Арбитраж признал, что 571,7 млн руб. из миллиардной субсидии, предназначенной на капремонт многоэтажек, Омскэлектро потратило не по назначению.
22 октября Министерство энергетики и ЖКК Омской области прекратило прием замечаний и предложений по проекту постановления правительства Омской области с длинным названием «Об утверждении Порядка предоставления субсидий юридическим лицам (за исключением государственных (муниципальных) учреждений) и индивидуальным предпринимателям на возмещение доходов за услуги по передаче электрической энергии, в связи с установлением Региональной энергетической комиссией Омской области цен (тарифов) на услуги по передаче электрической энергии ниже экономически обоснованного уровня».
Проект постановления был размещен на сайте министерства 14 октября, и поначалу министерство простодушно проговорилось, назвав электронную папку с документами «ППА-Омскэлектро», но потом спохватилось, переименовав в неопределенное «ППА-4113-п». Но «Коммерческие Вести» успели сделать скриншот первоначального названия, однозначно показывающего, ради кого все это затевалось. На наш взгляд, выгодоприобретателем данного постановления, когда оно будет принято, будет именно Омскэлектро.
Формирование тарифа
Ежегодно в декабре председатель Региональной энергетической комиссии подписывает приказ «Об установлении единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям Омской области на» следующий год.
В 2022 году 93,23 % «котла» (общей необходимой валовой выручки, утвержденной РЭК) приходится на Омскэнерго (филиал ПАО «Россети Сибири») и Омскэлектро. Оставшееся делилось между 26 более мелкими территориальными сетевыми организациями (ТСО).
С приходом в руководство справедливоросса Андрея ЖУКОВСКОГО доля Омскэлектро в общем «котле» начала расти:
в 2017 году – 14,92%,
в 2019-м – 15,93%,
в 2020-м – 16,59%,
в 2022-м – 19,15%.
Необходимую валовую выручку (НВВ) по регулируемой деятельности для каждой организации утверждает РЭК. Начиная с весны каждого текущего года, ТСО подают в комиссию документы о своих расходах, а РЭК обычно эти расходы сокращает поелику возможно (кому-то сокращает меньше, а кому-то побольше). Утвержденная НВВ всегда меньше, чем запрашиваемая. Но даже РЭК не все может сократить, так как эти расходы формируются по утвержденной Правительством России методике.
По логике, тарифы для потребителей должны формироваться так, чтобы после их 100%-й уплаты все ТСО получили НВВ по регулируемой деятельности и «котел» был полон. Но здесь есть одна проблема: для увеличения тарифов на коммунальные услуги установлены ограничения на федеральном уровне – их запрещено поднимать выше определенного процента.
Поэтому тарифы РЭК – во всяком случае для Омскэнерго и Омскэлектро – утверждает более низкие, чем им необходимо, исходя из НВВ.
Отрицательное сглаживание
Согласно данным РЭК, в 2020-м, 2021-м и 2022 годах тарифы на услуги по передаче электрической энергии ниже экономически обоснованного уровня применялись к двум ТСО – Омскэнерго и АО «Омскэлектро».
Речь идет о так называемом отрицательном сглаживании необходимой валовой выручки (НВВ), когда в расчет при установлении тарифов принимается не вся утвержденная той же РЭК «необходимая валовая выручка» на содержание сетей, а лишь часть ее. Последствием чего, по логике, должен стать дефицит источников финансирования для покрытия расходов, связанных с обслуживанием электрических сетей.
«Отрицательное сглаживание» в 2020-м, 2021-м, 2022 годах для Омскэнерго составило 270, 930 и 8 млн руб. соответственно для Омскэлектро – 35, 257 и 570 млн руб. – это все есть на сайте РЭК. То есть эти суммы они должны недополучить, даже при условии 100%-й платы потребителей по тарифам.
