В колледже сегодня занимаются 2 тысячи студентов из 83 регионов России.
В декабре в Омске была зарегистрирована автономная некоммерческая образовательная организация высшего образования «Федеральная академия социальных технологий» (далее Федеральная академия). Ее ректор и совладелец, а также создатель еще нескольких образовательных организаций, доктор педагогических наук, профессор Владимир ГАМ рассказал обозревателю «Коммерческих Вестей» Анастасии ИЛЬЧЕНКО, где разместится новое учебное заведение, какие специальности в нем можно будет получить.
– Владимир Иванович, вы создали довольно много образовательных проектов. Расскажите, какие из них и сегодня работают.
– Практически все проекты, которые открывались, живы-здоровы. Самые крупные – Многопрофильная академия непрерывного образования (МАНО), в состав которой входят Сибирская школа нового поколения, колледж, курсы повышения квалификации и профессиональной переподготовки. Сибирский институт непрерывного дополнительного образования тоже успешно работает, занимается дополнительным образованием детей и взрослых. Кроме того, набирают обороты «Академия Гамма», Центр образовательных инициатив. В Санкт-Петербурге сейчас создаю Балтийскую академию с направлением деятельности примерно, как у МАНО.
– Расскажите про Федеральную академию социальных технологий, которая была зарегистрирована в декабре прошлого года.
– Федеральная академия социальных технологий студентов пока не принимает. Но в ней уже работают специалисты, которые создают программы. Чтобы Федеральная академия заработала, нам предстоит пройти лицензирование в Федеральной службе по надзору и контролю в сфере образования и получить лицензию на ведение образовательной деятельности. Площади у нас есть, заключение Роспотребнадзора получено. Заканчивается разработка учебных планов и программ, приобретается необходимое оборудование. Предполагаю, что в ближайшие месяцы мы подадим документы на лицензию, а в сентябре Федеральная академия заработает.
– Где разместится академия?
– В здании «Миллениума». У нас в этом офисном центре площадь 2,8 тыс. кв. м. Со временем Федеральная академия займет свое место в новом здании по ул. Звездова, 40. В настоящее время занимаемся его проектированием. Здание будет двухэтажное, площадью 1,5 тыс. кв. м, красивое, с архитектурой под старый Омск, но в современном выражении.
– В Интернете есть сайт Академии социальных технологий в Москве. Ваша Федеральная академия социальных технологий с ней связана?
– Мы к ним никакого отношения не имеем. У нас отдельное юридическое лицо в Омске со своим расчетным счетом. Федеральная академия социальных технологий даст возможность в том числе выпускникам нашего колледжа получить высшее образование. В 2022 году в колледже было 380 выпускников, и все они хотели бы получить высшее образование: «У вас так удобно все сделано, в таком режиме мы бы и в вузе поучились». А почему нет? – подумали мы и стали воплощать в жизнь новый интересный проект.
– Получается, вы создаете Федеральную академию по запросу потребителей?
– Да. И запросы идут не только от бывших выпускников колледжа. Учителя тоже интересуются: «Я окончила педучилище, учиться в вузе (даже на вечернем или заочном отделении) мне неудобно. Сделайте, чтобы было удобно». Пойдем от клиента, поскольку все наши организации клиентоориентированные.
Любая отрасль дает хорошую отдачу, если ты не выводишь деньги за рубеж, а вкладываешь в свое дело. Тогда оно будет расти. Мы вкладываем средства в образование, являемся добросовестным налогоплательщиком. Вот возьмем нашу школу. Она уникальная, в Омской области такая одна. Как доктор наук и профессор, я подошел к вопросу организации учебного заведения с научной точки зрения, использовал свои наработки. На сегодняшний день опубликовано 120 моих научных работ, из которых 5 – монографии. Издано 5 книг, например «Организация проектной деятельности обучающихся», «Системные изменения в образовании: методология, стратегия, инструментарий», «Методологические и методические основы организации сетевого обучения в школе». Эти научные работы позволили нам грамотно выстроить учебный процесс и выгодно отличаться от других образовательных организаций.
Скажите, в какой школе есть психология общения? А в Сибирской школе нового поколения – есть. Мы учим детей общаться друг с другом, со взрослыми, с учителями, на улице и т. д. Есть в школе кукольный театр, реализуется проект «Я и мой дом», введено «проектное обучение». Как оно должно выглядеть в 1 классе, когда детям по программе надо выполнить 12 проектов, и при этом они еще читать-писать не умеют? А мы поняли, как это сделать. Создали семейно-школьный проект, когда дети вместе с родителями в 1 классе «строят» свой дом, в котором будут жить через 20 лет. В 4 классе учащиеся обсуждают свою семью – кто их бабушки, прабабушки, во 2-м занимаются животными. Когда дети приводят в школу кошечек, собачек, всем имена дают, презентации составляют, уже ни о каком жестоком обращении с животными и речи быть не может. И каждый год у нас новая более сложная программа. Когда к нам дети переходят из некоторых элитных школ Омска, мы полгода их «оттаиваем», чтобы они открылись, начали здороваться, понимать, что их окружают приветливые и добрые люди.
