращающего исполнение своих полномочий, к новому директору.
Это весьма распространенная ошибка, так как часто подобные ситуации разрешаются «на доверии», с обещанием подготовить акт приема-передачи документов в последующем.
Подобный подход ставит бывшего директора компании в сложное положение – документов у него фактически уже нет, но юридически это подтвердить нечем. При возникновении спора об истребовании документов в деле о банкротстве остается лишь надеяться на добросовестность нового директора.
Однако зачастую при возникновении споров о привлечении к субсидиарной ответственности такие надежды не оправдываются.
3) Необходимо провести работу с содержанием документа, фиксирующего передачу документации арбитражному управляющему.
В ваших интересах избегать абстрактных формулировок, так как в случае возникновения спора о передаче документации суд с большой долей вероятности займет сторону арбитражного управляющего.
К примеру, формулировку «договоры купли-продажи за 1 кв. 2019» заменяйте на список конкретных договоров по каждому контрагенту за указанный период, с обозначением реквизитов и дат.
4) Придерживайтесь правила: каждый переданный арбитражному управляющему документ должен сохраниться у вас в копии, в том числе на электронном носителе.
5) Обращайте внимание на каждый пункт из поступившего запроса арбитражного управляющего о предоставлении документации.
При отсутствии истребуемых документов необходимо подготовить по каждому из недостающих пунктов достоверные и подробные пояснения.
6) Если спор об истребовании документов завершен не в вашу пользу и уже возник спор о привлечении вас к субсидиарной ответственности, помните о двух важных моментах.
В случае когда передача документации становится невозможной ввиду объективных факторов, находящихся вне сферы контроля директора, то директор освобождается от ответственности за непередачу документов арбитражному управляющему.
Примером такого фактора является невозможность передачи в случае изъятия документации Должника правоохранительными органами.
Кроме того, факт непередачи каких-либо документов является основанием для привлечения к субсидиарной ответственности, только если он привел к существенным затруднениям в проведении процедур банкротства, а также сложностям в формировании конкурсной массы.
Работа с дебиторской задолженностью
Дебиторская задолженность обычно составляет существенную долю активов организации. Нередки ситуации, когда по части дебиторов пропускается срок исковой давности для взыскания.
Директору стоит помнить, что любая просроченная дебиторская задолженность – это потенциальное основание для взыскания с него убытков либо привлечения к субсидиарной ответственности.
Чтобы избежать риска ответственности по данному основанию, директору необходимо:
1) постоянно следить за сроками для взыскания задолженности, по ряду гражданско-правовых договоров срок может отличаться от стандартного в меньшую сторону (пример: для договоров транспортной экспедиции срок исковой давности составляет один год, а не три);
2) активно взыскивать дебиторскую задолженность;
3) осуществлять мониторинг контрагентов на предмет их несостоятельности, чтобы при возникновении дела о банкротстве своевременно направить заявление о включении в реестр требований кредиторов контрагента;
4) участвовать в переговорах с контрагентом, итогом которых будет подписание документов, обновляющих срок исковой давности (к примеру, актов сверки взаимных расчетов).
Грамотная работа с дебиторской задолженностью позволяет улучшить как финансовое положение компании, так и ее руководителя, в случае возникновения спора о привлечении его к субсидиарной ответственности.
Структурирование работы с контрагентами
Одним из оснований для привлечения к субсидиарной ответственности директора может выступить совершение сделок с лицом, заведомо не имеющим возможности исполнить свои обязательства («фирма-однодневка»).
Чтобы избежать подобного риска, советуем структурировать свою работу с контрагентами путем оформления сводных таблиц, справок, которые будут содержать основную информацию о контрагенте – о его активах, аффилированных лицах, контактах для связи, судебных спорах.
Сам факт наличия данных документов, во-первых, позволит снизить риск неисполнения контрагентом своих обязательств при заключении договора, а во-вторых, будет свидетельствовать о проведении аналитической работы директором должника при выборе контрагентов, что снижает вероятность предъявления к нему претензий арбитражным управляющим и кредиторами впоследствии.
Отслеживание возможного возникновения признаков объективного банкротства организации
Объективное банкротство – это момент, когда компания потеряла способность погасить все требования кредиторов из-за превышения объема долгов над реальной стоимостью ее активов.
Добросовестному руководителю необходимо учитывать именно реальную стоимость активов, которая может быть как выше, так и ниже балансовой стоимости, и не строить иллюзий касательно финансового положения организации.
При возникновении признаков объективного банкротства добросовестный руководитель в течение месяца должен обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании организации несостоятельной.
Если же руководитель принимает решение о продолжении деятельности, особое внимание директору стоит уделить подготовке экономически обоснованного плана по выводу организации из кризисного положения.
Руководитель, который выполнял разумный экономически план и обоснованно надеялся на выход компании из кризиса, может быть освобожден от субсидиарной ответственности «на тот период, пока выполнение его плана являлось разумным с точки зрения обычного руководителя, находящегося в сходных обстоятельствах».
Суть экономического плана – в подготовке перечня конкретных мероприятий, которые должны позволить организации погасить возникшую кредиторскую задолженность и уменьшить диспропорцию активов и пассивов организации.
Примерами подобных мероприятий выступают обращение в суд для взыскания дебиторской задолженности с контрагентов, оптимизация расходов, заключение предварительных договоров с контрагентами, подразумевающих поступление существенных денежных средств на счета компании.
Серьезным аргументом будет привлечение для оценки данного экономического плана внешних консультантов, которые объективно оценят реальность данного плана и оформят свои выводы в формате заключения, которое впоследствии можно показать в судебном споре.
Своевременное обращение к специалисту
Зачастую руководители организаций обращаются к специалисту слишком поздно: когда сделки компании уже признаны недействительными, спор о передаче документов арбитражному управляющему завершен (и не в пользу руководителя), а процесс по субсидиарной ответственности подходит к своему завершению (либо решение о привлечении уже вынесено судом первой инстанции).
В то же время ключевым моментом для директора является правильная подготовка к возможному делу о банкротстве и возникающих в рамках него спорах.
Привлечение специалиста позволит заранее оценить перспективы рисков оспаривания сделок, проанализируют возможные последствия действий/бездействий директора, проработают позицию для потенциального спора о привлечении к субсидиарной ответственности. Также с помощью специалиста проще определить стратегию взаимодействия с арбитражным управляющим.
Несвоевременное обращение за помощью регулярно приводит к ситуациям, когда руководитель, который при управлении компанией действовал добросовестно, не смог в суде корректно обосновать свою позицию под натиском аргументов кредиторов и управляющего.
В судах же последующих инстанций процессуальные возможности, в том числе по предоставлению новых доказательств ограничены законом. Это может стать серьезным препятствием для отмены судебных актов о привлечении руководителя к субсидиарной ответственности.
Как говорил французский философ и писатель Бернар Вербер, все нужно делать вовремя. Вчера было слишком рано, завтра будет слишком поздно.
Даниил ГОЛОКТИОНОВ, ведущий юрист компании «Лексфорт»
Ранее статья была доступна только в печатной версии газеты «Коммерческие вести» от 5 октября 2022 года.