А теперь посмотрим финансовые результаты этих двух ТСО за 2020-й и 2021 год (это тоже открытые данные): у Омскэнерго – убытки, в том числе от регулируемой деятельности «услуги по передаче электроэнергии», у Омскэлектро – прибыль, включая те же самые регулируемые услуги.
В июле 2022 года на заседании комитета по экономическому развитию Омского городского совета депутаты рассмотрели результаты финансово-хозяйственной деятельности АО «Омскэлектро» за 2021 год. Их представил генеральный директор акционерного общества Андрей ЖУКОВСКИЙ:
– Инвестиционная программа выполнена на 107% в физическом объеме и на 99,96 % – в финансовом, что обусловлено экономией при проведении торгово-закупочных процедур. Объем инвестпрограммы в 371 млн рублей – рекордный за все время существования предприятия. Финансовым результатом за прошлый год стало получение чистой прибыли в размере 342 млн рублей. Хочу отметить, что этот результат тоже является рекордным за всю историю существования предприятия.
Парадокс: РЭК указывает, что акционерному обществу Омскэлектро недодали в 2021 году 257 млн руб., а оно при этом получило гигантскую чистую прибыль. Какой уж тут дефицит источников финансирования? Может, этого дефицита и не было?
Инвестиционная программа Омскэнерго
А вот у Омскэнерго финансовый результат по тому же 2021 году – минус 317 млн руб. Дефицит налицо. Да такой, что пришлось порезать инвестиционную программу, принятую годом ранее (рост НВВ в 2021-м – результат принятия этой инвестиционной программы, а последующее падение в 2022-м – ее урезание, так как РЭК в предыдущем 2021 году в тарифе на эту программу денег заложила меньше, чем сама же утвердила в НВВ).
Сравните две информации.
Вот сообщение ТАСС от 6 августа 2020 года: «Компания "Россети Сибирь" направит в 2021 году на развитие энергетики Омской области около 1,4 млрд рублей, сообщила в четверг пресс-служба правительства региона по итогам встречи губернатора Александра БУРКОВА и директора компании Павла АКИЛИНА. Эта сумма в полтора раза превышает объем инвестиций текущего года».
А вот информация с сайта РЭК Омской области о том, что 24 июня 2022 года состоялось 16-е заседание межотраслевого совета потребителей по вопросам деятельности субъектов естественных монополий при губернаторе Омской области:
«Также положительно участники заседания оценили исполнение инвестпрограммы Омскэнерго на 96%. В 2021 году на развитие электросетевого комплекса региона омский филиал «Россети Сибирь» направил порядка 530 млн рублей».
Несмотря на один и тот же 2021 год, это разные инвестпрограммы. Точнее, одна и та же, но которую официально урезали. И значительно. Инвестиционную программу «Россети Сибири» утверждает Министерство энергетики России, в том числе и изменения в нее. И то и другое (и программа, и ее изменения) опубликованы на сайте Минэнерго – и в целом и в разрезе регионов. В частности, согласно приказу Минэнерго от 23 декабря 2020 года на инвестпрограмму 2021 года по Омской области «Россети Сибири» должны были направить 930,47 млн собственных средств, а согласно приказу от 23 декабря 2021 года – уже 694,16 млн. А позже были и еще изменения. Есть, конечно, еще и запланированные кредитные ресурсы, но они тоже были значительно урезаны теми же приказами Минэнерго.
Суды
Понятно, что, если государственный орган регулирования утвердил тарифы меньше, чем признанная им же «необходимая валовая выручка» на содержание сетей, то у ТСО есть право подать в суд на возмещение убытков.
В суды подали и Омскэлектро, и Омскэнерго. Первое акционерное общество — на возмещение 257 млн руб., недоданных в тарифе 2021 года, второе – на возмещение 270 млн руб., недоданных в тарифе 2020 года.
Омскэнерго судится с весны 2021 года. Процесс затягивается, и истец уже ходатайствовал об ускорении, но получил отказ. Так что дело это долгое, другие организации по аналогичному возмещению убытков судились по два-три года.