Кроме того, мы создали «Электронную гимназию», которой особенно активно пользуются дети, проживающие в северных регионах России, в сельской местности, где не хватает учителей-предметников. Мы за три года выполнили колоссальную работу – записали 14 440 уроков с 1 по 11 класс. Ребенок в любое удобное ему время 24/7 может зайти в «Электронную гимназию» и позаниматься. Мы предлагаем скан учебника, лекцию учителя с объяснением нового материала, задания, которые выполняются под руководством учителя, и задания для самостоятельной работы.
– В вашем колледже тоже можно учиться удаленно?
– Конечно. В колледже сегодня занимаются 2 тысячи студентов из 83 регионов России. У нас дистанционное образование. Ну не всем дано быть академиками, профессорами. У каждого человека есть определенный порог, выше которого он не может прыгнуть. Это нормально. Поэтому мы открыли колледж, где обучаем по нескольким направлениям. Сделали так, что можно было параллельно учиться в 10-11 классах любой общеобразовательной школы и в нашем колледже. После окончания школы ребята доучиваются у нас еще год и получают профессиональное образование.
– Конкуренция у вас в Омске большая?
– Да бог с вами, у нас вообще нет конкурентов! (смеется). Вот в Омске долго процветало семейное образование. Я им успешно занимался. И наша школа была вне конкуренции.
– Сейчас семейного образования разве нет?
– По закону есть, но государство перестало выплачивать родителям компенсацию за то, что их дети не посещают государственные школы, поэтому семейное образование тихо умерло само собой. Единицы продолжают учить детей на семейном. А раньше родители полагали, что средства, которые им выплачивали, – это оплата за частную школу, репетиторов и т. д. Ведь понятно же, что, начиная с 3 класса, родители не могут обучать детей самостоятельно. Это утопия, что на семейном образовании без помощи специалистов-предметников дети достигают высоких результатов.
Почему муниципальной школе это невыгодно, я не понимаю. А ведь я экономист по образованию. Да, частным школам сейчас государство помогает. Примерно по 2 тыс. рублей в месяц на каждого ученика нам выделяют субвенцию. Но затраты на школьника в общеобразовательной школе больше, чем у нас. А почему? Оборудование у нас лучше, учителя получают зарплату в два раза больше, чем в муниципальных школах. Что-то в этом супе сделано неправильно, не те ингредиенты, видимо? Может быть, слишком большой контроль государства? В РФ не хватает свободного принятия решений – без оглядки. Образование можно было бы поднять на очень хорошую высоту, в том числе и в Омске. Если бы не это препятствие.
– Сегодня в вашей школе есть семейники?
– Единицы. На всю школу, может быть, человек 10. А раньше вся школа состояла из детей на семейном образовании – около 480 человек. В городе тогда было 1500 семейников. Сейчас если сотня осталась, то хорошо.
– Получается, треть от всех семейников училась у вас. К вам шли за качеством образования или за чем-то другим?
– Здесь много условий. Во-первых, более комфортная обстановка, потому что в классе не 30-36 человек, а 15 – максимум 18. Во-вторых, мы приближены к жилью, находимся в густонаселенных микрорайонах, где мало школ. Например, на Левом берегу открыли филиал школы на ул. Туполева. Там рядом школы № 7 и 33, которые перегружены и работают в три смены. В-третьих, у нас одна смена. В-четвертых, наша школа без домашнего задания и при этом у учащихся нет проблем со сдачей ОГЭ, ЕГЭ и т.д. Сейчас читатели-учителя на меня накинутся: «Как без домашнего задания!? Да надо столько задать, чтобы до полуночи сидели и родители плакали вместе с детьми, выполняя его!» Это все чушь. Домашнее задание должно занимать 1-1,5 часа в день. И его без проблем можно сделать в школе. Домашнее задание – это отработка новых компетенций, которые получены на уроке. У нас в школе просто на один урок больше, на нем и выполняется домашнее задание. Понятно, что литературу, английский, историю за один урок выполнить нельзя – надо читать. По этим предметам мы даем задания на дом, а то, что касается алгоритмов, решений, где нужна консультация учителя, все делается в школе.
– Учителям тоже проще так работать?
– У нас учителю методически готовиться к уроку не надо. За него это сделали ученые академии. Они составили к урокам тесты на новый материал с подпоркой на изученное раньше. Учителю остается только проверить результаты по шаблону. По русскому и математике в 8 классе мы за год выполняем 120 тестов. После этого на ОГЭ, ЕГЭ у обучащихся не возникает ни вопросов, ни стресса, они с подобными тестами работали много раз.
