Многое из показанного здесь не найдешь в сети Интернет.
Экспозиция прибыла из московского «Мультимедиа Арт Музея». Она знакомит с таким особенным явлением, как японская раскрашенная фотография второй половины XIX века. В экспозиции 92 снимка.
– Мы сразу говорим, что это цифровые копии, – подчеркнула на открытии выставки директор Музея имени М.А. Врубеля Фарида БУРЕЕВА. – Потому что оригиналы выполнены в технике альбуминовой печати, которая, к сожалению, очень нежна. Изображения, полученные в этой технике, быстро гаснут; таким образом, произведение можно потерять. Невозможно поставить выставку из подлинных снимков на маршрут. Но есть выход. Современные материалы и технологии позволяют максимально точно приблизиться к оригиналу и показывать эти шедевры, этот уникальный материал в разных городах России.
Альбуминовая печать выполняется на бумаге с покрытием на основе яичного белка (альбумина), обработанной после растворами золота и серебра. Техника довольно дорогостоящая, поэтому многие фотографии небольших размеров.
Фотоделу, в том числе раскрашиванию черно-белых снимков акварелью японцы учились у европейцев, но, в отличие от последних, делали это более деликатно. Они не раскрашивали снимок целиком, а лишь расставляли легкие цветовые акценты.
Представленные на выставке фотографии сделаны в эпоху Мэйдзи (1868–1912), когда закрытая до этого от посторонних глаз Япония предъявила себя миру и от феодального строя стремительно перешла к модели передового индустриального государства.
На снимках можно увидеть гейш и самураев, актеров театра кабуки и борцов сумо, великолепные природные пейзажи и виды древних храмов и святилищ, маленькие уличные мастерские и торговцев различным национальным товаром (сыром тофу, рисовым напитком амазаке и пр.), первый японский небоскреб высотою в 12 этажей и фабрику по производству шелка. Таким образом страна показывала свои традиции и свои достижения.
– Каждый снимок сопровожден подробным текстом, в котором рассказывается о том, что здесь изображено, о каких-то малоизвестных моментах японской культуры, – говорит заместитель директора Музея имени М.А. Врубеля по научной работе Ирина СИМОНОВА. – В аннотациях содержатся такие факты, которых вы не найдете в сети Интернет. И эти фотографии, эти тексты настраивают на долгое, неспешное созерцание, на получение новых знаний.
Кому-то может быть интересна постановочная красота ритуалов, словно сошедших с гравюр укие-э, а кому-то – подлинный быт японцев полуторавековой давности. Кстати, кое-что в нем не изменилось до сих пор. Например, минимализм в интерьерах домов, отсутствие лишних деталей. Все, что связано со сном или приемом пищи, принято хранить в специальных нишах; в остальное время в помещении можно увидеть лишь несколько низких скамеек, причудливую вазу или свиток с каллиграфией на стене.
Вазы и курильницы дополняют и сегодняшнюю экспозицию. Это японский фарфор XIX века из фондов Омского государственного музея изобразительных искусств имени М.А. Врубеля. Предметы призваны поддержать атмосферу выставки и сделать ее просмотр более увлекательным.
Выставка продолжит работу до конца мая.
Фото © Алексей ОЗЕРОВ