Однако в этом деле интересна позиция РЭК, которая в своих возражениях, в частности, заявила, что необходимо проверить по факту утвержденную ею же сумму «необходимой валовой выручки»: утверждалась же она до периода регулирования, а теперь стоит проверить, туда ли ушли запланированные деньги.
Кроме того, представителем РЭК Омской области в материалы дела по спору с Омскэнерго были представлены дополнительные пояснения, согласно которым по результатам регулируемой деятельности за 2020 год убытки у истца отсутствуют. А если нет убытков, то о каком дефиците необходимых средств может идти речь?
Логика есть? Но Омскэлектро в арбитраже требует возмещения 257 млн руб. за 2021 год, когда у него по регулируемому виду деятельности в том году была прибыль! Если этот довод применим к одному истцу, то он должен быть применен и ко второму.
Субсидии
Но вернемся к планируемым субсидиям из областного бюджета, с которых начался этот материал.
Как сказано в проекте нормативного акта, «целью предоставления субсидии является возмещение недополученных доходов сетевой организации за услуги по передаче электрической энергии, в связи с установлением РЭК Омской области цен (тарифов) на услуги по передаче электрической энергии ниже экономически обоснованного уровня за 2022 год». То есть бюджет Омской области должен будет добровольно без всякого суда доплатить.
Даже без всякого рода конспирологических измышлений можно однозначно заявить, что основным выгодоприобретателем этой субсидии должно стать Омскэлектро. По одной простой причине: не зря же речь идет только о 2022 годе, а не о предыдущем, хотя убытки от 2021-го — они же никуда не делись и в текущем году. «Отрицательное сглаживание» в 2022 году у Омскэнерго всего 8 млн (все недофинансирование инвестиционной программы ушло в 2021 год), а у Омскэлектро – 570 млн руб. При такой разнице Омскэнерго даже можно с барского плеча отдать эти 8 млн руб.
Нецелевое использование
Но почему вдруг областной бюджет озаботился субсидией для прибыльного Омскэлектро, принадлежащего муниципалитету?
А вот почему. 4 октября 2022 года Восьмой арбитражный апелляционный суд вынес постановление, которое вступило в силу, о том, что Омскэлектро, получив в декабре 2019 года субсидию в размере 997 611 030 руб. 59 коп. на капремонт многоквартирных домов в Омске, за счет этих денег «осуществляло расходные операции по текущей деятельности АО «Омскэлектро» на сумму 571 797 964 руб. 48 коп., в частности, покупку товарно-материальных ценностей, оргтехники, программного обеспечения, выплату заработной платы, уплату налогов, взносов, оплату электроэнергии, погашение кредитов, исполнение требований исполнительских документов и т. д. Данные обстоятельства подтверждаются выписками по расчетным счетам общества. Судом апелляционной инстанции установлено, что спорные расходы общества не были связаны с оплатой работ, услуг по капитальному ремонту общего имущества многоквартирных домов. Поскольку Соглашением объем, целевой характер расходования выделенных средств обозначены четко и определенно – капитальный ремонт общего имущества многоквартирных домов, то расходование спорных бюджетных средств на иные нужды общества является нарушением бюджетного законодательства (статьи 38, 78, 306.4 БК РФ). Суд апелляционной инстанции отмечает, что нарушение адресности, направление бюджетных средств на цели, которые прямо не предусмотрены соглашением о предоставлении субсидии, являются нецелевым использованием бюджетных средств».
То есть суд признал наконец то, о чем «Коммерческие Вести» писали на протяжении двух с половиной лет. Следующим этапом может стать изъятие нецелевым образом потраченных денег. Именно поэтому срочно нужны акционерному обществу новые субсидии.
Ранее статья была доступна только в печатной версии газеты «Коммерческие вести» от 2 ноября 2022 года.