– Сколько у школы филиалов?
– Три. Один в «Миллениуме», второй – на ул. Иркутской, недалеко от Сити-центра, третий – на ул. Туполева.
– На ул. Иркутской школа недалеко от места, где планируете построить новое здание?
– Да, это помещение и хочу заменить. Дело в том, что данное здание в аренде. Мы находимся на первом этаже жилого дома, а это очень неудобно: много бдительных граждан в возрасте жалуются участковому, что дети кричат, когда идут по улице, балуются и т. д. Поэтому хотим уйти в отдельно стоящее собственное здание.
– Давайте вернемся к Федеральной академии. Какие программы, направления там будут? И кстати, какие у вас в колледже?
– У них схожие программы. Я доктор педагогических наук и меня все время тянет в педагогику. Поэтому в колледже обучаем по специальностям: дошкольное образование, коррекционное дошкольное, учитель начальных классов и коррекционное начальное. Дальше выпускники колледжа могут продолжить учиться в Федеральной академии. Там откроем подготовку учителей начальной школы, дадим им высшее образование. Мы видим, что многие выпускники колледжа работают предметниками в школах, чего вроде бы быть не должно. Но, видимо, когда совсем нет учителей, приходится. И я считаю, им нужно предоставить возможность пройти подготовку по предметам. Мы пока выбрали один – историю, чтобы пройти лицензирование. Да и для заочной формы эта специальность больше подходит. Вторая специальность – финансы и кредит. Ее тоже не случайно ввели – в школах на маленькую зарплату не могут найти бухгалтеров. Будем готовить. Третья – психология и социальная работа. Общество при современном капитализме очень нестабильно, особенно его основная ячейка – семья. Сколько по телевизору показывают ситуаций: то папа с ума сошел и всю семью порезал, то дети в школе корзину с мусором учителю на голову надели. Эти вещи надо купировать и упреждать, а для этого нужны специалисты.
– Психологию и социальную работу будете изучать только в рамках системы образования?
– Не только. Данная профессия пригодится, например, и в службе социальной поддержки пенсионеров. У нас очень много одиноких людей. Нужны люди, занимающиеся тем, чтобы бабушки и дедушки как можно дольше жили, чтобы более комфортно проходила их старость.
– У вас будут учиться и те, у кого сегодня нет работы. И после окончания Федеральной академии они захотят пойти на более денежное место, чем бухгалтер в школе. Возможно, будут работать совсем не по полученной специальности. Как решить этот вопрос?
– Вы имеете в виду конкретный регион? Если наш выпускник пойдет работать в Москве, Салехарде, Ханты-Мансийске, во Владивостоке, в Хабаровске, на Сахалине, он получит такую заработную плату, которая нам с вами даже не снилась! Заработная плата – это вопрос политики конкретного региона. Вы видели название нашей организации? Первое слово – Федеральная! Академия будет работать на всю Россию, а не на конкретный регион.
– Планируете работать по целевым направлениям?
– Не вижу смысла. Целевые направления нужны государству, чтобы привязать выпускников к чему-то. А нам зачем? Мы просто готовим свободно и критически мыслящего, знающего себе цену гражданина. Это фундаментальная цель. Если вернемся к нашей школе, то вопрос номер один, который стоит перед учителями, – это сформировать в голове ученика образовательную цель. У большинства российских школьников образовательная цель не сформирована – они не понимают, зачем ходят в школу. Мы с 1 по 11 класс формируем сначала короткие образовательные цели, а затем перспективные. Помните, я рассказал про проект «Я и мой дом»? Это перспективная образовательная цель, которая формирует личность ученика, это профилактика ЛГБТ, потому что когда мы рассказываем про семью, то говорим, что в ней будут мама, папа, дети, бабушки, дедушки, там не будет розовых и голубых, которых в природе нет.
– Но дети к вам приходят из уже сформированных семей.
– Они еще маленькие, семилетние, это пластилин, из которого можно слепить все что угодно. Но вернемся к целевикам. Вы знаете, что в Великобритании все высшее образование платное? И стоит очень дорого. Но вузы забиты студентами. Откуда? Когда студент сдает тесты, он идет в банк и берет кредит. Учится один семестр. Если заваливает экзамены, возвращает банку деньги. И так каждый семестр. Тьютор, т. е. наставник, подбирает предприятие, которое покупает выпускника, гася его кредит. Я поразился: почему мы до сих пор этого не сделали? Не надо брать их программы, они не очень адаптированы к русскому менталитету, но порядок-то можно перенять.
– Какое количество учащихся будет в академии?
– Пока рассчитываем на 100 на каждом курсе, т. е. около 500 человек. Дальше посмотрим. Возможно, откроем дополнительные специальности. Мы изначально, например, собираемся выпускать только историков, но в этой же линейке без дополнительной лицензии сможем готовить и другие специальности. Так и по другим направлениям. Будем смотреть, какие востребованы. Нас, конечно, интересует информатика, но мы пока не уверены, что сможем в заочном режиме ее преподавать. Она все-таки требует догляда и живого обучения.
– Большая часть учащихся в Федеральной академии будут заочники или на дистанте?
– Мы их не делим. Очное отделение, пока здание не построим, открывать не планируем. Будем выпускать бакалавров. Магистратуру можем открыть и сейчас, поскольку в академии работает 4 профессора, но дождемся своих выпускников-бакалавров и, если у них будет потребность, запустим магистратуру. Магистр – это ведь полученая степень, это не практик, а человек, который защищает диссертацию, занимается исследовательской работой.
– Как пережила ваша частная школа пандемию и 2020 год?
– В МАНО есть информационно-аналитический отдел, в котором трудятся 7 программистов, создана современная база. Мы еще до пандемии поставили задачу – научить учителей работать дистанционно, ведь у нас есть «Электронная гимназия». Две недели учились. Поэтому в начале пандемии у нас все было просто. Ученик садится дома за планшет, компьютер или ноутбук, учитель тоже дома через ноутбук (мы выдали каждому) ведет урок. Мы потом оценили качество занятий и пришли к выводу, что оно не сильно упало. Да, где-то подсело, но не катастрофически. Мы уровень выдержали. Я говорил с директорами других частных школ, у них тоже проблем особых не было. Все нашли способ решить вопрос.
– Директоров частных школ кто-то курирует в Министерстве образования?
– Нет, мы сами собираемся – создали Ассоциацию частных школ. У нас же много общих проблем. Самые больные вопросы те, которые задают родители и на которые у нас нет ответа. Например, есть закон, что с 1 по 4 класс всем детям в РФ положено бесплатное питание. Родители спрашивают, почему моему ребенку не положено, он что – американец? Или второй вопрос: если всем детям в РФ положены бесплатные учебники, то почему нашим их не выдают? И почему в общеобразовательных школах на классное руководство выделяют 5 тыс. рублей в месяц, а нашим педагогам – нет. Это не просто финансовые, это дискриминационные вопросы, в них речь о разном отношении к детям. Да, родители у нас не бедные, но если судить по справедливости, то они правы, что задают такие вопросы. А я не могу на них ответить. Пока ответы на эти вопросы не получены от чиновников, от депутатов Государственной думы РФ.
– В грантах участвуете?
– Несколько раз. Но всегда получалась странная ситуация, например, выигрываешь грант на 200 тыс. рублей, а тратишь на него 400 тыс. рублей. Гранты же всегда режут: условно заявился на 500 тыс. рублей, а дали 200. А потом за него еще отчитаться невозможно, поскольку нельзя показать больше денег. Поэтому в итоге мы перестали участвовать в них.
– Расскажите о ваших небольших образовательных проектах.
– «Академия Гамма» занимается конкурсами для всех возрастов – от дошкольников до учителей. Например, конкурс о правилах дорожного движения рассылается по детским садам, ребятишки участвуют. Делаем олимпиады для 11 классов, предметные проекты для колледжей. «Центр образовательных инициатив» поддерживает идеи, которые возникают в образовательных организациях – начиная от соревнований и конкурсов и заканчивая конференциями, ярмарками. С Балтийской академией мы уже на два города замахнулись. У нас есть представители в Калининграде и Санкт-Петербурге. Сейчас ищем помещения, делаем ремонт, закупаем оборудование.
– В своих интервью вы рассказывали, что в МАНО вы привели своих сотрудников из педагогического университета. А как в других городах подбираете кадры?
– У меня много друзей по всей России, в том числе омичи, которые перебрались в другие города – Калининград, Санкт-Петербург – и продолжают работать с нами.
– Насколько образование рентабельный бизнес?
– Наш процент прибыли позволяет развиваться быстро и позитивно.
– Какова окупаемость Федеральной академии?
– Думаю, через пару лет окупится все, что мы в нее вложили. Но, конечно, это без постройки здания. И чем больше к нам придет студентов, тем прибыль будет существеннее.
– Вместе с вами работают и ваши сыновья. Готовите смену?
– Да, у обоих сыновей тоже педагогическое образование. Они закончили ОмГПУ. Один по специальностям «Физика» и «Информатика», а другой – «Информатика» и «Иностранный язык». У каждого свой педагогический опыт. Они отлично понимают ситуацию в образовании и участвуют во всех проектах.
Ранее интервью было доступно только в печатной версии газеты «Коммерческие вести» от 22 февраля 2023 года.